СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как современная технология обучения подростков в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для учителя. Современная технология обучения по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Игра как технология»

Игра как современная технология обучения подростков в школе

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр:

По (характеристике) характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая  деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии;

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его части;

-его внеклассной работе.

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в. качестве ее средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.

Обучение в  игре  позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять

 Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).

Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В таких играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.

В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц.

Один из ответственных моментов в детских играх - распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре - дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т. е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, учитель использует следующие приемы:

-       назначение на роль непосредственно учителем;

-       назначение на роль через старшего (капитана, водящего);

-       выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);

-       добровольное принятие роли ребенком, по его желанию;

-       очередность выполнения роли в игре.

Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.

1.        Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика
проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.

2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.

3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия. 

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие результаты:

§        стимулируется познавательная деятельность

§        активизируется мыслительная деятельность

§        самопроизвольно запоминаются сведения

§        формируется ассоциативное запоминание

§        усиливается мотивация к изучению предмета 

Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

Просмотр содержимого презентации
«Игра как современная технология обучения»

Игра как современная технология обучения подростков в школе Подготовила: Подгорная К.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г.Амурска

Игра как современная технология обучения подростков в школе

Подготовила: Подгорная К.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №6

г.Амурска

Игра Игра   - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра

Игра   - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

контролирующие творческие Классификация педагогических игр обучающие обобщающие познавательные тренинговые развивающие

контролирующие

творческие

Классификация педагогических игр

обучающие

обобщающие

познавательные

тренинговые

развивающие

Игра используется

Игра используется

  • в качестве самостоятельной технологии;
  • как элемент педагогической технологии;
  • в качестве формы урока или его части;
  • его внеклассной работе.
Задачи

Задачи

  • Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
  • Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
  • Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Цели подростка в игре

Цели подростка в игре

  • Первая цель - удовольствие от самого процесса игры.
  • Цель второго уровня – функциональная.
  • Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры.
Позволяет научить

Позволяет научить

Реализация игровых приёмов

Реализация игровых приёмов

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Результативность

Результативность

  • систематическое использование;
  • целенаправленное построение программ, сочетание с обычными дидактическими упражнениями.
Виды игр Деловые: используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений.

Виды игр

Деловые:

используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений.

Виды игр Имитационные: имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения

Виды игр

Имитационные:

имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения

Виды игр Операционные: помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации.

Виды игр

Операционные:

помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации.

Виды игр Ролевые: отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица.

Виды игр

Ролевые:

отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица.

Распределение ролей

Распределение ролей

  • назначение на роль непосредственно учителем;
  • назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
  • выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий);
  • добровольное принятие роли ребенком, по его желанию;
  • очередность выполнения роли в игре.
Этапы Подготовительный Ввод в игру Процесс игры Анализ и оценка результатов

Этапы

Подготовительный

Ввод в игру

Процесс игры

Анализ и оценка результатов

Результат

Результат

  • стимулируется познавательная деятельность;
  • активизируется мыслительная деятельность;
  • самопроизвольно запоминаются сведения;
  • формируется ассоциативное запоминание;
  • усиливается мотивация к изучению предмета.
Важно

Важно

  • Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.
  • Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Вывод Конфуций писал:

Вывод

  • Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе" . Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является  профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!