6
Тема: «Социоигровая технология»
Начальная школа уже пятый год реализует ФГОС второго поколения, составляющей которых является Программа формирования гражданской компетентности и социализации младшего школьника.
Гражданская компетентность – это способность человека быть активным членом гражданского общества, участвовать в его создании и функционировании.
Однако не стоит рассчитывать на то, что гражданская компетентность развивается у ребёнка спонтанно, она требует системы специальных педагогических воздействий.
И здесь на помощь учителю приходит современная социоигровая технология.
Цель социоигровой технологии - оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания; воспитать самостоятельно мыслящую и социально-активную личность.
Задачи социоигровой технологии:
- помочь детям научиться эффективно общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным для учеников;
- способствовать развитию у учащихся активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитывать в школьниках желание узнавать, открывать новое.
- Достигаются эти задачи путем организации занятий, урока или любой другой деятельности как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами; отсюда и термин "социоигровая").
- Младший школьник любит играть. Природа игры такова, что она даёт право на свободу поведения и создаёт атмосферу общей увлечённости. Игровая ситуация позволяет раскрыться самым неожиданным качествам ученика. В игре ребёнок имеет возможность с интересом выполнять то, что ему нередко кажется трудным, неинтересным. Игра учит, дарит радость.
Так у нас появилась идея объединить детей вокруг игры.
Ведь игра – уникальный вид детской деятельности.
«Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок» (Л.С. Выготский).
- Перед вами классификация игр социоигровой направленности, предложенная авторами данной технологии:
1) игры для рабочего настроя. Главная задача игр: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и заниматься;
2) игры-разминки (разрядки). Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьезного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха. Они могут использоваться педагогом для разрядки трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания, так как дадут детям возможность размяться, не демобилизовываясь;
3) игры социоигрового приобщения к делу, которые могут использоваться педагогами в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу;
4) игры творческого самоутверждения имеют свою специфику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия, а не в том, что для их выполнения нужна творческая активность;
5) игры вольные (на воле) включают игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять комнате или другом замкнутом пространстве.
- Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Поэтому у каждой игры есть функции и определенные требования. (Они перед вами на экране)
При раскрытии сущности любой игровой ситуации следует выделить следующие компоненты и ряд структурных элементов. Представлены в таблице:
Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры
Компонент игровой технологии | Структурные элементы игры |
Мотивационный | Установочный момент, игровая ситуация |
Ориентационно-целевой | Задачи игры |
Содержательно-операционный | Правила игры, игровое действие |
Ценностно-волевой | Игровое состояние |
Оценочный | Результат игры |
3. Практическая часть – имитационная игра
- Мы хотим поделиться с вами опытом применения соцоигровой технологии в формировании гражданско-правовой культуры младшего школьника. Вашему вниманию мы предлагаем интеллектуальную игру «Правовой лабиринт».
- Мы все родом из детства. (как поется в одной песне: «И где найти нам средства, чтоб вновь попасть туда?») Вот у нас и появилась эта возможность. - Представьте себя, хоть на мгновение, учениками начальной школы. И совершим путешествие по лабиринту прав.
Игра носит командный (групповой характер), причем единомышленники в ней разновозрастные – это ученики 2- 4 классов. И вам сейчас тоже необходимо разбиться на группы - команды. Выбрать себе капитана (руководителя группы).
Разновозрастной состав помогает младшим школьникам приобрести проектный опыт, старшим почувствовать уверенность, значимость своего вклада в интересное дело. В процессе совместной деятельности младший школьник приобщается к работе в коллективе: учится самостоятельно выбирать, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать информацию. Старшие товарищи получают бесценный опыт организаторской работы. А все вместе приобретут опыт социального взаимодействия.
Цель игры: закрепление правовых знаний у воспитанников в области защиты прав и охраны своих интересов.
Задачи:
развивать опыт и культуру правового поведения;
совершенствовать у воспитанников собственной познавательной деятельности;
формировать умения работать в группе, выражать собственные взгляды, аргументировать;
воспитывать уважение к человеческой личности.
Ход игры
(см. разработку игры)
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о правах человека. Потому что нет счастливой, свободной, интересной жизни, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться. В нашей интеллектуальной игре принимают участие команды. _________________
- Всем предстоит блеснуть знаниями из области права, проявить смекалку и нестандартное мышление, следовать логике и не забывать чувство юмора. Вас, уважаемые члены команд, ждут увлекательные конкурсы и сюрприз.
С удовольствием представляю независимое жюри, в состав которого вошли….
- И независимых экспертов, которые знают все-все о законодательстве, правах и будут помогать в проведении конкурсов.
- Мы надеемся, что вы откроете для себя что-то новое и интересное.
- Ребятам были розданы контрольные и маршрутные листы. Каждый учебный кабинет – это игровая станция (таких было 7 станций) – они у вас прописаны в контрольном листе. На этих станциях команды встречал учитель – модератор и независимые эксперты – ученики.
- Мы с вами тоже совершим путешествие на некоторые станции, где вас будут ждать интересные задания.
1. «Юридическая консультация»
2. «Правовые исследователи»
3. «Литературная» (анаграммы, перевертыши)
(доп-ные задания, если позволит время)
- А сейчас просим Ваши команды посоветоваться и ответить на вопросы:
– Как Вы чувствовали себя в позиции учащихся?
– Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
– Возник ли у вас интерес к использованию в практике социоигровой технологии?
- Большое спасибо за Ваше понимание.
Поработали отлично! Наградить хочу я Вас.
Получите же на память все сюрприз за мастер- класс!
(раздать конфеты-сюрприз)
- Обобщая все сказанное, можно сделать вывод:
Игра, таким образом, становится моделью гражданского поведения: в ходе игры не только формируется деятельностный компонент гражданской компетентности, но и развиваются различные сферы индивидуальности человека (интеллектуальная, волевая, мотивационная, эмоциональная). Накопив достаточный опыт общественной жизни, наши ученики осознают себя активными участниками жизни гимназии в целом и отдельного класса в частности, что позволяет им легко адаптироваться в социуме.
- Свое выступление мне хочется закончить словами Конфуция: «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть современные педагогические технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Я – человек. Живу среди людей,
Тех, у которых множество идей,
И все должны мы понимать друг друга,
Ведь в этом состоит общественного жития наука.
Я – человек. И ты. И он – ведь человек.
Давайте в мире пониманья жить вовек.