Игра «Курская область»
В стремлении получить высокое качество знаний и пробудить интерес обучающихся, используются различные формы организации занятий. Одна из таких форм – учебная игра, которую можно рассматривать как одну из моделей познавательной деятельности. Игра должна разрабатываться с учетом следующих критериев:
Игра должна быть рассчитана на один урок;
Игра не должна быть сложной для понимания ее хода ученикам;
Игровое оборудование должно трансформироваться и готовиться к новому использованию очень легко (за перемену в10 мин);
Игра не должна морально устаревать;
Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников;
Учителю должно быть легко выставлять оценки по результатам игры, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка за игру;
Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней;
Некогда мной была сформирована и используется система работы над базовыми курсами физической географии в 6 классе и экономической географии в 9 классе. Проведя четкую структуризацию содержания учебных предметов, я выделила систему теоретических понятий как центральный компонент содержания, где рисунки, схемы, графики подняты до роли источника новых знаний об изучаемых объектах и явлениях. С этой целью создала географическое лото для 6 и 9 класса. Это – по сотни карточек – тестов для каждого класса и по сотни живописных карточек - рисунков, выполненных акварелью, которые отражают весь понятийный аппарат курсов, как фундамент для дальнейшего географического образования.
Детям очень нравится такая система работы. По такому типу
обучающиеся предложили и выполнили проект (игра «Курская область»)
Суть игры заключается в следующем:
На доске пишутся фамилии обучающихся класса.
На руки детям выдается одинаковое количество карточек – рисунков.
Карточки – тесты остаются у учителя.
Условия игры: порядок на столе; никаких лишних слов, сидя за столом, кроме ответа. т.к каждое лишнее слово это минус у фимилии обучающегося на доске; зарабатывание плюсов в ходе выполнения учебных операций, предложенных учителем;
Ход игры.
Учитель зачитывает карточку - тест, например: Районный центр Курской области, единственный в РФ из районных центров, имеющий 2 литературно-мемориальных музея. Обучающийся, у которого на столе находится карточка, с соответствующим рисунком, отвечает - «Льгов». При правильном ответе он получает карточку – тест и закрывает свою карточку. Уместна работа у карты Курской ообласти и показ на ней соответствующих объектов. Уместны вопросы от детей, тому, кто отвечает, и если отвечающий не справляется – помогает тот, кто задал вопрос. Такой элемент в игре помогает обучающимся отрабатывать монологическую и диалогическую речь, умение кратко высказать свою мысль.
В случае, если ответ не последовал, тест откладывается до окончания игры. Если ответ последовал неправильный, у фамилии, давшего такой ответ проставляется «-», как и у фамилии того, кто не имеет карточки ответа, но знает правильный ответ и выкрикивает его (условиями игры является саморганизация и саморегуляция) Два минуса ведут к потере 1 балла от отметки «5». Как только у учителя заканчиваются карточки – тесты, подводится итог.
1) Отметка «5» выставляется тем обучающимся, которые тестами закрыли все карточки.
2) Берутся карточки – тесты, на которые не получены ответы. Организуется обратная работа с обучающимися, у которых не закрыты рисунки. Они дают определение к своим рисункам, но при этом у фамилии отвечающего также появляется «-»; За каждый пропущенный тест, на который не последовало определения снимается 1 балл от отметки «5». Обучающийся может исправить свое положение с «-», если дает верные определения не на свои незакрытые карточки. В таком случае при каждом правильном ответе он получает «+», а 3 плюса заменяют 2 минуса. Все действия фиксируются на доске, где вырисовывается четкое представление получаемых отметок, которые комментируются и заносятся в журнал, проставляются в дневники обучающимся.
Помимо наглядности, игра обладает многими преимуществами. В ходе игры, уместно организовывать мини беседы по карточкам, задавать вопросы проблемного характера, для более полного выявления знаний обучающихся и их коррекции по определенным темам; прорабатывать вопросы, связанные с отработкой умений и в частности с картографическими знаниями, обучение школьников приемам работы с книгами, картами атласов, и др. дидактическими средствами; умение держаться у карты и показывать объекты, давая оценку их географического положения и т.д.
Игра развивает все виды памяти, она основана на приемах мнемонической деятельности.
Дети систематически осуществляют рефлексивное действие (оценивают свою готовность, обнаруживают незнания, выявляют причины затруднений и т.п.)
Здесь адекватно сочетается репродуктивная и проблемная формы обучения, дети работают по алгоритму и творчески.
Учебный материала осмысливается всеми обучающимися через специальные приемы.
Каждому участнику и учителю хорошо видно реальное продвижение
