СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ «Дорогой памяти и славы»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1.Обобщить знания учащихся  о  Великой  Отечественной войне.

Задачи:

1. Проверить знания учащихся о полководцах и маршалах Великой отечественной войны, имеющих прямое отношение  к освобождению Курской области от немецко-фашистских захватчиков.

2. Систематизировать  знания учащихся о великом маршале, главнокомандующем  Центральным фронтом К.К.Рокоссовском К.К. Рокоссовском.

3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, выстоявшую в тяжёлой схватке с неравным врагом  в 1941 – 1945г.

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ ИГРЫ «Дорогой памяти и славы»»





СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

«Дорогой памяти и славы»





Разработала учитель истории и обществознания высшей категории, руководитель школьного музея Боевой славы Центрального фронта имени К.К.Рокоссовского

Гурова Ольга Васильевна









г. Железногорск.

2016г.





Цель:

1.Обобщить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Проверить знания учащихся о полководцах и маршалах Великой отечественной войны, имеющих прямое отношение к освобождению Курской области от немецко-фашистских захватчиков.

2. Систематизировать знания учащихся о великом маршале, главнокомандующем Центральным фронтом К.К.Рокоссовском К.К. Рокоссовском.

3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, выстоявшую в тяжёлой схватке с неравным врагом в 1941 – 1945г.



(слайд 1)

Ведущий: Добрый день уважаемые гости и ребята!

В истории каждого народа есть даты, которые никогда не будут преданы забвению. Для железногорцев, как и для всех россиян – это, прежде всего даты связанные с Великой Отечественной войной. Сегодня наша встреча проходит в музее Центрального фронта школы №9 имени К.К.Рокоссовского. Посвящена она празднованию Дня защитника Отечества.

(Сайд2). В честь такого важного для всех россиян праздника мы поучаствуем в игре «Дорогой памяти и славы». Станем свидетелями соревнования двух команд.

( на фоне музыки «Священная война» звучат слова ведущего)

(Сайд3) Мы все знаем дату 22 июня 1941 года. Голосом диктора Левитана пролетела по стране страшная весть, о том, что началась война.

(Сайд 4) На долгие четыре года мужчины покинут свои дома, семью, друзей и близких и уйдут защищать Родину. А многие из них не вернутся домой никогда.

(Сайд 5) 1418 дней и ночей будет длиться эта жестокая война, которая унесёт 27 миллионов советских граждан. (Сайд 6) Огромное количество людей будут угнаны в Германию, фашистские лагеря и на долгие годы потеряют связь с Родиной.

(Сайд 7). Солдаты и офицеры, матросы и адмиралы, партизаны и разведчики, женщины и дети, за проявленный героизм станут героями советского Союза, а многие из них станут ими посмертно.

(Сайд 8) Российские люди никогда не забудут подвиги Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Николая Гастелло, героев панфиловцев, остановивших врага под Москвой, комсомольцев-молодогвардейцев и многих, других, кто ценою своей собственной жизни уничтожал врага во имя спасения своего Отечества.

(Сайд 9) Потоками крови и слёз была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. Вот об этом мы никогда не должны забывать.

Торжественное мероприятие, посвящённое Дню Защитника Отечества считать открытым.

(слайд 10) ГИМН.

(Сайд 11)

1–й ученик.

В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно

И ею с тобой мы сильны!

2–й ученик

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучая и друзей!

3–й ученик

Как смерч, врываясь в мирные дома,

Их рушит яростно, не ведая сама,

Что веру в разум убивает

И души пламенем отчаянья сжигает.

4–й ученик

Чем оправдать детей невинных муки,

Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,

Надежд, ласкавших жизнь, крушенье

И мира варварское разрушенье.

5–й ученик

А сколько в том огне жестоком

Не избежав безжалостного рока,

Сердец сгорело молодых

Мечтавших заглянуть в глаза родных!

Ведущий: Сегодня на нашей игре пойдёт речь обо всех важных событиях: о датах, сражениях, битвах, городах-героях и конечно, полководцах Великой Отечественной войны. Для того, чтобы наша игра прошла в соревновательном духе мы с вами разбились на две команды.

1 команда.

2 команда.

Представление команд «ЮНГИ и «ПОГРАНИЧНИКИ».

Ведущий: Мы все знаем, что на всех соревнованиях и играх есть жюри. Роль жюри на сегодняшней игре выполнят наши гости. Вы будете участвовать в игре, а они будут фиксировать ответы. После окончания этапов вы свои бланки сдаёте на проверку для подведения итогов и так на каждом этапе.

Представление жюри.

1. Методист ГМЦ Протасова Валентина Павловна (долгие годы проработавшая в школе №9 и стоявшая у истоков создания нашего музея).

2. Директор школы Есипова Марина Анатольевна.

3. Чуваев Александр Ильич, ветеран Афганской войны.

4. Смирнов Сергей Сергеевич, ветеран Афганской войны.

И ещё у нас в музее присутствует наша уважаемая гостья блокадница Ленинграда Литуновская Валентина Васильевна.

Ведущий: Итак, мы переходим к первому туру игры - викторине.

(Сайд 12)

1 ЭТАП - ВИКТОРИНА. «ВЕЛИКИЕ ДАТЫ»

(Сайд 13)

  • Назовите точную дату начала Великой Отечественной войны?

  • Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война?

  • Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

  • Сколько дней длилась Сталинградская битва?

  • Сколько дней длилась Курская битва?

  • Назовите место, где произошло самое крупное танковое сражение времён Великой Отечественной войны?

  • Назовите дату освобождения города Курск?

  • Назовите операцию немцев на Курской дуге?

  • Кто командовал Центральным фронтом на Курской дуге?

  • Сколько человек получило награду Героя Советского Союза на Курской дуге?

  • Назовите лётчика, который сбил в одном бою 9 самолётов на Курской дуге?

  • Назовите имена людей, именами которых названы улицы города Железногорска, особенно отличившихся в годы Великой Отечественной войны?

  • Назовите «Хатынь» Железногорского района?

  • Назовите дату взятия Берлина?

  • Назовите точную дату окончания Великой Отечественной войны?

Ведущий: Командиры команд сдайте бланки ответов, и мы переходим к следующему этапу.

2– ЭТАП - «ПОЛКОВОДЦЫ»

(Сайд 14) За годы Великой Отечественной войны проявился полководческий талант многих советских командиров, генералов и маршалов, которые смогли в тяжелейших условиях вместе с рядовыми солдатами и офицерами ценой неимоверных усилий отразить натиск противника. Со многими из них вы знакомы через уроки истории, о других не раз слышали в музее. Проверим вашу зрительную память. На слайдах будут показаны фотографии, полководцев, чьи имена связаны со всеми битвами Великой Отечественной войны, названиями операций, орденов и медалей.

Командиры сдайте бланки ответов.

(слайд 15) Г.К. Жуков (командовал берлинской операцией, и зовут его маршал Победы)

(слайд 16) М.И. Кутузов (именем этого маршала названа одна из операций на Курской дуге)

(слайд 17) И.С. Конев (этот маршал на Курской дуге командовал Степным фронтом)

(слайд 18) Ф.Ф. Ушаков.

(слайд 19) Александр Невский (в честь этого полководца был учреждён орден для офицеров, проявивших себя во время битв и сражений)

(слайд 20) А.В. Суворов.

(слайд 21) Дмитрий Донской (именем этого полководца была названа танковая бригада во время Курской битвы)

(слайд 22) П.И. Багратион (именем этого полководца, участника войны 1812 года была названа операция по освобождению Белоруссии).

(слайд 23). К.К.Рокоссовский (данный полководец не нуждается в комментариях, его имя знают все жители Курской области)

Командиры команды сдайте бланки ответов.

(слайд 24)

3 - ЭТАП - ЭКСКУРСИЯ,

«Яркие моменты из биографии легендарного маршала К.К.Рокоссовского».

И вот мы переходим к 3 этапу нашего занятия, который называется «Яркие моменты из биографии легендарного маршала К.К.Рокоссовского». Мы не можем обойти стороной этого знаменитого человека. С его именем связано освобождение Курской области от немецко-фашистских захватчиков. Его имя непосредственно связано с нашей школой. Наша школа носит имя этого легендарного маршала. Чтобы успешно справиться с этим этапом попросим провести экскурсию по боевому пути К.К.Рокоссовского экскурсовода нашего музея Зимина Даниила.

Текст экскурсии по экспозиции:

1. Константин Константинович Рокоссовский родился 21 декабря 1896года в городе Великие Луки в семье железнодорожника.

2.Окончил 4 класса горного училища.

3.С августа 1914 года по декабрь 1917 года участвовал в первой Мировой войне в составе драгунского кавалерийского полка.

4.Имел награды: Георгиевский крест 4. 3 степени, Георгиевскую медаль 4 и 2 степеней.

5. В Красной Армии с 1918 года. Командовал в разное время эскадроном, дивизионом, кавалерийским полком, 5 кавалерийской бригадой.

6. В 1920 году участвовал в боях на КВЖД.

7. Награды: 2 ордена Боевого красного знамени.

8.Окончил академию имени М.В.Фрунзе.

9.В августе 1937 года по март 1940 года был незаконно репрессирован и обвинён в связях с польской и японской разведкой, но был оправдан.

10. Начало войны застало его в районе Луцк – Ровно, где он участвовал в танковом сражении.

11. С июля 1941 по июль 1942 года командовал 16-й армией при Западном фронте. Сражался под Смоленском , был ранен.

12. С июля по сентябрь 1942 года командовал Брянским фронтом.

13. В начале октября 1942 года командовал Донским фронтом.

14. После окружения армии фельдмаршала Паулюса, Сталин поручил ему командование всеми силами Сталинградской битвы. Именно он взял в плен Паулюса и тот отдал ему свой пистолет.

15. 5 февраля 1943 года был назначен командующим Центрального фронта. На Курской дуге оборонял северный фас фронта. Именно на Курской дуге и проявился полководческий талант К.К. Рокоссовского.

16. В 1944 году в Белоруссии командовал 1 Белорусским фронтом. За заслуги в операции «Багратион» 29 июня 1944 года ему было присвоено звание Маршала Советского союза, 29 июля 1944 года звание Героя Советского союза, 1 июня 1945 года второй Звездой Героя.

17. 24 июня 1945 года он командует парадом Победы, который принимает Г.К.Жуков.

18. После войны много лет жил в Польше и работал на военных постах.

19. В ноябре 1956 года возвратился в СССР и работал зам. министра обороны.

20. В последние годы жизни работал над мемуарами. Его книга «Солдатский подвиг» вышла через несколько месяцев после смерти маршала.

21. Тяжёлая болезнь оборвала жизнь К.К.Рокоссовского 3 августа 1968 года.

22. В Центральном Музее Вооружённых сил СССР в Москве в зале Победы находится его мундир с наградами. Наград более 40.

  • 7 орденов Ленина

  • 6 орденов Красного знамени

  • 2 медали «Золотая звезда»

  • Орден Победы.

  • Множество зарубежных наград.

В городе Великие Луки стоит памятник великому полководцу, его имя носят улицы в Москве, Железногорске, площадь в Курске, бульвар в Минске. Он почётный гражданин Гомеля и Курска.

24. Дом в Москве по улице Грановского. В нём жил многие полководцы: Конев, Будённый, Ворошилов. Там же квартира и К.К.Рокоссовского. Внуки Константин – майор СА, Павел – юрист.

1 Ведущий

Мы много знаем про боевой путь К.К.Рокоссовского и ещё раз послушали экскурсовода, а сейчас убедимся в этом. У всех на столах сигнальные карточки. Вооружитесь ими и будьте предельно внимательны.

(слайды 25 – 28)

Вопросы для викторины:

1.В каком городе родился К.К.Рокоссовский?

А) Великие Лучники.

Б) Великие Луки.

В) Великие Луги.

2. В каком училище учился великий маршал?

А) горном

Б) шахтёрском

В) воздушном

3. Участвовал ли К.К.Рокоссовский в Первой мировой войне?

А) да

Б) нет

4.Скакого года К.К.Рокоссовский воевал на фронтах Великой Отечественной войны?

А) 1918г.

Б) 1919г.

В) 1020г.

5. Какую академию закончил К.К.Рокоссовский?

А) имени С.М.Будённого.

Б) имени К.Ворошилова.

В) имени М.В.Фрунзе.

6.В каком городе К.К.Рокоссовский был ранен?

А) Луцк-Ровно.

б) Смоленск.

В) Витебск.

7.Какого генерала брал в плен К.К.Рокоссовский?

А) Гитлера.

Б) Краузера.

В) Паулюса.

8.Что при сдаче в плен сдал ему генерал Паулюс?

А) кортик.

Б) саблю.

В) пистолет.

9. Как назывался фронт, которым командовал К.К.Рокоссовский на Курской дуге?

А) Центральный

Б) Донской.

В) Степной.

10.Как называлась военная операция по освобождению Белоруссии, в которой участвовал К.К.Рокоссовский?

А) Наполеон.

Б) Баграмян.

В) Багратион.

11. В каком году К.К.Рокоссовский командовал парадом Победы?

А) 22 июня 1945г.

Б) 24 июня 1945г.

В) 25 июня 1945г.

12. Где после войны жил К.К.Рокоссовский?

А) Польше.

Б) Венгрии.

В) Германии.

13. Как называлась его книга о войне?

А) Солдатский подвиг.

Б) Солдатский долг.

В) Солдатский прорыв.

14. Сколько наград насчитывается у К.К.Рокоссовского?

А) более 30

Б) более 40

В) более 50

15.Сколько орденов Ленина у К.К.Рокоссовского?

А) 7

Б) 17

В) 27

16. Где хранится мундир и награды К.К.Рокоссовского?

А) в Центральном музее

Б) в Центральном музее вооружённых сил

В) в музее ВОВ

17. Где стоит памятник К.К.Рокоссовскому?

А) в Москве

Б) в Минске

В) в Великие Луки

18. Почётным гражданином, какого города он является?

А) Москва

Б) Гомель

В) Курск

19. В каком городе улицы названы именем маршала К.К.Рокоссовского?

А) Железногорск

Б) Москва

В) Орёл

( слайд 29)

4 –ЭТАП - «ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ»

ВЕДУЩИЙ:

Последний этап нашей игры называется «ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ» и посвятили его песням Великой Отечественной. Ведь именно они поднимали воинский дух солдат, а всему нашему народу помогли выстоять и одержать Великую Победу.

(слайд 30) Один из главных героев фильма сказал: «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»

Вы будете слушать историю песен и мелодии, затем определите, что это за военная песня и записывать в бланк №4.

ВЕДУЩИЙ:

( слайд 31)

1. Есть много мелодий у этой песни: от вальса до марша. Существовало более 20 вариантов этой песни, созданных поэтами-фронтовиками. Тщательное изучение показало, что это самая популярная песня Великой Отечественной, ставшая народной.

Как называется эта песня? «Огонек»

( слайд 32)

2. Трудно себе представить, но именно эту песню любил Чарли Чаплин. Известен и еще один любопытный факт: когда песня была уже записана на пластинку, то первые несколько пластинок оказались почему-то испорченными. Взяли матрицу – то же самое. Оказалось, что техник во время записи плакала, и матрица была полита ее слезами.

Как называется эта песня? «Темная ночь».

( слайд 33)

3. Это было 27 ноября 1941 года, батальон принял бой на подступах к Москве, под Истрой. Солдаты вырвались из окружения, и до смерти было действительно «Четыре шага», если не меньше, потому что попали они на минное поле

Как называется эта песня? «В землянке»

( слайд 34)

4. Шел 1945 год, и уже ветер грядущей победы все сильней и сильней развевал наши знамена. Об этом и хотелось сказать авторам песни, наполнить ее раздумьем о том, что уже свершили наши воины за долгие и тяжкие годы войны.

Секрет успеха этой песни очень точно объяснил Георгий Константинович Жуков; он назвал песню «бессмертной», потому, что в ней отразилась большая душа народа.

Назовите название песни. «Дороги»

( слайд 35)

5. Эта песня – одна из самых лучших за все военные годы, одна из самых героических песен военной эпохи. Она была взята на вооружение всей нашей армией, всем народом. Ее пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро, после боя курантов, она звучала по радио. До сих пор эта песня вызывает слезы и гнев к захватчикам.

Как называется эта песня? «Священная война»,

( слайд 36)

6. Эту песню исполняла Клавдия Шульженко. Слова и простой мотив запоминающейся мелодии передавали тоску по любимой, близкой и дорогой женщине, за разлуку с которой воин будет мстить врагу.

Как называется эта песня? («Синий платочек».)

( слайд 37)

7. У этой песни не простая судьба, нелегкий путь... Написана она еще в 1940 году и посвящена молдавским партизанам, в частности, герою гражданской войны Григорию Ивановичу Котовскому. Песня понравилась руководителю Краснознаменного ансамбля Александрову. Песню повторяли 3 по раза в прямом эфире.

Как называется эта песня? Смуглянка»

( слайд 38)

8. В основе этой песни лежит совершенно конкретный эпизод. О нем композитору М. Фрадкину рассказал летчик Вася Васильев. Как-то пришлось ему побывать поздним летним вечером в небольшой деревушке, в прифронтовой полосе. Остановились передохнуть. Вдруг офицер услышал звуки музыки – местная молодежь танцевала под старый, разбитый патефон. Вначале показалось странным – война и вдруг танцы... Он подошел поближе и увидел девушку, одиноко стоящую в стороне. Васильев пригласил ее на вальс. Разговорились, он спросил, как ее зовут, она ответила – Зина. Но тут пришлось проститься – просигналил шофер, пора в путь. Вот, собственно, и все. Но лейтенант не мог забыть эту девушку и попросил написать песню о том, что рассказал... Быть может, Зина услышит и откликнется... И, действительно, позже композитор получил письмо – писала Зина, просила узнать адрес молодого офицера. Но Вася Васильев уже не мог ответить: он погиб вместе со своим самолетом в одном из воздушных боев, не пожелав выброситься с парашютом над территорией, занятой гитлеровцами.

Эта песня часто звучала по радио в исполнении Леонида Утесова, как она называется? «Случайный вальс».

Сдайте бланки ответов жюри.

( слайд 39)

Ведущий. А сейчас пока наше уважаемое жюри подводит итоги,

( слайд 40)

Предоставим слово нашей уважаемой гостье блокаднице Ленинграда, Литуновской Валентине Захаровне.

( слайд 41).

Ведущий. Ребята в 2015 году вся страна отмечала 70 - летие Великой Победы. За эти годы не раз проливалась кровь советских солдат. Ярким подтверждением служит Афганская война. Слово для приветствия предоставляется участнику Афганской войны Чуваеву А. И., годы службы которого, прошли в горах Афганистана. Он не понаслышке знает, что такое война. Александр Ильич имеет медаль «За Отвагу», точно такую, как и его отец. Только его отец получил медаль на фронтах Великой Отечественной войны.

( слайд 42) Сегодня на нашей игре мы соприкоснулись с событиями Великой Отечественной войны, которая унесла 27 миллионов советских граждан, Афганская война унесла более 15 тысяч советских солдат, выполнявших интернациональный долг, Чеченские войны унесли почти 3000 российских солдат. Об этом мы никогда не должны забывать. Предлагаю почтить память погибших минутой молчания.

Метроном.

Ведущий: Слово для оглашения результатов предоставляется членам жюри.

( слайд 43) (идёт награждение команд)

Ведущий: На этом наше мероприятие подошло концу. Вы сегодня показали хорошие знания о войне, продолжайте изучать историю своей страны, своего края и станете настоящими патриотами своей Родины.

И я предлагаю закончить наше мероприятие песней времени «Помни», а исполнит её наша ученица Иванова Ирина. Подпевают все.































1 ЭТАП «ВЕЛИКИЕ ДАТЫ»

Назовите точную дату начала Великой Отечественной войны?(22 июня 1941г)

  • Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война?(1418 дней и ночей)

  • Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

  • Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200дней)

  • Сколько дней длилась Курская битва?(50 дней)

  • Назовите место, где произошло самое крупное танковое сражение времёнВеликой Отечественной войны? (Прохоровское поле)

  • Назовите дату освобождения города Курск? (8 февраля 1943г)

  • Назовите операцию немцев на Курской дуге? (Цитадель)

  • Кто командовал центральным фронтом на Курской дуге? (К.К.Рокоссовский)

  • Сколько человек получило награду Героя Советского Союза на Курской дуге? (251 человек)

  • Назовите лётчика, который сбил в одном бою 9 самолётов на Курской дуге? (А.Горобец)

  • Назовите имена людей, именами которых названы улицы города Железногорска, особенно отличившихся в годы Великой Отечественной войны? (К.К.Рокоссовский, Г.К.Жуков, Лёня Голеньков, Вера Терещенко, П.И.Сентюрёв, П.И.Батов)

  • Назовите «Хатынь» Железногорского района? (п. Большой Дуб)

  • Назовите дату взятия Берлина? (8 мая 1945г)

  • Назовите точную дату окончанияВеликой Отечественной войны? (9 мая 1945г)





2 ЭТАП «ВЕЛИКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ»

1. Г.К.ЖУКОВ

2. М.И.КУТУЗОВ

3. КОНЕВ

4. УШАКОВ

5. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

6. А.В. СУВОРОВ

7. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

8. БАГРАТИОН

9. К.К.РОКОССОВСКИЙ



























3 ЭТАП «К.К.РОКОССОВСКИЙ»

Ответ

1.

б

2.

а

3.

а

4.

а

5.

в

6.

б

7.

в

8.

б

9.

а

10.

б

11.

б

12.

а

13.

б

14.

б

15.

а

16.

б

17.

в

18.

б, в

19.

а, б





















4 ЭТАП «ПЕСНИВОЕННЫХ ЛЕТ»

1. «ОГОНЁК»

2. «ТЁМНАЯ НОЧЬ»

3. «В ЕМЛЯНКЕ»

4. «ДОРОГИ»

5. «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

6. «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК»

7. «СМУГЛЯНКА»

8. «СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!