СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по литературе по теме «Лирика».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для игры етей делим на две команды, выбираем капитанов, названия команд, девизы. Затем выполняем задания и набираем баллы!

Просмотр содержимого документа
«Игра по литературе по теме «Лирика».»

Игра по литературе по теме «Лирика».


  1. Разминка. Приветствие команд (название, девиз, приветствие команды соперника).

  2. Определение стихотворного размера и рифмы.

1 команда:

1) Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

(А.А. Фет) хорей

2) Я знаю, - томлюсь я напрасно,

Я знаю, - люблю я бесплодно,

Ее равнодушье мне ясно,

Ей сердце мое – неугодно.

(В. Бенедиктов «Я знаю») амфибрахий

3) Зачем задумчивых очей

С меня красавица не сводишь?

Зачем огнем своих речей

Тоску на душу мне наводишь?

(А. Полежаев) ямб

2 команда:

1) Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

(М.Ю. Лермонтов «Узник») хорей

2) Волшебница! Как сладко пела ты

Про дивную страну очарованья,

Про жаркую отчизну красоты!

Как я любил твои воспоминанья…

(Д. Веневитинов «Элегия») ямб

3) Уймитесь, волнения страсти!

Уймись, беспокойное сердце!

Я плачу, я стражду, -

Душа истомилась в разлуке.

(Н. Кукольник «Английский романс») амфибрахий

  1. Конкурс капитанов «Третий лишний».

1 капитан.

1) роман, поэма, повесть;

2) композиция, метафора, завязка;

3) лирический герой, повествователь, герой-рассказчик;

4) холодная душа – олицетворение, эпитет, сравнение.

2 капитан.

1) постоянный эпитет, триединство, эпитет;

2) ритм, завязка, кульминация;

3) рассказ, песня, повесть;

4) На листьях осени пожар – эпитет, метафора, сравнение.


  1. Определение темы и идеи стихотворения.

1 команда.

Определите тему и идею стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза».

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.


С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.


Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.


2 команда.

Определите тему и идею стихотворения И. Тургенева «Весенний вечер».

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой;

Ручей журчит во мгле долины,

Вдали гремит весенний гром,

Ленивый ветр в листах осины

Трепещет пойманным крылом.

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

И на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.


  1. Найди художественный прием.

1 команда. Найти эпитеты в стихотворении Н. Языкова «Элегия». Объясните цель этого приема в стихотворении.


Любовь меня преобразила:

Я стал задумчив и уныл;

Я ночи бледные светила,

Я сумрак ночи полюбил.

Когда веселая зарница

Горит за дальнею горой,

И пар густеет над водой,

И смолкла вечера певица,

По скату сонных берегов

Брожу, тоскуя и мечтая,

И жду, когда между кустов

Мелькнет условленный покров

Или тропинка потайная

Зашепчет шорохом шагов.

Гори, прелестное светило,

Помедли, мрак, на лоне вод:

Она придет, мой ангел милый,

Любовь моя, - она придет!


2 команда. Найти олицетворение в стихотворении А. Фета «Бабочка». Объясните цель этого приема в стихотворении.


Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.


Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.


Надолго ли, без цели, без усилья

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.


  1. Домашнее задание. Чтение 4 строчек из стихотворения и угадывание автора и названия стихотворения.

  2. Сочини стихотворение на тему.

1 команда. Сочините стихотворение на тему «детство» (2 четверостишия).

2 команда. Сочините стихотворение на тему «будущее» (2 четверостишия).