«ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»
(экологическая игра для начальных классов)
Цели мероприятия: расширить кругозор, знания учащихся о природе родного края; развивать познавательную активность, речь, умение сравнивать и делать выводы, логически мыслить.
Оборудование: презентация по ходу игры, карточки с цифрами: 0, 1,2,3 для каждого участника, звёздочки или жетоны (50 штук и более), грамоты и призы участникам и победителю, чистые листочки, карандаши или ручки.
В помощь учителю (рекомендации)
Мероприятие состоит из четырех туров, первый из которых отборочный. Следующие два тура содержат по 10 вопросов, а заключительный тур включает одно задание для финалистов. На каждое задание 1 или 2 слайда. Смена слайдов происходит по щелчку мыши. При верном выборе ответов, правильный ответ выделяется, а неверные исчезают по щелчку, либо правильный вариант по щелчку мыши выделяется цветом и подчёркиванием. С целью создания праздничного настроения и снятия напряжения, а также для развития творческих способностей, мероприятие включает три музыкальных паузы. Звуковые файлы вставлены в презентацию. При желании тематику пауз можно заменить.
Призы участникам заготовить за ранее.
Ход урока
I.Организационный момент
(Звучит и показывает заставка программы «Звездный час»)
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вновь приветствовать вас в нашем зале. Сегодня мы проводим игру “Звёздный час”. Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии. И тема нашей игры – “Сохраним природу России”. (Слайд 1)
Посмотрите, как выглядит наша Родина на карте: на тысячи километров она простирается с запада на восток и на много километров с севера на юг. (Слайд 2)
Ведущий читает стихотворение И. Никитина “Русь”. (Слайд 3)
Под большим шатром
Голубых небес
Вижу – даль степей
Зеленеется.
А на гранях их,
Выше темных туч
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг:
Нивы зрелые,
Что камыш густой
Тихо движутся…
Гляну к северу:
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю,
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную
Широко ты , Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
II. Актуализация опорных знаний
Ведущий: В июне 1980 года в нашей стране был принят закон об охране природы – животных и воздуха. В России существует Красная книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений. Посмотрите. (Слайд 4)
(демонстрация) Красной Книги Татарстана.
Ученик 1. (Слайды 5,6)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик 2. (Слайды 7,8)
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
Ведущий. Сегодня мы узнаем имя того конкурсанта, кто станет лучшим знатоком, защитником, любителем и другом природы.
Игра проводится в три тура:
Отборочный тур «Самый быстрый и сообразительный»
Итак, перед вами ребусы. Кто первым поднимет руку и даст верный ответ, тот проходит в первый тур. А для игры нам необходимо собрать10 человек. Внимание на экран.
Ведущий. Представься пожалуйста. Кто вы и откуда к нам приехал?
1.( представляются и встают к конторкам)
Ведущий. Переходим к 1-ому туру нашей игры.
Отвечая на заданный вопрос, вы будете поднимать карточку с нужной цифрой. Если подходят все предложенные ответы, вы поднимаете карточку с цифрой “0”. Если подходят два ответа, вы поднимаете две карточки с нужными цифрами. Время на обдумывание ответа ограничено. Как только мы говорим «ваши ответы», вы поднимаете карточки. За правильный ответ вы получаете звезду. У кого наберется наибольшее количество звезд (от 6-10 звёзд), тот переходит в полуфинал.
Итак, начинаем 1-й тур, в котором участвуют все игроки. (Слайды 9,10)
1-й тур
1. Кого называют летающей кошкой? (Слайд 11)
1) Орла. 2) Сову. 3) Филина
2. Что ест зимой жаба? (Слайд 12)
1) Насекомых. 2) Водоросли. 3) Ничего.
3. Какой цветок занесён в Красную книгу? (Слайд 13)
1) Пролеска. 2) Нарцисс узколистный. 3) Мать-и-мачеха.
4. Какое из этих растений не является лекарственным? (Слайды 14,15)
1) Крапива. 2) Колокольчик. 3) Василёк.
5. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (Слайд 16)
1) Полынь. 2) Ромашка. 3) Подорожник.
6. Какое из этих лекарственных растений встречается в нашей местности? (Слайд 17)
1) Чабрец. 2) Тысячелистник. 3) Пустырник
7. Животных какой группы больше всего на свете? (Слайд 18)
1) Насекомые. 2) Звери. 3) Птицы.
8. Назовите перелётную птицу? (Слайд 19)
1) Ворона. 2) Воробей. 3) Ласточка.
9. Назовите объект, который не является частью природы? (Слайд 20)
1) Лес. 2) Животные. 3) Дома.
10. Какой зверёк самый маленький? (Слайд 21)
1) Мышь. 2) Землеройка. 3) . Хомяк.
Ведущий. 2-й тур – полуфинал.
Итак во второй тур проходят игроки под номерами №………… Остальные ребята становятся зрителями игры. Во втором туре нужно набрать максимальное количество звезд (от 8-10 звездочек), так как в финал пройдут только 2 или 3 человека. Внимание на экран!
2-й тур
1. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Слайд 25)
1) Стрекоза. 2) Крокодил. 3) Тигр.
2. Какого жука называют опасным преступником? (Слайд 26)
1) Жук-олень. 2) Колорадский жук. 3) Майский жук.
3. Какие из этих змей есть в нашем крае и занесена в Красную книгу? (Слайд 27)
1) Гадюка. 2) Анаконда. 3) Уж.
4. Какое из этих насекомых является вредителем? (Слайд 28)
1) Божья коровка. 2) Пчела. 3) Долгоносик.
5. Какая из птиц занесена в Красную книгу? (Слайд 29)
1) Скопа. 2) Поползень. 3) Сорока.
6. Какое из этих животных Ставропольского края занесено в Красную книгу? (Слайды 30,31)
1) Кавказский медведь. 2) Кавказский олень. 3) Лесной кот.
7. Какое лесное растение может заменить мясо? (Слайд 32)
1) Орехи. 2) Грибы. 3) Ягоды.
8. У этого гриба много названий: “дедушкин табачок”, “Галкина баня”, “чёртов табачок”. Какое настоящее название гриба? (Слайд 33)
1) Сморчок. 2) Лисичка. 3) Дождевик.
9. Какая птица ест грибы? (Слайд 34)
1) Трясогузка. 2) Ворона. 3) Глухарь.
10. Куда зайцу легче бежать? (Слайд 35)
Игра со зрителями.
1вопрос.
Это долговечное дерево. Живет 400-500 лет, иногда и до 1000.Древесинаценится за твердость и прочность. Не гниет в воде, поэтому используется для постройки кораблей. Из нее изготавливают шпалы, паркет, мебель. Это тепло и светолюбивое дерево, поэтому в лесах далекого севера его не увидишь. Народ любит это дерево, слоил о нем много сказок, песен, поговорок. Он связывает с ним силу, могущество и долголетие. Дерево растет очень медленно. (Дуб)
2вопрос.
Дерево живописное. Красивы его широкие лапчатые листья, гладкий и чистый ствол. Крепка и прочна древесина, которая используется для изготовления мебели и музыкальных инструментов. Его сажают в городских парках, украшают парковые дорожки, берега прудов. Ветер далеко разносит крылатые семена дерева. (Клен)
3вопрос.
С давних пор люди оценили замечательное свойства этого дерева. Одно из них- стойкость. Дерево не боится морозов, ни жары, ни засухи, но не любит темноты. Заметив, это, человек стал сажать его там, где не могут вырасти другие деревья. У дерева очень длинные корни и благодаря им он добывает из почвы все, что ему надо для жизни. Еще одно замечательное свойство- способность очищать воздух. Это дерево здоровья. Не даром санатории, дома отдыха и лесные школы строят там, где растут эти деревья.
4вопрос.
Это дерево считается символом Родины. Оно и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько сел, деревень и рек названо в честь этого дерева. Любит его наш народ за красоту и за пользу, которое она приносит. (Береза)
5вопрос.
В непроходимых лесах под этим деревом строят медведи свои берлоги. В густых ветвях строят свои домики-гнезда белки. А в глубоких теплых гнездах в лютую зимнюю стужу выводят и выкармливают птенцов клесты. У людей пользуется особой любовью. (Ель)
6вопрос.
Эти деревья не только радуют глаз темно- зеленой листвой, но и наполняют воздух благоуханием своих скромных цветов, с которых пчелы любят собирать мед. И получается он самый душистый, самый прозрачный и самый вкусный. Древесина мягкая, легко обрабатывается и идет на токарные и резные изделия. Зацветает дерево позже всех. А в старину это дерево обувало всех. (Липа)
7вопрос.
Обладает целебными свойствами. Из ее листьев делают настои и применяют как отхаркивающее, противовоспалительное, дезинфицирующее средство при ларингитах, воспалении бронхов, легких. Растет на пригретых солнцем местах. Весной не успевает сойти снег, а уже появляются желтые цветки на чешуйчатых стебельках. Листья появляются после окончания цветения. Является ранним медоносом.
8вопрос.
Это растение применяется при болях в животе. Им хорошо поласкать рот, горло при воспалительных процессах, зубной боли, применяется и для промывания глаз, окраски волос и укрепления их корней. Волосы приобретают красивый золотой оттенок. Можно из нее приготовить ароматный успокаивающий чай.
9 вопрос.
Это растение произрастает на лугах, полях, склонах оврагов, в зарослях кустарников. Растение невысокое, с весьма характерным запахом. Мелкие соцветия-корзинки с белыми или розовыми цветками. Цветет с середины мая до конца лета. Лекарственное растение. Отвары и настои используют для борьбы с вредителями сельско-хозяйственных растений. (Тысячелистник)
10вопрос.
«Северный ананас» - так называют по- другому этот кустарник с ягодами. Еще в Древней Греции её листьями и молодыми побегами кормили лошадей. От него они быстро прибавляли в весе, шерсть становилась гладкой, красивой. Название очень точное – желтые или оранжевые плоды буквально облепляют ветки.
(Болельщики за правильный ответ получают сладкий приз.)
Ведущий. Переходим к 3-му туру – Финалу, то есть звёздный час для победителя. В финале у нас сражаются игроки под номерами……. Всех игроков по окончанию игры ждут небольшие призы.
В финале вам необходимо составить как можно больше слов из слова “Листопад” (Слайд 40) Время на составление слов -2 минуты. Слова должны быть именами существительными, нарицательными, в единственном числе, в именительном .падеже. По команде «Время вышло!» Вы по очереди называете слова, мы пишем на доске, а вы вычеркиваете у себя на листочке.. Слова не повторяем. Количество ваших звезд дает приемущество в спорных ситуациях. Вы можете воспользоваться своими звезами , если больше нет слов.
Ведущий. Вот и определился финалист нашей игры. Мы поздравляем ……… с победой! А сейчас наступил твой звездный час. Тебе слово.(Победитель желает остальным участникам не огорчаться, постараться победить в следующих играх.) Мы попросим подняться на сцену всех участников нашей игры для вручения памятных сувениров.
Поздравление победителя, финалистов и участников игры. Награждение призами всех участников.