СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая программа "Просто герой"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для  развития познавательной ак­тивности учащихся применяют нестандар­тные формы внеурочной

деятельности. Данное мероприятие сти­мулирует интерес к изучению химии и биологии,

создает условия для развития логического мышления, умения работать коллективно, применения

знаний на практике.

 

Просмотр содержимого документа
«ПРОСТО герой»

ПРОСТО — ГЕРОЙ!

конкурс по химии и биологии

Цель: развивать познавательную ак­тивность учащихся, применяя нестандар­тные формы учебной деятельности, сти­мулировать интерес к изучению химии и биологии, создать условия для развития, логического мышления, умения работать коллективно, применения знаний на практике.

(Звучит песня «Последний герой» группы БИ-2 из одноименного телевизионного проекта.)

Ведущий. Добрый вечер! Хотя и прозву­чала песня «Последний герой», но наша игра будет называться «Просто — герой!», так как выбывать из команды никто не бу­дет. Сегодня на острове «Биохимия» собра­лись игроки — учащиеся …групп. Племена «Химики» и «Биологи» готовы к любым испытаниям. Приглашаем племена на сцену. Судить конкурс сегодня будет жюри. (Представляются члены жюри.)

(Под музыку на сцену выходят игроки. Ко­манды сами выбирают форму одежды. На гру­ди у каждого игрока бэйджик с номером от одного до двенадцати, так как, кроме команд­ного, ведётся и индивидуальный учёт баллов. В каждой команде по шесть человек.)

Первое испытание Разминка «Музыкальный канат»


Ведущий. Приглашаем каждую из ко­манд построиться в одну шеренгу на рас­стоянии шести шагов друг от друга. Я буду по очереди всем игрокам задавать вопросы. При правильном ответе команда получает 1 балл и делает шаг вперёд, а соперники — шаг назад. Если игрок не знает ответа, то ему может оказать по­мощь один из членов его команды.

1. В известной песне В. Добрынина утверждается, что данная аэрозоль (смесь жидкости и газа) синяя, да ещё и похо­жа «на обман». О чём речь? («Синий ту­ман похож на обман».)

  1. В народной песне есть слова: «Я на горку шла, тяжело несла. Уморилась, умо­рилась, уморилася». "Какая кислота накопи­лась в мышцах героини? (Скорость на­ступления утомления зависит от количе­ства накопленных в мышцах продуктов обмена, в том числе молочной кислоты.)

  2. «Иванушки-интернейшнл» в сво­ём первом шлягере утверждали, что скоп­ления данного жидкого оксида «как люди», да к тому же ещё и «одиноки». Назовите формулу оксида. («А тучи, как люди, они одиноки...». Н20.)

  3. В очень известном шлягере В. Доб­рынина герой просит не посыпать его рану этим химическим соединением. На­зовите формулу вещества. (NaClHe сыпь мне соль на рану».)

5.С точки зрения химика «формула» данной исполнительницы песни о невес­те С6 Н12 О6 . («Глюкоза».)

6.«У неё глаза — два брильянта три карата», — утверждается в одной из со­временных песен. Назовите формулу дан­ного брильянта и его массу. (С — брилли­ант, т. е. обработанный алмаз. Масса 0,6 г, так как масса карата равна 0,2 г.)

Ведущий. Предоставляем слово жюри для подведения итогов первого испыта­ния (в дальнейшем ведущий предоставля­ет слово жюри после каждого конкурса) и приглашаем команды принять участие в новом испытании.


Второе испытание Эксперимент «Отыщи воду»

Ведущий. На нашем острове есть источ­ники как с чистой, так и с ядовитой водой, загрязненной присутствием щёлочи и кис­лоты. Вам предстоит при помощи химичес­ких реактивов, соблюдая правила техники безопасности, определить, в каком сосуде находится чистая вода. При правильном от­вете команда получает 2 балла.

(Команда должна из перечня реактивов выбрать индикаторы и с их помощью опре­делить, в каких пробирках находятся щё­лочь, кислота и вода.)

Ведущий. Пока команды отыскивали воду, я обнаружил на нашем острове стран­ные обгоревшие рукописи. Нашим героям предстоит восстановить эти рукописи.


Третье испытание «Таинственная рукопись»

На опалённых по краям листочках бу­маги написаны задания, которые выпол­няет игрок каждой команды индивидуально и сдаёт в жюри. За каждое пра­вильно выполненное задание член коман­ды получает 3 балла.

  1. Н2 + ? = Н2О

  2. Zn + ? = ZnCl2 + ?

  3. BаCl2 + ?=BaS04+?

  4. C+O2 = ?

5. AgNO3 + ? = AgCl +?

6. Н2О + ? = С6Н12О6


(Пока команды выполняют задание, бо­лельщики команды «Химики» исполняют номер художественной самодеятельности).

Ведущий. На нашем острове растут удивительные растения. Посмотрите, мой ассистент покажет вам некоторые из них.


Четвёртое испытание. «Краснокнижники Берёзовщины»

«Краснокнижники Берёзовщины» - животные

1.Очень осторожная птица, избегающая встречи с человеком. Гнездится в непроходимых местах (чёрный аист).

2. Редкий палеарктический вид, северного происхождения, распространенный на восток до оз. Байкал. В Беларуси отмечен на низинных болотах заказника «Звонец», «Дикое», «Споровское» и Национальном парке «Припятский», в Березинском биосферном заповеднике . Очевидно, является ледниковым реликтом (сфагновая водомерка).
3. Обитает только на открытых осоково-гипновых низинных болотах. Гнездится в Беларуси, Венгрии, Германии, Литве, Польше, России и Украине. Центром современного ареала является Полесская низменность. Стабильные группировки отмечены на болотах Званец, Споровское, Дикое, Сервечь (вертлявая камышевка).

4. Современная область гнездования расположена в таежной зоне Западной Палеарктики от Швеции до Камчатки. В 19 веке вид имел более широкое распространение в лесотундре, тайге и зоне смешанных лесов, о чем свидетельствует существование изолированных поселений вида в Румынии, Украине, Беларуси, на юге России. В гнездовой период негнездящиеся одиночные птицы наблюдались на разных рыбхозах Беларуси («Красная Зорька» Житковичского р-на, «Селец» Березовского р-на, «Красная Слобода» Солигорского р-на). Во время пролета отдельные птицы и небольшие стайки отмечаются на различных водоемах по всей территории Беларуси (луток).

5. Занесена в Красную книгу Республики Беларусь с 1981 г. Основным природным резерватом в сохранении данного вида в Беларуси в настоящее время является Полесский радиационно-экологический заповедник . Благополучное состояние видовой популяции в этом регионе связано с постепенным восстановлением численности, которому способствовало выселение местных жителей, полное прекращение всякой хоз. деятельности, вторичное заболачивание ранее мелиорированных земель и природоохранный режим территории (болотная черепаха).

6. Гнездится по берегам водоемов (в том числе и искусственных), густо поросшим кустарниками и прибрежной травянистой растительностью, в островных лесах среди закустаренных и заболоченных речных пойм. На кормежке и во время миграций встречается также в культурном ландшафте, на мелководьях и прибрежных косах озер, рек, рыбоводных прудов (большая белая цапля).

«Краснокнижники Берёзовщины» - растения

1. Этот реликтовый, по происхождению древне-средиземноморский вид обнаружен в Барановичском, Березовском, Брестском, Ивацевичском, Каменецком, Кобринском, Малоритском, Пружанском, Столинском, Пинском и Ивановском р-нах Брестской обл., Волковысском, Гродненском, Зельвен ском, Мостовском, Слонимском и Свислочском р-нах Гродненской обл., Лельчицком и Мозырском р-нах Гомельской обл.(кадило сарматское).

2. Существует поверье, что, пожевав корень этого растения, можно уснуть. Это неспроста, ведь растение ядовито. Цветки голубого, розового, сиреневого цвета появляются из-под снега, как только пригреет весеннее солнце (прострел луговой или сон- трава).

3. Многолетнее травянистое растение с золотисто-желтой чешуйчатой луковицей и прямостоячим олиственным стеблем высотой 30 -120 см., обычно растет небольшими группами или отдельными экземплярами, местами (в Гродненском и Брестском р-нах) образует значительные по площади и численности популяции. Распустившиеся цветки напоминают красивые локоны волос (царские кудри).

4. Растет более или менее плотными, разбросанными по лесному массиву куртинами. Вследствие того, что за год растение нарастает всего на 2-3 см, значительных размеров куртина может достигнуть лишь через 20-40 лет при постоянном незначительном освещении и умеренном увлажнении местообитания. При полном освещении, возникающем в результате сплошных рубок, быстро исчезает (баранец).

5. В названии этой удивительной орхидеи есть упоминание о женской обуви. Благодаря данному растению и не равнодушному отношению к красоте родной Березовской земли простого бульдозериста был сохранен уникальный уголок Берёзовского района, который в настоящее время получил статус заказника (венерин башмачок).

6. Это растение имеет резкий чесночный запах, употребляется в пищу. Встречается, как правило, на плодородных почвах. Это эфемероид, который сам себя охраняет, так как при засухе быстро увядает и увидеть его можно только в мае-июне (черемша или медвежий лук).


Пятое испытание «Загадочный цветок»

Занимательный опыт «Волшебные цветы». Из белой бумаги изготовить не­сколько цветов. Перед выходом на сцену аккуратно из пульверизатора обрызгать два цветка разбавленным раствором кис­лоты и два — разбавленным раствором щёлочи. На сцене из пульверизатора два цветка обрызгивают раствором метилового оранжевого и два — раствором фенолфта­леина (или лакмуса). Цветки окрашива­ются в разные цвета, соответственно: красный, желтый, не изменяется, мали­новый (красный, синий).


Ведущий. Один из таких волшебных цветов мой ассистент принёс мне. И сей­час с его помощью я проведу следующее испытание.

На лепестках цветка написаны вопро­сы. Члены команд по очереди подходят к ведущему, отрывают лепесток и отвечают на вопрос по биологии. За каждый пра­вильный ответ игрок получает 1 балл.

  1. Нарушение функций щитовидной железы наступает при недостатке в пить­евой воде данного вещества. (йод.)

  2. Чтобы предотвратить расстройство деятельности щитовидной железы, к по­варенной соли надо добавлять именно это вещество. Назовите его формулу (KJ.)

  3. Гормон инсулин способствует по­ступлению данного вещества в клетки пе­чени и мышц. Назовите формулу веще­ства (глюкоза С6 Н12 О6).

4. Какое вещество со­держащееся в табачном дыме убивает лошадь? (никотин).

5.Как называется заболевание печени, при котором нормальная ткань заменяет­ся рубцовой под воздействием избыточно­го употребления вещества, формула кото­рого С2Н5ОН? (цирроз.)

6. Какой волокнистый белок придаёт костям упругость? (Коллаген.)

7.Соли каких металлов входят в состав костей? (соли кальция, фосфора и магния.)

8. Какой оксид надо приложить к су­ставу для уменьшения болевых ощуще­ний?(снег или лёд.Н2О ).

9. Какой белок крови используется как лечебный препарат для повышения защитных сил организма? (у-глобулин.)

10. Назовите металл, который входит в состав гемоглобина (железо.)

11. Назовите формулу оксида, в удале­нии которого из тканей большая роль принадлежит эритроцитам. (Оксид углеpoдa (IV). СО2).

12. Какие вещества добавляют в лабо­ратории в кровь для предотвращения свёртывания? (Лимоннокислый калий или лимоннокислый натр).


Шестое испытание «Великие учёные»

На нашем острове в разное время побывали люди, которые интересовались достижениями в различных науках и они решили посадить аллею в честь великих людей. Попробуйте угадать по предложенным портретам великих химиков и биологов. А если назовете, чем они прославили свое имя, то сможете добавить баллы своей команде.


Седьмое испытание «Шифровка»

На листочках зашифрованы различ­ные химические и биологические терми­ны и понятия. Вам предстоит расшифро­вать их. За правильный ответ — 1 балл.


1. Белок — один из основных факто­ров свёртывания крови.


и



и



г


н

2. Белок, входящий в состав гемоглобина и осуществляющий перенос газов по организму.

г



о



о



н

3. Поглощение и переваривание лейкоцитами различных микробов.


а



ц




з

4. Разрушение металлов под воздействием сухих газов или не электролитов.


о


р



и


5. Вещество, которое ускоряет скорость химической реакции.


а



л



а



р

6. При полном обезвоживании кремниевая кислота превращается в этот аморфный оксид.


и




а



л





Список использованных источников :


1. « Біялогія. Праблемы выкладання” № 3, 2008




























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

За правильное выполнение задания – 3 балла

1 Н2 + ? = Н2 О


2 Zn + ? = ZnCl2 + ?t


3 BаCl2 + ?=BaS04+?


4 C+O2 = ?


5 . AgNO3 + ? = AgCl +?


6. Н2 О + ? = С6 Н12 О6







За правильное выполнение задания – 3 балла





1 Н2 + ? = Н2 О


2 Zn + ? = ZnCl2 + ?t


3 BаCl2 + ?=BaS04+?


4 C+O2 = ?


5 . AgNO3 + ? = AgCl +?


6. Н2 О + ? = С6 Н12 О6






ПРИЛОЖЕНИЕ 2


1 Нарушение функций щитовидной железы наступает при недостатке в пить­евой воде данного вещества.


2. Чтобы предотвратить расстройство деятельности щитовидной железы, к по­варенной соли надо добавлять именно это вещество. Назовите его формулу


3 Гормон инсулин способствует по­ступлению данного вещества в клетки пе­чени и мышц. Назовите формулу веще­ства


4. Какое вещество со­держащееся в табачном дыме убивает лошадь?

5. Как называется заболевание печени, при котором нормальная ткань заменяет­ся рубцовой под воздействием избыточно­го употребления вещества, формула кото­рого С2Н5ОН?


6. Какой волокнистый белок придаёт костям упругость?


7. Соли каких металлов входят в состав костей?


8. Какой оксид надо приложить к су­ставу для уменьшения болевых ощуще­ний?


9. Какой белок крови используется как лечебный препарат для повышения защитных сил организма?


10. Назовите металл, который входит в состав гемоглобина


11. Назовите формулу оксида, в удале­нии которого из тканей большая роль принадлежит эритроцитам.


12.Какие вещества добавляют в лабо­ратории в кровь для предотвращения свёртывания?

















































АННОТАЦИЯ

Методическая разработка направлена на интегрирование знаний по предметам биология и химия, путем использования нестандартных форм деятельности.

Предусмотрено проведение конкурсов, в виде различных испытаний: знание химических и биологических терминов, умение записывать уравнения химических реакций, объяснять химические опыты, знать представителей Красной Книги Республики Беларусь и т.д.

Данная разработка может использоваться преподавателями химии и биологии при проведении воспитательных и внеклассных мероприятий в рамках предметных недель.




































Введение

Методическая разработка составлена на основании материалов журнала Біялогія. Праблемы выкладання” № 3, 2008, но дополнена двумя конкурсами «Краснокнижники Беларуси» и « Великие ученые». Также подготовлена презентация с иллюстрацией отдельных конкурсов, подобраны отрывки из музыкальных произведений. Учащиеся применяют полученные на уроках знания в нестандартной обстановке, соревнуясь в составе одной из двух команд. Такая игра способствует развитию логического мышления, коллективного творчества.




































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенной игровой программы можно сделать вывод, что учащимся было интересно принять участие и проверить свои знания. Был использован не только изучаемый на уроках материал, но и требующий дополнительных знаний. Особый интерес вызвали конкурсы, где по рисункам, портретам надо было узнать, о чем или о ком идет речь. Наиболее ценным считаю то, что затронуты вопросы природоохранного характера. Представители, занесенные в Красную книгу РБ, были взяты из местной флоры и фауны. Учащиеся еще раз убедились, что нас окружает природа, которую надо знать, любить и охранять.







































Первое испытание Разминка «Музыкальный канат»

Второе испытание Эксперимент «Отыщи воду»

Третье испытание «Таинственная рукопись»

Четвёртое испытание. «Краснокнижники Берёзовщины»


«Краснокнижники Берёзовщины» - животные

«Краснокнижники Берёзовщины» - растения

Пятое испытание «Загадочный цветок»

Шестое испытание «Великие учёные»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!