Седовская общеобразовательная школа
I-III ступеней
Итоговый урок математики
6 класс

Учитель Швец Е.Г.
Цели:
Систематизировать и обобщить знания учащихся по темам,
изученным в 6 классе: «Обыкновенные дроби», «Отношения и
пропорции», «Рациональные дроби», «Координатная плоскость";
развивать у учащихся логическое мышление, внимание, умение
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
воспитывать интерес к математике
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
С 1-го класса вы изучаете числа и их свойства. Чисел так много, что невозможно назвать ни наибольшего, ни наименьшего из них. Однако все числа связаны между собой. В 5 классе вы познакомились с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. В этом году вы изучили рациональные числа, научились выполнять сложение, вычитание, умножение и деление всех этих чисел. Сегодня мы должны вспомнить и повторить все, что мы уже знаем, и завершить проект, над которым работали весь год «Построй Дворец математических наук». Урок наш будет проходить в игровой форме. ЖЕЛАЮ ВАМ ВСЕМ УСПЕХА!
III. Актуализация опорных знаний
1. Работа с сигнальными карточками.

У учащихся имеется по две карточки: одна – с плюсом (+), другая – с минусом (-). Вычислять примеры не нужно, главное – определить знак ответа.
Задания:
-10 + (-12)
57 – (-70)
(-а) · 3 · (-ху ) ·(-5) ·с
Сумма всех чисел от -571 до 570
-72 + 21 + 13 – 50
150 : (-5) · (-8)
Сумма всех чисел от -653 до 654
25 · (-3) · (-7) · 8
Произведение всех чисел от -150 до 230
2. Игра «Математическое домино

Как вы знаете правила по теме «Обыкновенные дроби» мы проверим с помощью игры. У вас имеются карточки-домино. Карточка содержит вопрос и ответ. Первым начинает ученик, у которого карточка содержит слова «Старт» и «Финиш». Он задаёт стартовый ответ. Он же даёт финишный ответ. Каждый ученик должен внимательно следить за ходом игры, чтобы не пропустить свой ответ. Ответив, ученик задаёт свой вопрос и т.д. Учитель указывает на ошибку, если прозвучал неправильный ответ. Все учащиеся одновременно следят и за тем, чтобы был дан правильный ответ.
Карточки-домино
Финиш. Из двух дробей больше та, у которой знаменатель меньше.
Старт. Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Ответ. Нужно сложить их числители, а знаменатель оставить прежним.
Вопрос. Как сравнить правильную и неправильную дробь?
Ответ. Каждая неправильная дробь больше любой правильной дроби.
Вопрос. Как найти дробь от числа?
Ответ. Нужно число умножить на эту дробь.
Вопрос. Как сократить дробь?
Ответ. Нужно числитель и знаменатель дроби разделить на их
наибольший общий делитель.
Вопрос. Как умножить две дроби?
Ответ. Нужно числитель умножить на числитель, а знаменатель
умножить на знаменатель.
Вопрос. Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Ответ. Из двух дробей больше та, у которой числитель больше.
Вопрос. Как перевести десятичную дробь в обыкновенную?
Ответ. Нужно числитель разделить на знаменатель.
Вопрос. Как разделить две дроби?
Ответ. Нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй
дроби.
Вопрос. Как сложить две дроби с разными знаменателями.
Ответ. Нужно привести дроби к общему знаменателю, а затем к числителю прибавить числитель, к знаменателю – знаменатель.
Вопрос. Как найти число по значению его дроби?
Ответ. Надо это значение разделить на дробь.
Вопрос. Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями?
IV. Закрепление умений и навыков
Математическое лото

А теперь вспомним, как решать уравнения и выполнять действия с обыкновенными дробями, а также с положительными и отрицательными числами.
Ученики решают по одному уравнению у доски. Определив ответ, находят его на карточке, на обратной стороне которой написано слово. Слово ученик записывает на доске.
1) -9х = 36 Ответ: -4 (Уравнение -)
2) -1,8х = -5,4 Ответ: 3 (золотой)
3) -5/6х = -1/7 Ответ: 6/35 (ключик)
4) 0,9х = -5,4 Ответ: 6 (который)
5) 1/7х = -5/14 Ответ: -2 ½ (открывает)
6) -2 5/6х = 17/18 Ответ: -1/3 (все)
7) х · 2/3 = -1 Ответ: -1,5 (математические)
8) 5,2 : х = -0,26 Ответ: -20 (сезамы)
После того как решат все заданные уравнения, сложится фраза «Уравнение – золотой ключик, который открывает все математические сезамы»
У нас получилось высказывание польского математика Станислава Коваля. И мне бы хотелось, чтобы вы, ребята, умели пользоваться этим ключом.
2. Математическая эстафета
Тему «Отношения и пропорции» мы повторим, выполняя задания математической эстафеты. Каждый ряд получает свое задание. Работа выполняется на скорость, но будьте внимательны, не допускайте ошибок.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Задание | Ответ | Задание | Ответ | Задание | Ответ |
| | | | | |
Дидактическая игра «Кто быстрей». Работа в парах.
А сейчас мы проверим, как вы умеете «следить» за знаками. Ученики в специально подготовленных таблицах ставят 6 точек. Обмениваются карточками. Сосед должен вместо точек записать ответ, выполнив действие деление. Затем осуществляется взаимопроверка.
| -50 | -5 | -10 | -1 | 2 | 10 | 25 |
-50 | | | | | | | |
100 | | | | | | | |
-25 | | | | | | | |
0 | | | | | | | |
200 | | | | | | | |
-150 | | | | | | | |
Игра «Рисовалка»
Еще недавно вам было совсем неведомо, что такое абсцисса и ордината. А сегодня вы свободно передвигаетесь по плоскости. Я предлагаю вам выполнить рисунки по заданным координатам и ответить на вопрос: «Что изображено на рисунке?».
1 вариант
(-4;2), (-3;4), (2;4), (3;3), (5;2), (7;0), (5;-2), (3;-2), (2;-4), (0;-4), (-1;-2), (-5;0), (-7;-2), (-8;-1), (-7;1), (-8;3), (-7;4), (-5;2), (-2;2), (0;3), (3;3) Глаз (5;0).
(Рыбка)

2 вариант
(1;2), (-2;4), (-5;4), (-3;3), (-2;1), (-1;0), (0;0), (-1;-1), (-1;-2), (0;-2), (1;-1), (2;-2), (8;-2), (5;-1), (4;0), (3;1), (4;3), (8;5), (5;4), (6;7), (4;4), (1;2)
(Ласточка)

Итог урока
А теперь давайте подведем итоги нашего проекта «Построй Дворец математических наук», над которым мы работали весь этот год. Чтобы построить наш дворец, вам необходим был фундамент. Это знания, которые вы получили в младшей школе и в 5 классе. Это всего лишь маленькая частица всех знаний. Но именно от фундамента зависит, каким прочным будет ваш дворец, и как долго он будет существовать. Вашим заданием было – выстроить в определенной последовательности основные свойства и законы чисел, дробей и пропорций. Эти знания вы получали постепенно в течении этого года. Чем глубже и прочнее знания, тем прочнее и долговечнее будет ваш дворец.
Ребята, предоставьте свои работы.
Презентация
На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание! Желаю вам хорошо отдохнуть на каникулах. До свидания!