СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые методы по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увлекательная игра, помогающая выяснить знания  учеников по данному предмету.

Просмотр содержимого документа
«Игровые методы по физике»

Игра-конкурс «О физике – и в шутку, и всерьез»

Ведущие:

- Уважаемые гости, учителя и учащиеся! Мы рады приветствовать вас на нашей игре «О физике - и в шутку, и всерьез».

- В 7 классе мы начали изучать физику. И нас до сих пор терзают сомнения, что же это за наука, интересна и полезна ли она? Сегодня мы постараемся вместе приоткрыть завесу для получения ответов на эти вопросы.

-Мы предлагаем вам сегодня посоревноваться в знаниях физики. А в соревновании примут участие 2 команды. Команда 8 класса- … и команда 9 класса…

- Что такое соревнование в физическом смысле?

- Я думаю это среда, под воздействием которой вся присутствующая масса диссоциирует на болельщиков и игроков. Причем игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей - отрицательно, а жюри электронейтрально.

- Кстати, давайте познакомимся с нашими уважаемыми членами жюри…

(представление)

- Попрошу членов жюри встать и, положа руку на физический прибор, произнести слова клятвы. Клянетесь ли вы именем великих умов человечества, положа руку на святая святых для физика – физический прибор, судить соревнование по совести? (Клянемся!)

- Будет ли ваш приговор также неоспорим, как неоспоримы законы Ньютона, верен закон Архимеда? (Да)

- Итак, все в сборе и нам пора начинать!

- Наш конкурс начинается с разминки. В течение 1 мин нужно ответить на как можно больше вопросов.

(Жюри засекает время)

1. Разминка





Разминка

  1. Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)

  2. Прибор для измерения массы тела (Весы)

  3. Ученый, в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль)

  4. Разность значения величин, соответствующих двум ближайшим штрихам на шкале прибора (Цена деления)

  5. Ученый, впервые измеривший атмосферное давление (Э. Торричелли)

  6. Численное значение нормального атмосферного давления (760 мм рт.ст.)

  7. Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени (Механическое движение)

  8. Аппарат для исследования морских глубин, опускаемый в воду на тросе с судна (Батисфера)

  9. Название тела, совершившего хотя бы один оборот вокруг Земли (Искусственный спутник)

  10. Отношение полезной работы к затраченной (КПД)

  11. Явление отсутствия веса у тела (Невесомость)

  12. Итальянский ученый, изучивший свободное падение тел. (Г. Галилей)

  13. Численное значение работы, совершенной в единицу времени (Мощность)

  14. Линия, по которой движется тело (Траектория)

  15. Закон, без знания которого рекомендуют сидеть дома (Закон Ома)



(Жюри подводит итоги)















- Ну что ж, разминка прошла. Сейчас конкурс посерьезнее. А называется он «Гимнастика ума». Каждой команде нужно вытянуть листок с задачей. В течение 2-х минут вы должны прочитать задачу и найти решение. Время пошло.

(Жюри засекает время)

Конкурс №1 «Гимнастика ума»

Задача №1.

Для приготовления салата можно использовать уксус и растительное масло. При поездке на загородный отдых небольшой компанией один физик, чтобы не возиться с двумя бутылками (масла и уксуса), налил и то и другое в один флакон. Каким образом он собирался угодить тем, кто любит только с уксусом и не терпит масло?

(Ответ. Масло 1 расположится сверху, его можно выливать через горлышко 2; чтобы выливать уксус 3, надо перевернуть флакон, и у горлышка возле пробки окажется эта жидкость.

Задача №2.

Вы оказались ярким весенним солнечным днем на берегу лесной речки, покрытой льдом. Необходимо разжечь костер, а спичек нет. Предложите способ добычи огня, кроме получения его трением.

(Ответ. Изо льда сделать ледяную «линзу» и сфокусировать ею солнечные лучи на комочке бумаги).

Задача №3.

На рисунке показано, как изменяется со временем температура металла и стекла при сообщении им одинакового количества теплоты за одинаковое время. Какой из графиков относится к металлу?







( Ответ. График №2, так как металл имеет определенную температуру плавления, которая в течение всего этого процесса остается постоянной - горизонтальная линия).

Задача №4.

Свеча горит, плавая в стакане. Что с ней будет происходить?

(Ответ. По мере сгорания она будет всплывать до тех пор, пока не сгорит вся.)

Задача №5.

Два поезда идут навстречу друг другу: один - ускоренно на север, другой замедленно - на юг. Как направлены ускорения этих поездов?

(Ответ: оба на север.)

Задача №6.

Собираясь купаться в жаркий день, вы вошли в воду, она вам показалась холоднее воздуха. Когда же вы вышли на берег после купания, эффект был обратный: воздух казался холоднее воды. Почему возник этот парадокс?

(Ответ. Температура воды меньше температуры нашего тела, которая равна 36,60 С, поэтому возникает ощущение прохлады. После выхода из воды интенсивное испарение влаги со всей поверхности тела уносит энергию, в результате чего тело остывает, и появляется ощущение охлаждения.)

Конкурс №2 «Посади формулу»

Условие конкурса: в течение 3 мин нужно засадить пустующий огород формулами, беря буквенные обозначения из ведра и составляя из них формулы.

(Лист ватмана, ведро с формулами).

Вопросы для болельщиков:

  1. Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды?

(Ответ. Снегурочка)

  1. Прибор, с помощью которого девочка Оля попала в страну, где все имена звучат наоборот. Там она встретила свое отражение - девочку Яло. (Ответ. Зеркало)

  2. Частью какого звукового прибора служил для совы хвост ослика Иа?

(Ответ. Колокольчик)

  1. Единица длины, которая есть в имени героини одной из сказок Г.Х. Андерсена. (Ответ. Дюйм)





Ведущие:

- Быть остроумным очень важно. Это часто помогает выходить из затруднительных положений. Послушайте интересные истории из жизни известных ученых-физиков и изобретателей.

  • Выдающийся немецкий физик Вильгельм Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указанием к их применению. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет Х-лучей, и пересылка их дело сложное. Считаю, что поступить можно проще: пришлите мне Вашу грудную клетку».

  • Калитка, ведущая в сад американского изобретателя Томаса Алва Эдисона, очень тяжело открывалась. Один из гостей заметил, что такой гениальный человек, как Эдисон, мог бы как-то усовершенствовать калитку и сделать так, чтобы она легче открывалась. «Мне кажется, что калитка сконструирована неплохо - ответил Эдисон,- Она соединена с насосом домашнего водопровода, и каждый, кто входит, открывая ее, накачивает в цистерну 20 литров воды».

Ведущие:

- Пока жюри подводит итоги, мы продолжим наш конкурс.

Быть остроумным человеком очень важно. А еще важнее, если таким человеком является капитан команды.

Кннкурс №3 «Поединок капитанов»

Задание 1.

С помощью линейки и карандаша как можно точнее вычислить диаметр проволоки.

Задание 2. (Кто быстрее?)

Кто из вас быстрее увеличит в 2 раза свое давление на пол?

Конкурс №4 «Приборы из кабинета физики»

Командам нужно рассказать о приборе: назвать величину, которую измеряют с помощью этого прибора, единицу измерения, цену деления, правила подключения в цепь…

(Листочки с названием приборов вытягивают капитаны команд)

Конкурс №5 «Знаешь ли ты великих физиков?»

Это историческая викторина. Вначале дается об ученом первая информация. Если поступил верный ответ (отгадана фамилия), балл присуждается команде. Если ответа нет, дается вторая информация и т.д.

(В конце показывают портрет ученого).

Задание №1 из серии «Кто он?»

  • Этот английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года.

  • В 1695 г. он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года стал его директором. Ему была поручена чеканка всех монет страны.

  • Он стал профессором в 26 лет.

  • Он открыл три важных закона механики.

  • По легенде яблоко помогло ему открыть важный физический закон.

(Ответ. Исаак Ньютон)

Задание №2

  • Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя.

  • Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования законов фотоэффекта.

  • Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в стране.

  • Он искал ответ на вопрос «Что такое гравитация?»

  • Он создал теорию относительности.

(Ответ. Альберт Эйнштейн)





Задание №3

  • Он – один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

  • Годы его жизни – «… до нашей эры».

  • Ему принадлежат слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»

  • Широко известен его возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

(Ответ. Архимед)

Задание №4

  • Он обнаружил, что высота столба ртути в перевернутой вверх дном трубке не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона.

  • Он выяснил, что на уровне моря высота ртутного столба всегда около 760 мм.

  • Он предположил, что столб жидкости в перевернутой вверх дном трубке уравновешивается давлением воздуха снизу вверх.

  • Он открыл атмосферное давление.

  • Ему принадлежит изобретение барометра. (Ответ.Торричелли)

Ведущие:

- Обе команды справились с заданием. Это говорит не только о глубоких знаниях физики, но и истории.

- А теперь для разрядки – забавный эпизод.

Великий физик Альберт Эйнштейн очень любил фильмы с участием Чарли Чаплина и относился с большой симпатией к его герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен во всем мире, и вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил: «Я восхищаюсь Вами еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы уже стали великим человеком».

Физика – какая емкость слова. Физика – для нас не просто звук. Физика – основа и опора Всех без исключения наук.



- Да, полет самолета и ракеты, разведка в толще полезных ископаемых, медицинское оборудование, батисферы батискафы, в которых человек опускается в морские глубины,- все это создано с опорой на физические знания.

- Итак, физика – это факты, формулы, законы, важные следствия. Это и знания, которые позволяют объяснить:

  • почему вода не выливается из опрокинутого стакана, закрытого бумажным листом;

  • каким образом действует фонтан;

  • почему мелкие бумажки прилипают к расческе, которой ты только что расчесывал волосы.

- Физика – удивительная: она всемогуща и интересна, даже если в ней очень слабо разбираешься.

- Мы думаем, что вам было интересно, физика стала для вас чуточку ближе и с ней захотелось иметь прочное взаимопонимание.

(Слово предоставляется жюри)



Спасибо всем, что вы присутствовали на нашем конкурсе. До новых встреч!















Задача №1.

Для приготовления салата можно использовать уксус и растительное масло. При поездке на загородный отдых небольшой компанией один физик, чтобы не возиться с двумя бутылками (масла и уксуса), налил и то и другое в один флакон. Каким образом он собирался угодить тем, кто любит только с уксусом и не терпит масло?

Задача №2.

Вы оказались ярким весенним солнечным днем на берегу лесной речки, покрытой льдом. Необходимо разжечь костер, а спичек нет. Предложите способ добычи огня, кроме получения его трением.

Задача №3.

На рисунке показано, как изменяется со временем температура металла и стекла при сообщении им одинакового количества теплоты за одинаковое время. Какой из графиков относится к металлу?







Задача №4.

Свеча горит, плавая в стакане. Что с ней будет происходить?



Задача №5.

Два поезда идут навстречу друг другу: один - ускоренно на север, другой замедленно - на юг. Как направлены ускорения этих поездов?



Задача №6.

Собираясь купаться в жаркий день, вы вошли в воду, она вам показалась холоднее воздуха. Когда же вы вышли на берег после купания, эффект был обратный: воздух казался холоднее воды. Почему возник этот парадокс?