СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии, как активная форма обучения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема " Игровые технологии, как активная форма обучения в начальной школе"

 

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии, как активная форма обучения в начальной школе»

Тема «Игровые технологии, как активная форма обучения в начальной школе»

Богачева Оксана Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №5»


Пояснительная записка

Тема «Игровые технологии, как активная форма обучения в начальной школе»

Цель:

• осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавательной деятельности, оптимального сочетания интерактивных приемов и методов при организации игрового обучения.

Задачи:

• конкретизировать представление об игровом обучении как одном из видов интерактивного обучения;

• отработать возможные пути использования интерактивных методов и приемов при организации игрового обучения;

• создать условия для диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению актуальных проблем развития познавательной активности учащихся в процессе обучения.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.




















Ход мастер-класса:

Здравствуйте, позвольте представиться, я – Богачева Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №5».

Слайд № 2

-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».

- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:


Желаю (мизинец)

Успеха (безымянный)

  Большого (средний)

   Во всем (указательный)

   И везде (большой)

   Здравствуй (всей ладонью)


 - А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).

- Попрошу вас разделиться на группы по цвету ладошек.

Слайд № 3

- Посмотрите на экран, как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса, без внутренней мотивации освоения не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. И достичь этого можно игровой деятельностью на уроках.

Так вот сегодня я попытаюсь на своем мастер — классе презентовать вам опыт использования игровых технологий на уроках.

Я предлагаю сейчас каждому на пальчиках ладошек написать свои ожидания по данной теме мастер — класса. На одном пальчике одно ожидание. 



Слайд № 4.

Антон Семенович Макаренко сказал :

«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра»

Слайд № 5.

Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес  к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.



Слайд № 6. 

Само слово «школа», в переводе с древнегреческого, означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался (магистер луди) «magister Ludi», т.е. «учитель игр».

Слайд № 7

Для успешной реализации ФГОС основной упор в своей работе делаю на игровые технологии.

Игра – это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре активизируется психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

Данные технологии можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.

Я убедилась, что на таких уроках ученики с разным уровнем умственного развития работают более активно. Дети не нервничают, чувствуют себя уверенно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на этих уроках работают с большим увлечением.


Слайд № 8.  

Но при использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:

  1. Игра должна соответствовать учебно - воспитательным целям урока;

  2. Должна быть доступной для обучающихся данного возраста;

  3. Нужно соблюдать умеренное использование игр на уроках.

Слайд № 9. 

Игры можно классифицировать по-разному:

а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-эксперименты;
г) ролевые игры;
д) театрализация.



Слайд № 10. 

Развивающие игры

Это игры, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, для развития внимания, воображения, памяти и мышления. В них нет явно заданной цели - они являются инструментами для творчества, для самовыражения школьника.

Например:

Игра «Опиши предмет»

Это игра на развитие памяти, внимания, наблюдательности.
В принципе, описывать можно что угодно. Игра удобна тем, что проводить ее можно на любом уроке. Можно устроить соревнование, чья команда подробнее опишет предмет. Это могут быть геометрические фигуры, литературный герой, животное или растение и т.п.



Я предлагаю вам развивающую игру «Конструктор»

Цель этой игры: развитие воображения.

У вас на столах лежат наборы с геометрическими фигурами, попробуйте за 1минуту из данных геометрических фигур выложить домик и машинку.

Команда, которая справится с заданием, получает балл в виде «ладошки».

- Время закончилось, прошу представителей команд ответить на вопрос. Каике геометрические фигуры вы использовали ? Сколько их? Каких фигур больше? Прошу отвечающих получить заслуженные «ладошки» и приклеить их на это «чудо – дерево».

Обычно я использую эту игру на уроках математики, при закреплении темы «Геометрические фигуры» в 1 классе. Дети с большим удовольствием принимают участие в этой игре.


Слайд № 11. 

Обучающие игры

Это игры дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач на любом уроке.

Или еще их называют игры-тренинги. В этих играх необходимо проделать большое число однообразных упражнений.



Слайд № 12. 

Я предлагаю вашему вниманию игру «Альпинисты», которую я использую на уроках математики.
«Альпинисты» продвигаются на соответствующую вершину, выполняя определенное задание. У вас на столах лежат карточки с названием «Альпинисты» вы должны вставить пропущенные числа, соблюдая закономерность. Это задание выполняется на скорость. Чья команда быстрее доберётся до вершины, получает за каждый правильный ответ «ладошку».
- Все, молодцы, очень быстро справились с заданием.

Теперь ответьте на вопрос: « Какую закономерность вы нашли в своем задании?»

Представители, получите свои ладошки и поместите их на «чудо – дерево».





Слайд № 13. 

На уроках русского языка часто использую игру «Редактор».
Ученики пишут или читают текст, исправляя ошибки, или вставляют пропущенные буквы.

У вас на столах лежат карточки с названием «Редактор» вы должны вставить пропущенные буквы. Это задание выполняется не на скорость, а на правильность.

Слайд № 14. 

-Если вы закончили, посмотрите на экран, и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. За каждый правильный ответ команда получает балл.

Представителей прошу назвать количество правильных ответов.

Слайд № 15. 

При изучении таблицы сложения, умножения провожу игру
«Кто быстрее, кто вернее»

Учитель раздаёт на каждый ряд по одному комплекту цифр от 1 до 9 так, что каждому ученику достаётся какая-то одна цифра. Учитель читает примеры вслух (4 * 4, 9 * 2 и т.д.). Учащиеся должны быстро сообразить, сколько получится, выйти к доске, если нужная для ответа цифра у него, и составить число-ответ.

За каждый верно показанный ответ начисляется одно очко, если ряд успел первым показать его. Ряд, набравший большее количество очков, выигрывает.


Слайд № 16.

Игры-эксперименты

В играх этого типа цель игры и правила игры не заданы явно - скрыты в сюжете игры или способе управления ею. Поэтому учащийся, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом к достижению общего решения игровой задачи.



Слайд № 17. 

Игра «Биологи»

Игра состоит из 10 картинок (5 пар), на которых изображены различные насекомые. Цель игры: уточнить представление детей о насекомых (животных, рыбах, растениях и т.п.). Закрепить у детей названия … их строение. Научить различать … по внешнему виду.

Найди такое же насекомое”.

Один набор картинок раздается играющим, другой остается у ведущего. Он показывает по очереди картинки и, не называя изображенного на картинке насекомого, спрашивает: “У кого такое же?”. Каждый, получивший картинку, должен назвать нарисованного на ней насекомого. По предложению ведущего, дети рассказывают: кто изображен на картинке, обращая внимание на название насекомого, цвет, форму и части его тела, где живет то или иное насекомое, чем оно питается.



Слайд № 18. 

Ролевые игры

Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, ролевые игры содействуют воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам. В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Игра формирует навыки самоконтроля и самооценки.

Например:

В течение урока одни дети исполняют роль учителя, другие – учеников. Первые - ставят задачу, вторые – её решают. Подобные игры реализуются в парной, групповой и коллективной работе.

Например, игра «Передал – садись».

Учащиеся передают друг другу «волшебный карандаш», задавая при этом примеры из таблицы умножения. Если ребёнок ответил правильно, то он может передать палочку следующему, задав ему пример, и так по цепочке.


Я предлагаю вам провести ролевую игру «Кондуктор». Её можно использовать на уроке литературного чтения.

У вас на столах лежат конверты с названием «Кондуктор». Представьте что вы продавец билетов автобуса, в котором имеют право «ехать» только герои определенной сказки. Вы должны за 1 минуту назвать пассажиров вашего автобуса. Для этого достаньте содержимое конверта и выберите нужных героев вашей сказки.



Слайд № 19. 

-Если вы закончили, посмотрите на экран, и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Представители, получите свои ладошки и поместите их на «чудо – дерево».



Слайд № 20. 

Так же на своих уроках, при проверке самостоятельного поиска новой информации, изучения нового материла, использую прием «горячий стул», когда ученики, читая материал, готовят 2-3 вопроса, пожелавший ученик садится на «горячий» стул перед классом, и отвечает на вопросы одноклассников, затем ученики его оценивают.



Слайд № 21. 

Театрализация.
Театрализация развивает в детях память, артистизм, мышление, воображение. Прочитав рассказ и вообразив себя актерами, дети выбирают себе роли. Каждый актер проделывает подготовительную работу, которая необходима актеру, чтобы «войти» в роль, прочувствовать образ.
Все хорошие стихи для детей, как правило, - небольшие ситуативные пьесы. Их можно играть и рассказывать, используя самые разнообразные средства выразительности речи.



Слайд № 22. 

Поэтому я хочу вам предложить прочитать это четверостишие с различными интонациями: радостно, грустно, удивлённо.



Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.Некрасов)

- Молодцы, все отлично справились с этим заданием. За это задание вы тоже получаете ладошки. Подошло время посмотреть на наш результат.

-Посмотрите, какое прекрасное «дерево дружбы» получилась у нас.

Завершая наш мастер-класс, я хочу вернуться к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, загните пальчики и покажите ладошки.


Заключение.

Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме. Они способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

 Слайд № 23. 

- Хочу закончить свое выступление словами Конфуция

«Тот, кто, обращаясь к старому,

способен открывать новое,

и шагать в ногу со временем,

достоин быть Учителем»

Слайд № 24. 

- СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!






Список литературы.


  1. Л. Васильева – Гангнус «Уроки занимательного труда».

  2. Дереклеева Н.И. Мастер – класс по развитию творческих способностей учащихся – Москва, «5 за знания», 2008. – 224с.

  3. О.Д. Дмитриева «Игра – одно из средств активизации познавательных интересов учащихся».

  4. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников – Ярославль, «Академия развития», 1997. – 224с.

  5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения – Ярославль, «Академия развития», 1997. – 237с.

  6. Н.Ф. Колганова «Игра в учебной деятельности младшего школьника».

  7. Ю.Г. Колот «Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики».

  8. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе – Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга» изд-во Учитель», 2008. – 224с.

  9. О.С. Локтева «Игра как метод формирования положительного отношения младших школьников к учению».

  10. А.И. Максаков «Учите, играя».

  11. Е.М. Порошина « Развиваемся, играя».

  12.  Теплякова С.О. Интеллектуальное развитие на уроках русского языка / Начальная школа, 2006, №4 – 96с.

  13.  Черенкова Е.Ф. Учим ребенка читать – Москва, «Дом 21век Рипол Классик», 2008. – 190с.

  14. Журнал «Начальная школа + , до и после» № 7 за 2006 год

  15. Андреева Е. А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 320 с.