СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умения сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках изобразительного искусства»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы.

Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.

1.Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».

Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух, трех команд. Работа выполняется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.

2.Игра – головоломка. Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер.

3.Назовите предметы, похожие на геометрические тела.

Упражнение на логическое мышление. Можно использовать на уроках рисования с натуры предметов простой формы, натюрморта с натуры.

4.Составьте из готовых геометрических фигур русский народный орнамент.

Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.

5.Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.

Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

Игры и упражнения по цветоведению.

1.Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

2.Назовите основные, дополнительные, производные цвета.

Ответом служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами. Можно использовать на уроках рисования с натуры овощей и фруктов, натюрморта.

3.Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй – для оперения Жар – птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта. Можно использовать при изображении овощей, фруктов.

4. Игра – соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета. Затем в этот цвет добавляют чуть – чуть белил и выполняют следующий мазок и т.д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета. (Например, можно использовать по теме: натюрморт).

Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.

1.Блиц – контроль (вопрос – ответ).

Для проведения блиц – контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.

2.Диагностическое упражнение «Вспомни слово».

Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.

Например: г…ашь (гуашь), гр…ф…ка (графика), к…р…м…ка (керамика) и т. д..

Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.

1.Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция, слайд). Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.

2. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).

Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.

 

3.Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.

Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».

 

Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

 

Заготовила зима

Краски для всех сама.

Полю — лучшие белила,

Зорям — алые чернила,

Всем деревьям — чистые

Блестки серебристые.

                        В. Фетисов

 

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

                                  Ф. Тютчев

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

                                    А. Пушкин

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

                               С. Маршак

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

                          С. Есенин

4. Игра «Угадай».

Преподаватель  подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь.

Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.

5. Указать автора или название произведения.

 Учащимся раздаются карточки с таблицей, в которой указаны фамилии художников, на доске расположены репродукции работ этих авторов с номерами. Ученики заполняют таблицу. Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.

 

6. Отгадывание кроссвордов (составление).

 При их составлении у учащихся развиваются навыки работы со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс создания и разгадывания кроссвордов способствуют овладению содержанием основных понятий.

 Тематические кроссворды выполняют функции:

*       обучающую;

*       контролирующую;

*       творческую.

 При начертании геометрической формы кроссворда у учащихся развивается пространственное образное мышление.

 

7. Викторина «Аукцион знаний».

 Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал.

 

 

Сюжетно-ролевые игры.


1. Игра "Следствие ведут знатоки".

 

По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.

 

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!