Игровые технологии
на
уроках русского языка
Выполнила:
Федюкова Надежда Ильинична, учитель русского языка и литературы
Цель: изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-11 классах, закрепление практических навыков на уровне методики и обобщение опыта
Задачи:
- проанализировать игровые технологии.
- изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе.
- выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
- обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.
- сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.
- облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Объектом работы является познавательная деятельность школьников на уроке русского языка.
Предмет - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка.
Гипотеза исследования - предположение о том, что изучение нового материала и его закрепление на уроках русского языка диктует целесообразность использования игровых технологий, являющихся эффективным способом активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.
- В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает в той или иной степени
- снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала;
- вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор;
- несёт в себе огромный эмоциональный заряд;
- решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Понятие «игровые педагогические технологии»
- включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
- В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
- Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства,
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
- 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- 2) доступность для учащихся данного возраста;
- 3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
- 1) ролевые игры на уроке;
- 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
- 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
- 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности:
физические,интеллектуальные,трудовые,социальные психологические;
По характеру педагогического процесса:
- 1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- 2. познавательные, воспитательные, развивающие;
- 3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
- 4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
Урок с дидактической игрой
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов:
- игровой замысел,
- игровые действия,
- познавательное содержание или дидактические задачи,
- оборудование,
- результаты игры.
Требования к подбору игр следующие:
- 1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
- 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
- 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр
- 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
- 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
- 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Примеры игр по русскому языку
- 1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно».
«Составь текст и озвучь его»
- Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
- Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)
«Пригласи на обед»
- Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
2. Лексико-фразеологические игры
«Собери фразеологизм»
- Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- - Куда Макар телят не гонял. - Как в воду канул. - Ветер свистит в карманах. - На языке вертится. - В ежовых рукавицах.
2 . Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.
- 1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
- 2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
- 3) Волков бояться - друга обмануть.
- 4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
- 5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
- 6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
- Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.
- 1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
- 2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
- 3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
- 4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
- Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
- Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
«Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
- • лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
- • горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
- • революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
"Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
- Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
- Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
- На 9 карточках записаны девять слов:
- 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
- 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
- Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму.
Игра « Шифровальщики"
- Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
- Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
- Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыил ански кьоинк
Игра « Почтальон»
- Игра « Почтальон»
- Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
- Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
- Дети определяют, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк
- гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
- кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
- реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
- морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Игра « Клички»
- Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
- Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
- ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
- Составить предложения.
- ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
- Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Найди ошибку
- Цель: развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.
- Ход игры. Учитель называет ряд слов, существительных, и допускает одну "ошибку". Ученик должен определить, какое слово лишнее в ряду слов, и доказать почему. Правильно выполнивший задание получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
- Примерный материал.
- 1.Дом, кукла, море, вышла, ученик.
- 2. Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
- 3. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
4. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка
Цель:
- актуализация знаний или постановка проблемы нового урока;
- своеобразное подведение итогов работы на уроке;
- своеобразная минутка отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения;
- хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке;
- форма контроля на каком-либо этапе обучения.
Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста.
Результаты использования кроссвордов
- ребята очень быстро увлекаются этим занятием;
- появляется элемент соревновательности;
- ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.
лексические диктанты
- учитель читает определение, а учащиеся отгадывают зашифрованное слово.
Это особенно актуально в эпоху итоговой аттестации, ориентированной на выполнение тестовых заданий.
Дидактическая игра
- Это методический приём, состоящий в сочетании учебной деятельности школьников и условной игровой ситуации. Ученик формирует умения в процессе игры. Учебная деятельность при этом является основной. Игра не должна её превышать.
Цели игры, определённые в педагогике и психологии:
- усвоение знаний;
- интеллектуальное и нравственное развитие личности;
- формирование познавательного интереса обучающихся.
Действия учителя
- 1. Составляет план.
- 2. Отбирает учебный материал.
- 3. Продумывает обучающие цели.
- 4. Планирует свою деятельность и деятельность учащихся
По содержанию дидактические игры делятся на:
- 1. деловые;
- 2. ролевые;
- 3. основанные на соревновании.
Урок - деловая игра
- Деловая игра - воспроизводящая или моделирующая ситуацию. Например, заседание редколлегии по публикации повести Н. В. Гоголя "Сорочинская ярмарка". На уроке ребята были разделены на группы: художники, литературоведы, критики, журналисты. Каждая группа занималась своим делом, но все должны были доказать, что это произведение высокохудожественное и его просто необходимо публиковать. Художники рисовали иллюстрации и обложки, обосновывали свой выбор, литературоведы, например, наблюдали за языком произведения, критики отбирали критический материал, зачитывали фрагменты критических статей.
Урок – ролевая игра
- Ролевая игра - предполагаемая ситуация, имитирующая условную ситуацию. Например, когда учитель обращается к ученику как к герою художественного произведения: к Чацкому, Чичикову, Печорину, - а учащийся должен отвечать психологически мотивированно и языком, приближенным к эпохе. Конечно, это очень сложно не только для учащегося, но и для учителя. Это надо буквально "влезть" в образ. Такое по силам только "продвинутым" ребятам.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы
- Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
- Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
- Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры
- воображение путешествия;
- дискуссии на основе распределения ролей;
- пресс- конференции;
- уроки – суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр
Игра - соревнование
- Игра-соревнование (викторины) Их часто используют в работе, и они не требуют больших временных затрат, тем более что в интернете полно презентаций игрового плана. Польза игры в том, что учащиеся вновь обращаются к тексту. Минус - многие ребята остаются пассивными на уроке, ведь отвечают наиболее подготовленные учащиеся. Поэтому надо построить работу так, чтобы каждый отвечал за какой-то этап игры, организовать командную игру.
Внеклассные мероприятия
- Нельзя пройти вниманием мимо внеклассных мероприятий в форме спектаклей, литературно-музыкальных композиций, ведь что это, как не игра? Такие вечера помогают ребятам раскрыть себя, свои актёрские способности, расширить сведения о биографиях писателей и поэтов. Это всегда большие праздники, к которым готовятся не один месяц. Ребята рисуют декорации, подбирают костюмы, работают над выразительным чтением, подбирают музыкальное сопровождение, часто самостоятельно исполняя музыкальные произведения. Всё это приближает литературу к жизни, помогает понять, что за лицами из учебника скрываются живые люди, эпоха.
Источники
- 1. http://festival.1september.ru/articles/572501/ - Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов . Ерошкина М. В.
- 2. http://pokrov8.siteedit.ru/page68 - Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников. Савенко Н.В., учитель русского языка и литературы
- 3. http://urengoj1.siteedit.ru/page112 - Игровые технологии на уроках русского языка и литературы. Сергеева Е. А.
Выводы
- Используя игровые технологии на уроках русского языка (и не только), мы убеждаемся, что активность учеников повышается, появляется интерес к родному языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и олимпиадах. Применять игровые технологии можно на любой ступени обучения.