СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей. 

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках русского языка»

     Игровые технологии на уроках русского языка  Выполнила: Федюкова Надежда Ильинична, учитель русского языка и литературы  

  Игровые технологии

на

уроках русского языка

Выполнила:

Федюкова Надежда Ильинична, учитель русского языка и литературы

 

Цель: изучение дидактических возможностей использования игровых технологий на уроках русского языка в 5-11 классах, закрепление практических навыков  на уровне методики и обобщение опыта

Задачи:

  • проанализировать игровые технологии.
  • изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе.
  • выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
  • обобщить опыт использования игровых технологий на уроках русского языка.
  • сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.
  • облегчить преодоление трудностей  в усвоении учебного материала.

Объектом работы является познавательная деятельность школьников на уроке русского языка.

Предмет - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка.

Гипотеза исследования - предположение о том, что изучение нового материала и его закрепление на уроках русского языка диктует целесообразность использования игровых технологий, являющихся эффективным способом  активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний.

В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей
  • В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей
Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает в той или иной степени    снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала;  вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету; способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор;  несёт в себе огромный эмоциональный заряд;  решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы помогает в той или иной степени

  • снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала;
  • вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор;
  • несёт в себе огромный эмоциональный заряд;
  • решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Понятие  «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Понятие «игровые педагогические технологии»

  • включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
  • В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
  • Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
      Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;  учебная деятельность подчиняется правилам игры;  учебный материал используется в качестве её средства,  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства,
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста;  3) умеренность в использовании игр на уроках.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

  • 1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  • 2) доступность для учащихся данного возраста;
  • 3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);  3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);  5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

  • 1) ролевые игры на уроке;
  • 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
  • 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
  • 4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  • 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Педагогические игры  имеют следующую классификацию:    По виду деятельности: физические,интеллектуальные,трудовые,социальные психологические;  По характеру педагогического процесса: 1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2. познавательные, воспитательные, развивающие; 3. репродуктивные, продуктивные, творческие; 4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.; По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.; По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

По виду деятельности:

физические,интеллектуальные,трудовые,социальные психологические;

По характеру педагогического процесса:

  • 1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • 2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  • 3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • 4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Урок с дидактической игрой Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов:  игровой замысел,  игровые действия,  познавательное содержание или дидактические задачи,  оборудование, результаты игры.

Урок с дидактической игрой

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов:

  • игровой замысел,
  • игровые действия,
  • познавательное содержание или дидактические задачи,
  • оборудование,
  • результаты игры.
Требования к подбору игр следующие: 1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Требования к подбору игр следующие:

  • 1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
  • 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
  • 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Выделяют следующие виды дидактических игр

  • 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
  • 2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
  • 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Примеры игр по русскому языку 1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм  Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно».

Примеры игр по русскому языку

  • 1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно».

«Составь текст и озвучь его»   Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.) Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)

«Составь текст и озвучь его»

  • Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
  • Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)
«Пригласи на обед»   Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

«Пригласи на обед»

  • Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
2. Лексико-фразеологические игры «Собери фразеологизм» Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.  Ответы: - Куда Макар телят не гонял. - Как в воду канул. - Ветер свистит в карманах. - На языке вертится. - В ежовых рукавицах.

2. Лексико-фразеологические игры

«Собери фразеологизм»

  • Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

  • - Куда Макар телят не гонял. - Как в воду канул. - Ветер свистит в карманах. - На языке вертится. - В ежовых рукавицах.
2 . Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки. 1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить. 2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет. 3) Волков бояться - друга обмануть. 4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться. 5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать. 6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться. Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

2 . Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

  • 1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
  • 2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
  • 3) Волков бояться - друга обмануть.
  • 4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
  • 5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
  • 6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
  • Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами. 1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая. 2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?). 3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?). 4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?). Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.

  • 1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
  • 2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
  • 3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
  • 4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
  • Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм «Мягкая посадка»  При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

  • Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
«Третий лишний»    Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д. Например: • лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный); • горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное); • революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

«Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

  • • лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
  • • горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
  • • революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

"Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

  • Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
  • Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
  • На 9 карточках записаны девять слов:
  • 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
  • 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
  • Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму.
Игра « Шифровальщики

Игра « Шифровальщики"

  • Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
  • Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
  • Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыил ански кьоинк
Игра « Почтальон»   Игра « Почтальон» Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. огород  парк  море  школа  столовая  зоопарк  гря-ки  доро-ки  пло-цы  кни-ки  хле-цы  кле-ка  кали-ка  бере-ки  фла-ки  обло-ки  пиро-ки  марты-ка  реди-ка  ду-ки  ло-ки  тетра-ка  сли-ки  тра-ка  морко-ка  ли-ки  остро-ки  промока-ка  голу-цы  реше-ка

Игра « Почтальон»

  • Игра « Почтальон»
  • Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
  • Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
  • Дети определяют, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк
  • гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
  • кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
  • реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
  • морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Игра « Клички»   Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игра « Клички»

  • Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
  • Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
  • ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
  • Составить предложения.
  • ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
  • Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Найди ошибку   Цель: развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы. Ход игры. Учитель называет ряд слов, существительных, и допускает одну

Найди ошибку

  • Цель: развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.
  • Ход игры. Учитель называет ряд слов, существительных, и допускает одну "ошибку". Ученик должен определить, какое слово лишнее в ряду слов, и доказать почему. Правильно выполнивший задание получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
  • Примерный материал.
  • 1.Дом, кукла, море, вышла, ученик.
  • 2. Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
  • 3. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
4. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка Цель: актуализация знаний или постановка проблемы нового урока;  своеобразное подведение итогов работы на уроке;  своеобразная минутка отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения;  хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке; форма контроля на каком-либо этапе обучения. Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста.

4. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках русского языка

Цель:

  • актуализация знаний или постановка проблемы нового урока;
  • своеобразное подведение итогов работы на уроке;
  • своеобразная минутка отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения;
  • хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке;
  • форма контроля на каком-либо этапе обучения.

Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста.

Результаты использования кроссвордов ребята очень быстро увлекаются этим занятием;  появляется элемент соревновательности;  ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.

Результаты использования кроссвордов

  • ребята очень быстро увлекаются этим занятием;
  • появляется элемент соревновательности;
  • ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.
лексические диктанты  учитель читает определение, а учащиеся отгадывают зашифрованное слово.  Это особенно актуально в эпоху итоговой аттестации, ориентированной на выполнение тестовых заданий.

лексические диктанты

  • учитель читает определение, а учащиеся отгадывают зашифрованное слово.

Это особенно актуально в эпоху итоговой аттестации, ориентированной на выполнение тестовых заданий.

Дидактическая игра Это методический приём, состоящий в сочетании учебной деятельности школьников и условной игровой ситуации. Ученик формирует умения в процессе игры. Учебная деятельность при этом является основной. Игра не должна её превышать. Цели игры, определённые в педагогике и психологии:  усвоение знаний;  интеллектуальное и нравственное развитие личности;  формирование познавательного интереса обучающихся.

Дидактическая игра

  • Это методический приём, состоящий в сочетании учебной деятельности школьников и условной игровой ситуации. Ученик формирует умения в процессе игры. Учебная деятельность при этом является основной. Игра не должна её превышать.

Цели игры, определённые в педагогике и психологии:

  • усвоение знаний;
  • интеллектуальное и нравственное развитие личности;
  • формирование познавательного интереса обучающихся.
Действия учителя   1. Составляет план. 2. Отбирает учебный материал. 3. Продумывает обучающие цели. 4. Планирует свою деятельность и деятельность учащихся

Действия учителя

  • 1. Составляет план.
  • 2. Отбирает учебный материал.
  • 3. Продумывает обучающие цели.
  • 4. Планирует свою деятельность и деятельность учащихся
По содержанию дидактические игры  делятся на:   1. деловые; 2. ролевые; 3. основанные на соревновании.

По содержанию дидактические игры делятся на:

  • 1. деловые;
  • 2. ролевые;
  • 3. основанные на соревновании.
Урок - деловая игра   Деловая игра - воспроизводящая или моделирующая ситуацию. Например, заседание редколлегии по публикации повести Н. В. Гоголя

Урок - деловая игра

  • Деловая игра - воспроизводящая или моделирующая ситуацию. Например, заседание редколлегии по публикации повести Н. В. Гоголя "Сорочинская ярмарка". На уроке ребята были разделены на группы: художники, литературоведы, критики, журналисты. Каждая группа занималась своим делом, но все должны были доказать, что это произведение высокохудожественное и его просто необходимо публиковать. Художники рисовали иллюстрации и обложки, обосновывали свой выбор, литературоведы, например, наблюдали за языком произведения, критики отбирали критический материал, зачитывали фрагменты критических статей.
Урок – ролевая игра   Ролевая игра - предполагаемая ситуация, имитирующая условную ситуацию. Например, когда учитель обращается к ученику как к герою художественного произведения: к Чацкому, Чичикову, Печорину, - а учащийся должен отвечать психологически мотивированно и языком, приближенным к эпохе. Конечно, это очень сложно не только для учащегося, но и для учителя. Это надо буквально

Урок – ролевая игра

  • Ролевая игра - предполагаемая ситуация, имитирующая условную ситуацию. Например, когда учитель обращается к ученику как к герою художественного произведения: к Чацкому, Чичикову, Печорину, - а учащийся должен отвечать психологически мотивированно и языком, приближенным к эпохе. Конечно, это очень сложно не только для учащегося, но и для учителя. Это надо буквально "влезть" в образ. Такое по силам только "продвинутым" ребятам.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы    Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;  Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;  Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы

  • Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
  • Ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
  • Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры    воображение путешествия;  дискуссии на основе распределения ролей;  пресс- конференции;  уроки – суды и т.д.

Формы проведения ролевой игры

  • воображение путешествия;
  • дискуссии на основе распределения ролей;
  • пресс- конференции;
  • уроки – суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр    Подготовительный  Игровой  Заключительный  Анализ результатов.

Этапы разработки и проведения ролевых игр

  • Подготовительный
  • Игровой
  • Заключительный
  • Анализ результатов.
Игра - соревнование   Игра-соревнование (викторины) Их часто используют в работе, и они не требуют больших временных затрат, тем более что в интернете полно презентаций игрового плана. Польза игры в том, что учащиеся вновь обращаются к тексту. Минус - многие ребята остаются пассивными на уроке, ведь отвечают наиболее подготовленные учащиеся. Поэтому надо построить работу так, чтобы каждый отвечал за какой-то этап игры, организовать командную игру.

Игра - соревнование

  • Игра-соревнование (викторины) Их часто используют в работе, и они не требуют больших временных затрат, тем более что в интернете полно презентаций игрового плана. Польза игры в том, что учащиеся вновь обращаются к тексту. Минус - многие ребята остаются пассивными на уроке, ведь отвечают наиболее подготовленные учащиеся. Поэтому надо построить работу так, чтобы каждый отвечал за какой-то этап игры, организовать командную игру.
Внеклассные мероприятия   Нельзя пройти вниманием мимо внеклассных мероприятий в форме спектаклей, литературно-музыкальных композиций, ведь что это, как не игра? Такие вечера помогают ребятам раскрыть себя, свои актёрские способности, расширить сведения о биографиях писателей и поэтов. Это всегда большие праздники, к которым готовятся не один месяц. Ребята рисуют декорации, подбирают костюмы, работают над выразительным чтением, подбирают музыкальное сопровождение, часто самостоятельно исполняя музыкальные произведения. Всё это приближает литературу к жизни, помогает понять, что за лицами из учебника скрываются живые люди, эпоха.

Внеклассные мероприятия

  • Нельзя пройти вниманием мимо внеклассных мероприятий в форме спектаклей, литературно-музыкальных композиций, ведь что это, как не игра? Такие вечера помогают ребятам раскрыть себя, свои актёрские способности, расширить сведения о биографиях писателей и поэтов. Это всегда большие праздники, к которым готовятся не один месяц. Ребята рисуют декорации, подбирают костюмы, работают над выразительным чтением, подбирают музыкальное сопровождение, часто самостоятельно исполняя музыкальные произведения. Всё это приближает литературу к жизни, помогает понять, что за лицами из учебника скрываются живые люди, эпоха.
Источники   1. http://festival.1september.ru/articles/572501/ - Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов . Ерошкина М. В. 2. http://pokrov8.siteedit.ru/page68 - Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников. Савенко Н.В., учитель русского языка и литературы 3. http://urengoj1.siteedit.ru/page112 - Игровые технологии на уроках русского языка и литературы. Сергеева Е. А.

Источники

  • 1. http://festival.1september.ru/articles/572501/ - Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов . Ерошкина М. В.
  • 2. http://pokrov8.siteedit.ru/page68 - Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников. Савенко Н.В., учитель русского языка и литературы
  • 3. http://urengoj1.siteedit.ru/page112 - Игровые технологии на уроках русского языка и литературы. Сергеева Е. А.
Выводы Используя игровые технологии на уроках русского языка (и не только), мы убеждаемся, что активность учеников повышается, появляется интерес к родному языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и  олимпиадах. Применять игровые технологии можно   на любой ступени обучения.  

Выводы

  • Используя игровые технологии на уроках русского языка (и не только), мы убеждаемся, что активность учеников повышается, появляется интерес к родному языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и  олимпиадах. Применять игровые технологии можно   на любой ступени обучения.