СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Игры и игровые упражнения для профилактики функциональных нарушений у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Медицинские обследования детей дошкольного возраста показывают, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей, наибольший процент составляют отклонения со стороны  опорно-двигательного аппарата, а в частности нарушения осанки и уплощение стоп.  Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами дошкольного учреждения и родителями. В этом поможет специальный комплекс игровых упражнений, разработанный именно для детей дошкольного возраста. 

Просмотр содержимого документа
««Игры и игровые упражнения для профилактики функциональных нарушений у детей дошкольного возраста»»

Отдел образования, спорта и туризма Минского райисполкома

Государственное учреждение образования «Ясли-сад №1 аг. Лесной»













Рекомендации для воспитателей


«Игры и игровые упражнения

для профилактики функциональных нарушений

(плоскостопие, нарушения осанки)»















Подготовила:

руководитель физического воспитания

Павловец С.В.









2017г.

Подвижные игры и игровые упражнения

для профилактики нарушений осанки


Игры и игровые упражнения с предметами

А - укрепление мышечного корсета,

Б - формирование навыка правильной осанки,

В - мышечное расслабление


Название

Содержание, методические рекомендации

1

Б «Ловишка с мячом»

Играющие образуют круг. Водящий в центре круга. У его ног два больших мяча. Водящий проводит ряд «осаночных» движений (сведение лопаток из положения рук к плечам; приседания на носках, не наклоняясь вперед; вращения рук с полной амплитудой и т.д.). Играющие повторяют показанные упражнения. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга!» и играющие разбегаются в разные стороны. Водящий берет мяч и старается, не сходя с места, попасть в убегающих. Если он не попадает, то бросает второй мяч. Затем по сигналу воспитателя: «Раз, два, три – в круг скорей беги!», дети вновь образуют круг, выбирается новый водящий и игра возобновляется. Если игра проводится на площадке зимой, мячи заменяются снежками.

2

Б «Пятнашки»

Мешочком с песком на голове (условие – во время игры не уронить мешочек).

3

А «Горячий мяч»

Лежа на животе в кругу, руки в «крылышки», разогнув верхнюю часть спины, не касаясь локтями пола, передавать двумя руками мяч, откатывая его любому из играющих и возвращаясь в и. п.

4

А «Кто быстрее»

Попарная переброска мяча в движении. Третий игрок старается перехватить мяч.

5

А «Гонка мячей по кругу»

Играющие (каждый с мячом) по кругу по часовой или против часовой стрелки передают мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление.

6

А «Послушный мяч»

Лежа на спине, зажать мяч между стоп, руки вверху, кисти в замок. По­вернуться на живот, не выронив мяч. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Вот какой хороший мяч

Между ног его запрячь.

Повернись и оглянись.

Мячик на пол не катись.

7

Б «Ходим в «шляпах»

Детям кладут на голову легкий груз - «шляпы» - мешочек с песком или дощечку, колесико от пирамиды и т.д. Проверив осанку детей, инструктор дает команду к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по залу, сохра­няя правильную осанку. Для детей 5-6 лет усложнять игру можно тем, что детям предлагать потанцевать. Пойти по извилистой линии, начертанной на полу мелом. По гимнастической скамейке, или переступать через разные предметы на полу. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала, и при этом он не нарушил осанку

8

В «Ножной мяч в кругу»

Играющие сидят в кругу лицом к центру, опираясь руками в пол за спиной. Сидящие в кругу ударяют по мячу руками так, чтобы он подкатился к кому-либо из игроков, но не вышел из круга.

Игра имеет отвлекающее значение с целью разгрузки мышц спины и нижних конечностей. Рационально применять в заключительной части.

9

Б «Попади мячом в булаву»

Дети, построенные в одну шеренгу, ложатся на живот, в руках у каждого играющего резиновый мяч. На расстоянии 4-5-6 м против каждого участника игры поставлена булава. После отталкивания мяча участник игры ставит руки к плечам (соединив лопатки), удерживаясь в таком положении три счета. Независимо оттого, будет ли сбита булава или нет, каждый из играющих встает, идет за мячом и повторяет задание. Назначается от 5 до 8 попыток. Выигрывает тот, кто большее число раз сбил булаву.

10

Б В «Змейка на четвереньках»

Проползти на четвереньках между «змейкой» (поставленные в ряд булавы, ширина прохода между ними 30 см). Выигрывает не сбивший ни одной булавы. Игра может проводиться как эстафета. В заключительной части эту игру можно провести, пройдя между булавами с закрытыми глазами.

11

А «Не урони мешочек»

Дети построены в две колонны, на голове у каждого мешочек массой 500 г. Задача состоит в том, чтобы пройти по коридору (обозначенному с двух сторон палками) шириной 25 см, не потеряв мешочка и сохраняя правильную осанку. Выигрывает колонна, быстрее и правильнее выполнившая задание.


Игры и игровые упражнения на укрепление мышц спины и плечевого пояса через вхождение в образы.

Название

Содержание

1

Самолет

И.п. о.с. руки в стороны, руки – крылья самолета, который летает делая наклоны, то вправо, то влево (усложнение - и.п. лежа на животе)

2.

Бревнышко

Перекатывание со спины на живот с вытянутыми вверх руками

3

Дерево

Наклоны, повороты, покачивания из стороны в сторону из и.п. сидя на пятках, стоя на коленях

4.

Гребец

Имитация движений весел руками, сидя на полу по-турецки

5

Любопытный котенок

Стоя на четвереньках, поворот головы как бы заглядывая назад (кто там сзади).

6.

Плаваем кролем

Вращение рук назад, имитирующее движения руками в кроле на спине, постепенно увеличивая темп движений.

7.

Насос

Наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища. Контролировать положение плечевого пояса.

8.

Штанга

Наклон туловища вперед до горизонтального положения, неотрывно глядя в глаза своего зеркального отображения.

9

Кошечка

Опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах

10

Ванька-встанька

Сидя, с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками. Перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук

11

Птица

Сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку). Наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук.

12

Змея

Лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед. Медленно разгибая руки поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову

13

Свеча

Сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в и. п.

14

Жираф

И. п. — стоя, ноги вместе, стопы параллельны друг другу, руки свободно опущены вдоль туловища. Вытянуть вверх длинную и прямую шею — «жираф». После этого нужно втянуть живот и сделать его плоским — «прячем животик». Далее уменьшить прогиб в пояснице за счет поворота таза — «прячем хвостик».

15

Растем

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, руки свободно опущены вдоль туловища. Поднять обе руки вверх и потянуться — «растем». Опустить руки и принять исходное положение.

16

Бокс

И.п:стоя, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, руки согнуты и расположены на уровне груди. Поочередно выпрямлять вперед и сгибать руки, имитируя движения боксера.

17

Лук

И.п: о.с., кисти рук лежат тыльной стороной на пояснице сзади. Нужно как можно ближе свести между собой локти, при этом позвоночник должен выгнуться, как натянутый лук. Затем локти развести в стороны и выгнуть спину, как бы сутулясь. С каждым упражнением нужно стараться прогнуть и выгнуть позвоночник чуть больше предыдущего.

18

Ласточка

Исходное положение — лежа на полу на животе, ноги вместе, руки разведены в стороны. Приподнять голову и верхнюю часть туловища, прогибаясь при этом в спине и продолжая держать руки в стороны. Затем опуститься и принять исходное положение.

19

Дерево

Предложите помочь семечку превратить в большое крепкое дерево. Для этого, сидя на корточках, обхватывает руками колени, прячет в них голову. Ведущий говорит: "Упало семечко осенью в землю, перезимовало там, а с первыми весенними лучами проклюнулось и потянулось к солнцу". После этих слов малыш медленно поднимается на ноги, выпрямляет туловище и выпрямляет руки вверх. Полностью распрямившись, ребенок напрягает тело и тянется как можно выше. Повторить 5-6 раз.

20

Канатоходцы

На полу раскладывается веревка - это цирковой кант. Дети - канатоходцы. От них требуется пройти по канату и не упасть. Для этого они должны принять правильную осанку - расправить плечи, подтянуть живот, голову слегка приподнять, для равновесия развести руки в стороны. Ведущий при этом может читать стихи:

Мы ребята - акробаты,

Смело ходим по канату,

Прямо, боком, с поворотом,

И, закрыв глаза, с подскоком.

Чтобы делать это ловко,

Нам нужна всем тренировка.

Дети ходят по веревке прямо, потом боком, приставным шагом. Можно усложнить игру, если ребята будут дополнительно носить на голове груз в виде мешочка с песком.

21

Самолетик

Ребенок наклоняется вперед, разводя руки в стороны, изображая самолет. Взрослый кладет ему на спину небольшую мягкую игрушку и предлагает доставить ее в аэропорт. Если играют много детей, то можно устроить состязание, кто "долетит" быстрее, не уронив игрушки. Необходимо следить за тем, чтобы голова не была опущена вниз.

22

«Пляжный волейбол»

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

23

«Рыбки и щука»

Дети – «рыбки» лежат на спине, руки вдоль туловища, имитируют движения плавающей рыбки. По команде: «Щуки» - дети переворачиваются на живот, руки под подбородок, пятка вместе. «Щука» ловит зазевавшихся «рыбок».

24

«В домике живут...»

Дети стоят у мешочка с песком (у дома), сохраняя правильную осанку. По команде: «Лошадки», «Пингвины», «Медведи» - имитируют движения животных. Возвращаются в дом, приняв правильную осанку.

25

Сбор фруктов

Потянуть одну руку вверх, словно срываешь с дерева плод, подняться на носочки, спина прямая – опустится

Подвижные игры и игровые упражнения

для профилактики плоскостопия


Название

Содержание

1

«Дотянись до ладошки»

В положении стоя, не отрывая ног от пола, предлагается ребенку дотянуться до ладони над головой (1см).

2.

«Что у нас в ножках?»

Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Родители вкладывают ребенку в ноги предмет. По команде: «Что у нас в ножках?» - ребенок поднимает ноги с предметом и голову одновременно, смотрит на счет (1, 2, 3, 4), затем медленно опускает голову, потом ноги.

Ведущий контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.

3

«Солдатики и куклы»

По команде: «Солдатики» - дети принимают правильную осанку.

По команде: «Куклы» - опускают голову, плечи, руки; расслабляются.

4.

«Загрузи и увези машину»

Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом. (Можно и в двух шеренгах).

5.

«Поймай рыбку»

Задание: дети по очереди подходят к тазу с водой, каждый участник в свою очередь может поймать только 1 рыбку (камешек), чья команда больше наловит рыбок за 2 минуты.

В таз с водой опускаются камешки. Детки пальцами ног ловят рыб.

6

«Стирка»

Дети имитируют движения стирки. На полу платочки, пальцами ног дети собирают платочек в гармошку, (опускают и поднимают 2 раза) затем берут платочек за край и опускают его в воду (стирают - 2 раза) а потом собирают в гармошку и отжимают.

7

«Нарисуй картину»

Дети, стоя (сидя) должны нарисовать ногами любой рисунок.

8

«Ёжик с нами поиграет»

Катание маленького массажного мяча поочерёдно правой и левой ногой - катание от пятки к носку

- катание пяткой

- катание пальцами ног

9

«Раскатаем тесто»

Катание гимнастической палки двумя ногами и каждой ногой по очереди

10

«Кач-кач»

И.п.: лежа или сидя на полу, ноги на ширине плеч (вытя¬нуть). Сгибать и разгибать ступни — вправо, влево, вверх, вниз. Движения сопровождать словами «кач-кач».

11

«Достань палочку»

И.п.: лежа на ковре, ноги согнуты в коленях. Поднять ноги' и прижать их к груди. Затем достать до гимнастической пал¬ки прямыми ногами. Палка на высоте 30—35 см.

12

«Гусеница большая и гусеница маленькая»

И.п. – сидя, руки в стороны; ходьба на ягодицах вперед, назад.

13

«Передай шарф»

Дети сидят по кругу, у одного ребенка шарф в пальцах. Передавать шарф по часовой стрелке, затем в обратном направление.

14

«Растяни ленточку»

Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

15

«Сложи узор»

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу или схеме.

16

«Соберём урожай»

Пальцами ног собрать «урожай» (грецкие, лесные орехи, грибочки) в ведёрко.

17

«Башенка»

Сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

ЛИТЕРАТУРА


1. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку легкой/ Е.А. Бабенкова. - М.; ТЦ Сфера, 2008.

2.Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей/ Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1986.

3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет/ Е.Н. Вареник. - М.; ТЦ Сфера, 2008 .

4. Доскин В.А. «Растём здоровыми»/ В.А. Доскин. – М.; Просвещение, 2002.

5. Епифанова В.Н. Лечебная физическая культура/ В.Н.Епифанова. - М.; «Медицина», 1987.

6. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников/ О.В. Козырева. - М.; «Просвещение», 2005.

7. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников/ О.В. Козырева. - М.; «Просвещение», 2005.

8. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»/ В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М.; Линка-Пресс, 2000.

8. Степанова Н.М., Кузьмина Л.Г. Лечебная физкультура в лечении нарушений опорно-двигательного аппарата (методические рекомендации)/ Н.М. Степанова, Л.Г. Кузьмина. - Чебоксары, 2004.

9. Пролыгина Н.В. «О здоровье детей» / Н.В. Пролыгина. – Мозырь; Содействие, 2011.

10. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду/ М.А. Рунова. - М.; «Мозаика-Синтез», 2000.