Для детей с задержкой речевого развития необходимо многоплановое пополнение знаний и речевого материала. Для расширения знаний о зиме широко используются игры и упражнения на формирование общих речевых навыков
Задачи по развитию общих речевых навыков
1. Продолжить работу по формированию правильного физиологического дыхания.
2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.
3. Закрепить умение изменять силу голоса, учить говорить тише, громче.
4. Продолжить работу над темпом речи.
5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
6. Стимулировать и поддерживать игры, развивающие голос, интонацию.
Развитие дыхания
1. Погреться на морозе
Цель: развитие дыхания
Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
2. Снежинки летят
Цель: развитие длительного выдоха.
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».
Развитие речевого дыхания и голоса
1.«Вьюга»
Цель: развитие силы голоса
Показ картинки с изображением вьюги.
Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох. На выдохе тянут: у-у-у.
По указанию логопеда увеличивают или уменьшают силу голоса.
2. Дует ветер
Дети идут по кругу. Логопед сопровождает движения рассказом. Дети пошли на прогулку. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносят тихо). Погуляли, пошли домой, вдруг подул сильный ветер :в-в-в (произносится громко).
Закрепление правильного дыхания в процессе речи
1.«Снегири»
Цель: работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением.
Вот на ветках, посмотри, («Смотрят», поворачиваясь в сторону)
В красных майках снегири. (4 хлопка по бокам)
Распушили перышки (Потряхивание руками)
Греются на солнышке. (Хлопок по бокам)
Головой вертят, улететь хотят. (Повороты головы)
-Кыш! Кыш! Улетели! (Разбегаются, взмахивая руками)
За метелью! За метелью! Н.Нищева
2.«Снежок»
Цель: координация речи с движением, развитие воображения.
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили («Лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе,
гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок)
Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок)
И…сломаем (Топают) Н.Нищева
3. «Снежная баба»
Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения.
Сегодня из снежного мокрого кома (Идут по кругу, «катят» ком)
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот («Рисуют» 3 круга воображаемой бабы)
Никто не проедет, никто не пройдет. (Грозят поочередно пальчиком)
Знакома она уже всей детворе, (Идут по кругу)
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» И.Демьянов
4.«Воробей»
Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.
Среди белых, голубей (Все идут по кругу, один скачет в кругу)
Скачет шустрый воробей,
Воробушек – пташечка, (Идут в центр круга, «воробей» пытается
Серая рубашечка, «вылететь» из круга, «голуби» не пускают)
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
5.« Снеговик»
Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Давай, дружок, смелей, дружок, (Изображают, что катят перед собой снежок)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый ком, («Рисуют» двумя руками ком)
И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла! (Показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла. (Изображают)
Но солнце припечет слегка - (Медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика. (Пожимают плечами, разводят руками)
В.Егоров
6. «Медведь»
Цель: координация речи с движением, развитие ловкости, развитие речевого дыхания
Как на горке – снег, снег, (Дети стоят кружком, в центре которого«спит медведь»;
руки постепенно поднимают вверх – вдох)
И под горкой – снег, снег, (Приседают, руки вниз – выдох)
И на елке – снег, снег, (Встают, руки вверх – вдох)
И под елкой – снег, снег. (Приседают, руки вниз – выдох)
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь! (На цыпочках убегают, «медведь» ловит)
И.Токмакова
7.«Зимние забавы»
Цель: координация речи с движением, развитие творческого воображения, работа над общими речевыми навыками.
Мы бежим с тобой на лыжах, (Изображают)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках, (Изображают)
Но упали мы. Ах! («Падают»)
А потом снежки лепили, («Лепят»)
А потом снежки катили («Катят»)
А потом без сил упали («Падают»)
И домой мы побежали. (Бегут)
8.«С Новым годом»
Цель: координация речи с движением; развитие творческого воображения, физиологического дыхания, выразительности речи.
С Новым годом! С Новым годом!
Здравствуй, Дедушка Мороз! (Кланяются друг другу)
Он из леса мимоходом (Изображают, как несут елку на
Елку нам уже принес. плече)
На верхушке выше веток (Поднимают руки вверх – вдох)
Загорелась, как всегда, (Опускают руки – выдох)
Самым ярким, жарким светом (Снова поднимают руки)
Пятикрылая звезда. (Опускают руки)
Е.Трутнева
9.«Зима»
Цель: развитие координации движений, развитие творческого воображения, физиологического дыхания.
А сегодня у зимы – новоселье (Шагают)
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба
А какой вышины? (Пожимают плечами)
Вот такой вышины. (Поднимают руки вверх)
Белый коврик у порога (Наклоняются, показывая рукой)
А какой ширины? (Пожимают плечами)
Вот такой ширины. (Разводят руки)
Погляди-ка, потолки ледяные (Поднимают руки вверх)
Высоки - превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем. ( Шагают, высоко поднимая ноги)
Выше ноги поднимаем, топ-топ.
Двери комнат открываем, (Отводят руку в сторону)
Справа – хлоп, слева – хлоп. (Хлопки)
- Здравствуй, зима! (Наклоняют голову)
Ты хозяйке поклонись–ка:
- Здравствуй, зима! (Кланяются)
Иры с речевым сопровождением можно широко использовать в качестве физкультминутки.