Игры и задания
для формирования звукового анализа у детей
Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложный вид заданий для детей с общим недоразвитием речи. Несформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.
Звуковой анализ может быть п р о с т ы м (элементарным), когда звук выделяется на фоне слова, и с л о ж н ы м, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места (позиции) в слове (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, их количества, место каждого звука по отношению к другим звукам.
Именно в такой последовательности и происходят занятия по формированию фонематического анализа у учащихся с общим недоразвитием речи.
Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.
Уточнение артикуляции звуков. Дети д о л ж н ы:
правильно артикулировать звук,
удерживать артикуляцию,
узнавать звук по беззвучной артикуляции изолированно или в ряду
других звуков,
дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции,
определять наличие преграды для струи выдыхаемого воздуха.
Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием большого количества персонажей. Дети считают количество мест, определяют их последовательность. Место каждого по отношению к другому, определяют, какое место исчезло и т.д.
Затем можно переходить к непосредственному звуковому анализу слогов, слов.
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь звукового анализа,
Узнавание звука на фоне слова, среди ряда звуков (задания № 1,2).
Выделение слов с нужным звуком, определение наличия звука в слове (задания № 3,4).
Определение первого звука в слове (задания № 5,6).
Определение последнего согласного звука в слове (задание № 7).
Определение позиции звука в слове (места звука в слове) – задание №8.
Определение последовательности и количества звуков в слове (задания № 8,9,10,11).
Полный ф о н е т и ч е с к и й анализ слова в к л ю ч а е т :
Определение количества слогов в слове,
Определение ударного и безударного слога (звука) в слове,
Определение состава звуков в слове:
- гласные и согласные,
- гласные (ударные и безударные),
- согласные (твердые или мягкие, звонкие или глухие),
- порядок следования звуков.
Примерные з а д а н и и и г р ы по мере усложнения форм звукового анализа.
З а д а н и я.
1.Ц е л ь: учить узнавать звук на фоне слова.
Учитель называет слова, дети должны поднять руку (хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, поднять «светофорчик»…), когда услышат заданный звук (среди звуков, слогов, в слове).
2. Ц е л ь: развивать фонематический слух.
Учитель произносит звуки, дети выкладывают на столе в ряд фишки соответствующего цвета (гласный звук – фишка красная, согласный – синяя).
3. Ц е л ь : развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.
Учитель читает стихотворение, в котором часто встречается один и тот же звук, дети его определяют и называют слова, в которых слышали данный звук.
Примерный речевой материал.
Непоседа Васенька Этой щеткой чищу зубы.
Не сидит на месте. Этой щеткой – башмаки.
Непоседа Васенька Этой щеткой чищу брюки.
Всюду с нами вместе. Все три щетки мне нужны.
Кошка прыгнула в окошко. Спать пора, уснул бычок.
Мышку ловит наша кошка. Лег в коробку на бочок.
Мышка к шкафу подбежала, Сонный мишка лег в кровать.
Кошке хвостик показала. Только слон не хочет спать.
Дети сели на качели Идет бычок качается,
И, качаясь, песни пели. Вздыхает на ходу:
Ах, чудесные качели, Вот доска кончается,
Слезть с качелей не хотели. Сейчас я упаду.
Из колодца принесла Черепаха очень часто
Курица водицы. Выползает на песок,
И цыплята всей семьей А когда грозит опасность –
Побежали мыться. Тот час прячется в щиток.
Резиновую Зину Нам шагать по лестнице
Купили в магазине. Незачем с тобой –
Резиновую Зину Лестница – чудесница
В корзине привезли. Бежит сама собой.
Ц е л ь : учить определять наличие звука в слове.
Отобрать картинки, в названии которых есть определенный звук.
Ц е л ь : учить определять первый звук в слове.
Отобрать картинки, название которых начинается на заданный гласный или согласный звук (первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением).
Ц е л ь : учить определять первый звук в слове.
Учитель называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю карточку для определения гласного или согласного звука в начале слова.
Ц е л ь : формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах.
Учитель называет слова, дети называют последний звук в закрытых слогах. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа кот, сок.
Ц е л ь : развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Учитель называет слова с заданным звуком, а дети определяют место заданного звука в слове (полоска, разделенная на три части).
Ц е л ь : учить определять последовательность и количество звуков в слоге, в слове.
Учитель произносит слог (слово), дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на парте.
Слоги сначала берутся закрытые (ах, ам…), а слова – односложные из трех звуков (мак, сын…).
Ц е л ь : учить определять количество звуков в слове.
Выбрать картинки, в названии которых:
- три звука (рак, мак, лук…),
- четыре звука (рука, рама, каша…),
- пять звуков (кошка, мышка, парта…).
11. Ц е л ь : учить определять количество звуков в слове и их последовательность.
На доске схемы слов, на столе – предметные картинки. Дети по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее, выполняют анализ слова (называют последовательность и количество звуков) и располагают картинку под нужной схемой.