СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и задания для формирования звукового анализа у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложный вид заданий для детей с общим недоразвитием речи. Несформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.

         Звуковой анализ может быть п р о с т ы м  (элементарным), когда звук выделяется на фоне слова, и  с л о ж н ы м, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места (позиции) в слове (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, их количества, место каждого звука по отношению к другим звукам.

Просмотр содержимого документа
«Игры и задания для формирования звукового анализа у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Игры и задания

для формирования звукового анализа у детей


Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложный вид заданий для детей с общим недоразвитием речи. Несформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.


Звуковой анализ может быть п р о с т ы м (элементарным), когда звук выделяется на фоне слова, и с л о ж н ы м, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места (позиции) в слове (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, их количества, место каждого звука по отношению к другим звукам.


Именно в такой последовательности и происходят занятия по формированию фонематического анализа у учащихся с общим недоразвитием речи.


Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.


  1. Уточнение артикуляции звуков. Дети д о л ж н ы:

правильно артикулировать звук,

удерживать артикуляцию,

узнавать звук по беззвучной артикуляции изолированно или в ряду

других звуков,

дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции,

определять наличие преграды для струи выдыхаемого воздуха.


  1. Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием большого количества персонажей. Дети считают количество мест, определяют их последовательность. Место каждого по отношению к другому, определяют, какое место исчезло и т.д.


Затем можно переходить к непосредственному звуковому анализу слогов, слов.







П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь звукового анализа,


  • Узнавание звука на фоне слова, среди ряда звуков (задания № 1,2).

  • Выделение слов с нужным звуком, определение наличия звука в слове (задания № 3,4).

  • Определение первого звука в слове (задания № 5,6).

  • Определение последнего согласного звука в слове (задание № 7).

  • Определение позиции звука в слове (места звука в слове) – задание №8.

  • Определение последовательности и количества звуков в слове (задания № 8,9,10,11).


Полный ф о н е т и ч е с к и й анализ слова в к л ю ч а е т :

  • Определение количества слогов в слове,

  • Определение ударного и безударного слога (звука) в слове,

  • Определение состава звуков в слове:

- гласные и согласные,

- гласные (ударные и безударные),

- согласные (твердые или мягкие, звонкие или глухие),

- порядок следования звуков.


Примерные з а д а н и и и г р ы по мере усложнения форм звукового анализа.


З а д а н и я.


1.Ц е л ь: учить узнавать звук на фоне слова.

Учитель называет слова, дети должны поднять руку (хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, поднять «светофорчик»…), когда услышат заданный звук (среди звуков, слогов, в слове).


2. Ц е л ь: развивать фонематический слух.

Учитель произносит звуки, дети выкладывают на столе в ряд фишки соответствующего цвета (гласный звук – фишка красная, согласный – синяя).


3. Ц е л ь : развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.

Учитель читает стихотворение, в котором часто встречается один и тот же звук, дети его определяют и называют слова, в которых слышали данный звук.

Примерный речевой материал.


Непоседа Васенька Этой щеткой чищу зубы.

Не сидит на месте. Этой щеткой – башмаки.

Непоседа Васенька Этой щеткой чищу брюки.

Всюду с нами вместе. Все три щетки мне нужны.


Кошка прыгнула в окошко. Спать пора, уснул бычок.

Мышку ловит наша кошка. Лег в коробку на бочок.

Мышка к шкафу подбежала, Сонный мишка лег в кровать.

Кошке хвостик показала. Только слон не хочет спать.


Дети сели на качели Идет бычок качается,

И, качаясь, песни пели. Вздыхает на ходу:

Ах, чудесные качели, Вот доска кончается,

Слезть с качелей не хотели. Сейчас я упаду.


Из колодца принесла Черепаха очень часто

Курица водицы. Выползает на песок,

И цыплята всей семьей А когда грозит опасность –

Побежали мыться. Тот час прячется в щиток.


Резиновую Зину Нам шагать по лестнице

Купили в магазине. Незачем с тобой –

Резиновую Зину Лестница – чудесница

В корзине привезли. Бежит сама собой.



  1. Ц е л ь : учить определять наличие звука в слове.

Отобрать картинки, в названии которых есть определенный звук.


  1. Ц е л ь : учить определять первый звук в слове.

Отобрать картинки, название которых начинается на заданный гласный или согласный звук (первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением).


  1. Ц е л ь : учить определять первый звук в слове.

Учитель называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю карточку для определения гласного или согласного звука в начале слова.


  1. Ц е л ь : формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах.

Учитель называет слова, дети называют последний звук в закрытых слогах. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа кот, сок.


  1. Ц е л ь : развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Учитель называет слова с заданным звуком, а дети определяют место заданного звука в слове (полоска, разделенная на три части).


  1. Ц е л ь : учить определять последовательность и количество звуков в слоге, в слове.

Учитель произносит слог (слово), дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на парте.

Слоги сначала берутся закрытые (ах, ам…), а слова – односложные из трех звуков (мак, сын…).


  1. Ц е л ь : учить определять количество звуков в слове.

Выбрать картинки, в названии которых:

- три звука (рак, мак, лук…),

- четыре звука (рука, рама, каша…),

- пять звуков (кошка, мышка, парта…).


11. Ц е л ь : учить определять количество звуков в слове и их последовательность.

На доске схемы слов, на столе – предметные картинки. Дети по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее, выполняют анализ слова (называют последовательность и количество звуков) и располагают картинку под нужной схемой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!