Занятие в детском творческом объединении «Мир природы»
дата проведения:_______________
Тема занятия: «АХ, КАРТОШЕЧКА, КАРТОШКА!».
1 год обучения, возраст воспитанников 6-8 лет.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Цели и задачи:
Расширить знания воспитанников о картофеле;
Формировать первичные навыки опытно-экспериментальной работы.
Способствовать формированию экологической культуры;
Оборудование и материалы:
музыкальный центр, смарт-доска, проектор, презентация «Ах, картошечка картошка».
Палочки, фильт. бумага (салфетки), йод, крахмал.
2 дер. ложки, 2 корзиночки, 2 ведерка. Картофель, швейные булавочки, макароны, пластилин, стек. Полянка для ёжиков, образец ёжика, картофель здоровый и больной.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадку.
Ты подсоли её немножко, ведь, правда, вкусная …
Воспитанники: КАРТОШКА.
(Слайд – №1. «Тема занятия: «Ах, картошечка, картошка!»».
Педагог: Правильно, речь пойдет о картофеле. Да, о той самой простой, незаменимой картошке.
- Как вы думаете, из чего состоит картофель?
Воспитанники: Кожуры, воды, питательных веществ.
Педагог: Сегодня на занятии, мы узнаем, от чего зависит вкус картофеля. Мы будем исследователями и мастерами.
А знаете ли вы, что уже 2000 лет назад выращивали картофель. Сначала картофель выращивали из-за красивых цветов, которые могли позволить только короли. Позже стало известно, что у этого красивого растения съедобны клубни.
В России народ не сразу принял картофель, его считали ядовитым и долго не решались употреблять в пищу.
(слайд – №2 «Знаешь ли ты, как растет картофель?»).
Воспитанники: Теперь без картофеля не обходится ни один обед, его считают «вторым хлебом». Он очень вкусный и полезный.
- Вы знаете, какие блюда можно приготовить из картофеля?
Воспитанники: борщ, суп, салат, пюре и т.д.
Педагог: Вот сколько блюд можно приготовить из одного и того же овоща!
II основной этап занятия
Педагог: Картофель - очень необыкновенный овощ, в чем вы сейчас сами убедитесь. Я предлагаю вам стать исследователями.
- Как вы думаете, какого цвета картофель в разрезе?
Воспитанники: Белый или жёлтый.
Педагог: правильно. Картофель состоит из питательных веществ.
И самое главное в картофеле – это крахмал.
Ребята возьмите каждый щепотку крахмала. Слышите, как он скрипит, крахмал белый, мягкий.
(Проведение опытно-экспериментальной работы).
Педагог: Посмотрим, что произойдет с крахмалом, если добавить каплю йода. Посмотрите, какого цвета йод? (показываю палочку, окрашенную йодом). Сейчас берем два стакана с водой. В один добавляем крахмал, а в другом только вода, капаем йод в оба стакана.
Педагог: Посмотрите, какие изменения произошли?
Воспитанники: в одном стакане в стакане с водой цвет стал жёлтый, а в стакане с крахмалом цвет стал темно- фиолетовый.
Педагог: Как вы думаете, почему?
Воспитанники: потому, что крахмал изменяет цвет йода.
Педагог: Хотите убедиться, что крахмал есть в картофеле?
Для этого проведем ещё один опыт.
Педагог: А, опыт ребята, будет заключатся в том, что мы с вами капнем с помощью трубочки, одну каплю йода на картофельный срез.
Предлагаю вам подойти к лабораторному столу для проведения опыта.
(Педагог объясняет воспитанникам последовательность действий опытно-экспериментальной работы).
берем трубочку.
набираем йод.
капаем на картофель.
наблюдаем.
Педагог: Что вы увидели?
Воспитанники: Срез картофеля изменил цвет.
Педагог: Как вы думаете, почему срез картофеля изменил свою окраску (цвет)?
Воспитанники: потому, что в картофеле есть крахмал.
Педагог: А ещё от крахмала зависит вкус картофеля.
Итак, какой вывод можно сделать в результате проделанного опыта?
Воспитанники: мы доказали, что в картофеле есть крахмал.
Педагог: как вы думаете, а всегда картошка вкусна и полезна?
Воспитанники: нет, она бывает гнилая, плохая.
Педагог: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на эти картофелины.
(показываю больной картофель)
Педагог: Какую из этих картофелин вы не взяли бы, для приготовления пищи?
Воспитанники: плохую картошку.
Педагог: Почему?
Воспитанники: потому, что она больная.
( Разрезаю больной картофель)
Педагог: - как вы думаете, что стало причиной её болезни?
Воспитанники: не знаем. За ним плохо ухаживали.
Педагог: Посмотрите на экран. (Слайды -№ 3-6 «Болезни и вредители картофеля»).
Педагог: Картофель начинает болеть, если человек за ним плохо ухаживает:
- не поливает.
- не удобряет.
- не вырывает сорняки.
Педагог: Если земля становится не пригодной, картофель могут поедать вредные насекомые. Посмотрите, какие насекомые могут повредить картофель:
а) картофельная моль;
(слайд -№ 7 «картофельная моль»).
б) проволочник; (не сам жук, а его личинка);
(слайд -№ 8 «Проволочники»).
в) колорадский жук (поедает листву);
(слайд -№ 9 «Колорадский жук).
Педагог: Чтобы картофель вырос здоровым и вкусным на помощь человеку приходит техника, которая помогает фермерам посадить картофель и собрать урожай.
(слайд №10-11 «Специальная техника для посадки и уборки картофеля).
Физкультминутка в форме игры
Педагог: Ребята, чтобы наш картофель не заболел, и его не повредили вредные насекомые, нам необходимо убрать вовремя урожай с поля, но урожай мы будем собирать следующим образом:
поделимся на две бригады.
Педагог: (1 стол – 1 бригада, 2 стол- 2 бригада), и встаем друг за другом. Педагог: Каждый из вас с поля на стол должен принести одну картофелину. Побеждает та бригада, которая быстрее соберёт урожай.
Картофель собирать начнёте по моему сигналу.
(Проводим игру.)
Педагог: Вот мы и собрали свой урожай!
Практическая работа
Педагог: Но и это не все чудеса. Сейчас мы превратим картофель в лесного жителя, чтобы узнать в какого, отгадайте загадку.
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Воспитанники: Ёжик.
(слайд № 12 «Изготовление ёжика»).
Педагог: Правильно ёжик. Мы не случайно будем изготавливать ёжика, они часто живут в садах, в огородах, на дачах. И помогают человеку уничтожать вредных насекомых, которые портят картофель.
Педагог: - Как вы думаете, из чего мы будем делать ёжика?
(Слайд № 13 «Материалы необходимые для выполнения работы»).
Показываю то, что называют дети.
Педагог:- Как вы думаете, с чего следует начать?
Воспитанники: с выполнения носика.
Педагог: Правильно, носик мы будем лепить из пластилина.
Педагог: А что нам потребуется для того, чтобы сделать глазки?
Воспитанники: Для этого нам потребуются две булавочки;
Педагог: А для чего мы возьмем макароны?
Воспитанники: макароны – иголочки;
Педагог: Макароны – иголочки будем вставлять в таком порядке, как показано на слайде.
(Слайд №14)
Педагог: Я сделала вот такого ёжика и мне очень интересно, какие ёжики получатся у вас. Приступим к работе.
(Музыка + слайд- шоу «Ёжики»- слайды № 15-31)
Воспитанники изготавливают поделки.
Педагог: Приведем рабочие места в порядок.
Ребята все ваши ёжики должны встретиться на лесной полянке, в родном лесу.
(Составление композиции «Ежики на полянке»).
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько ёжиков появилось в нашей Красноселькупской тайге.
Все красавцы, как живые.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Вам понравилось занятие?
Как мы сегодня поработали?
Что нового о картофеле вы узнали на занятии?
Что нужно делать, чтобы картофель был вкусным?
Вы хотели бы узнать как, получить крахмал?
Педагог: А это тема следующего нашего занятия.
Спасибо, до свидания.
Список литературы:
Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. –2-е изд., испр. и доп. –М.: Мысль, 1988. – 445 (1) с.: ил.
Багрова Л.А. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения. –М.: АСТ, 1996. –512с.
Каука Р. «Медвежонок Миша». Открываем мир: Пособие для игрового обучения. Пер. с нем. М.В. Медведевой. М.:ЭКСМО, 1997. – 96 стр.
Фифилова Е. П., Поторочина Е. А. «Окружающий мир» изд.2-е, испр. и доп. Азбука природы в стихах, загадках, считалках,
подвижных играх. М:. «ВАКО», 2006, 320 стр.