СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Историческая Мозаика" Праздник в музее

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка праздника в музее "Историческая Мозаика". Основана на материале школьного музея.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Историческая Мозаика" Праздник в музее»

МОУ «Лобанихинская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинский район Алтайский край

Аккредитация АА 031941 № 948 от 11.06.04 г. Лицензия А № 068913 № 10 от 08.01.03 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Текст для конкурса «Ораторы и переводчики».


«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»


«Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты. И рече Игорь къ дружине своеи: «Братие и дружино! Луце жъ бы потяту быти, неже полонёну быти, а всядем, братие, на свои бръзыя комони да позримъ синего Дону». Спала князю умъ, похоти, и жалость ему знамение заступи искусити Дону великаго.










ПЕРЕВОД Д. С. Лихачёва


«Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: от него тьмою все воины покрыты. И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше зарубленным быть, чем пленным, так сядем же братья, на своих борзых коней, да поглядим на синий Дон». Ум князя уступил страстному желанию, и охота отведать великого Дона заслонила ему предзнаменование.








ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Текст для конкурса «Ораторы и переводчики».



«ЗАДОНЩИНА»


«Звонят колоколи вечнии в Великом в Новегороде. Стоят мужи наугородци у святые Софии, а ркучи такову жалобу: «Уже намъ, брате к великому князю Дмитрею Ивановичу на пособь не поспети». Тогды аки орли слетошася со всея полуношныя страны. То ти не орли слетошася, съехалися все князи русскыя, к великому князю Дмитрею на пособь…»





ПЕРЕВОД Н. К. Фомина


«Звонят колокола вечные в Великом Новгороде. Стоят новгородцы у Святой Софии, им говорит с тоской:» Уж нам, братья, на помощь к великому князю Дмитрию Ивановичу не успеть». Тогда слетелись со всей северной страны орлы. Но это были не орлы. Съехались все князья русские к великому князю Дмитрию на помощь.







ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Текст для конкурса «Ораторы и переводчики».


«ГРАЖДАНСТВО ОБЫЧАЕВ ДЕТСКИХ»


О нравах на стретени. «Что творити имать детище, аще кто е а пути чести достойный срящет?

- С пути уступите,шапку честно сняти, аще же славный человек или достоинства яковаго будут имать,тому поклонитися.

Како беседовати детище с большими?

  • Яко с равными любезно и дружески глаготали имать, тако с большими честно и кротко: титлу достоинства им приличную часто имать усугубляти, и не имать отити от них, дондеже отпущение возмет или от них будет отпущен».


Перевод. О правилах при встрече. «Что делать ребёнку, если он встретит на пути уважаемого человека?

  • Уступить дорогу, шапку прилежно снять, если же человек известный или высокого чина, то поклониться.

- Как со сверстниками любезно и дружески разговаривает, так и со взрослыми честно и кротко: наименование чина часто не употреблять и не отходить, пока не получит разрешения или будет отпущен» .





ОГЛАВЛЕНИЕ.



  1. Цели и задачи игры.

  2. Этапы игры.

  3. Приложения.

  4. Литература.










































ЛИТЕРАТУРА.


1. Игра как средство обучения истории. (Методические рекомендации) БГПУ, 2000г. с 80


  1. Семёнова М. «Мы – Славяне!», СПб «Азбука», 1997г с 556


3. Федорчук И. А. История. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль «Академия К», 1998г с 175


























Игра, посвящённая древнерусскому быту.

(6 – 8 классы)





Выполнила

Стукалова Л. П.






В игре затрагивается русский быт с древнейших времён до XVII века, когда развитие страны шло традиционным путём, и внешнее влияние было слабым, иностранные новшества проникали на Русь чаще всего в переработанном виде.


Цели и задачи игры:


  • Повторить и обобщить материал в форме игры, осуществить проверку знаний учащихся по теме «Быт древних славян», показать актуальность знаний по этой теме,

  • воспитание уважения к историческим корням своего народа и его традициям и обрядам, существующим и в настоящее время; чувства патриотизма; осознание своей принадлежности к русскому народу,

  • способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных и вещественных).



Материалы к игре:


  • экспонаты школьного музея (коромысло, черпак, ухват, платок),

  • отрывки текстов документов («Задонщина», «Слово о полку Игореве»), чистые листы бумаги, ручка, сантиметр.

  • раздаточный материал (карточки с заданиями, тесты),

  • продукты (список возможных продуктов),

- грамоты.


Примечание:


Форма организации игры – групповая работа.

Игра проходит в быстром темпе.









Ход игры:
  1. Вводная часть. Подготовительный этап.

  2. Игровой этап.

    • Жилище и занятия.

    • Что ели в Древней Руси?

    • Что носили люди Древней Руси?

    • Чем пользовались наши предки?

    • Как говорили на Руси?

  3. Подведение итогов. Награждение победителей.

  4. Приложения.

5. Список использованной литературы.


1 ЭТАП:

Учитель:

Ребята, представьте, что мы оказались в прошлом.

Перенеслись в эпоху древних славян, когда никаких иностранных влияний не было, и наши предки жили по своим традициям и обычаям (с VI по к. XVII в.в.). Жизнь людей в прошлом была очень тяжёлой. Наши предки жили большими семьями, вместе работали, добывали себе пропитание и боролись с трудностями.


Для того чтобы нам выжить и вернуться в наше время необходимо пройти испытания. Нам нужно доказать, что мы знаем свои истоки, что помним о том, как жили наши предки и что мы, их потомки, сохранили некоторые традиции старины до сих пор.


Тема нашей игры: «Жизнь и быт древних славян».

Помогите определить, о чём у нас пойдёт речь?


(Ответы детей: как жили, чем питались, чем пользовались в быту, чем занимались, их традиции и обычаи)


Нам необходимо разделиться на группы и выбрать в каждой группе «большака» или «старшого» - так у славян называли главу семьи. (Участники игры рассаживаются за столы и выбирают главу).

Помогать мне будут два ассистента. Они будут вести учёт балов, и выдавать задания командам.






  1. ЭТАП:


***Жилище и занятия.

Учитель:

Суровые природные условия Восточной Европы, равнины и леса заставляли славян затрачивать много усилий для обеспечения своей жизнедеятельности. Назовите основные виды деятельности древних славян. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.


Игроки: земледелие, скотоводство, бортничество, прядение, ткачество, различные ремёсла.


Учитель:

Мы видим, что в наше время занятия остались прежними. Изменились способы и орудия труда. Сейчас каждая группа получит карточку с заданием. Правильный ответ принесёт команде 5 балов.


Группы получают задание:


Задание №1

Одним из главных занятий женщин было прядение.

Определите инструменты прядильного производства:

а) соха е.) нож

б) трепало ж) ножницы

в) клещи з) иголка

г) вилы и) чесало

д) гребень к) веретено

л) прялка








Опишите работу женщины за прялкой.

Какие изменения произошли со временем.







Задание №2 У славян было развито скотоводство. Определите названия приспособлений, используемых при обработке шерсти.

А) гребень д) ножницы

Б) колодка е) веретено

В) мотыга ж) гвоздь

Г) трепало з) соха













Рассмотрите и опишите процесс стрижки овец. Сравните с современным способом.























Задание №3

Одним из главных занятий женщин было ткачество.

Определите среднерусские орудия для обработки льна.

А) льномялка д) нож

Б) соха е) колодка

В) веретено ж) ручная ступа

Г) пест з) мотыга















Рассмотрите процесс изготовления полотна. Что сохранилось до сих пор, а что изменилось?








Тестовое задание (общее для всех, ответ в письменном виде)


Соотнесите в правильной последовательности тип жилища, век, когда оно существовало и рисунок жилища.


1

  1. полуземляночное жилище с печью – каменкой

  2. полуземляночное жилище с глиняной печью

  3. наземное жилище с комбинированной печью


    • VIIIX века

    • XXI век

    • XIXII века











В квадраты поставить век и тип (номер).



2

«Красный угол» в избе – это место, где …

  1. располагалась печь

  2. находилась икона












***Что ели в Древней Руси?

Учитель:

Обратите внимание на стол. На нём лежат продукты питания.

Вам нужно выбрать то, что употребляли в пищу наши предки, и объяснить, почему не взяли оставшиеся продукты.

Каждый правильный ответ даст вам 2 бала.

(Рядом список продуктов. Список должен быть разборчиво написан и хорошо виден.)


Участники игры выбирают продукты со стола и из списка, а затем, по истечении времени, объясняют свой выбор.

(Приложение

4)

Учитель: В питании древнерусских людей преобладала растительная пища. Важнейшую роль играла продукция зернового хозяйства. Из муки делали чёрные и белые хлеба, варили различные каши, приготавливали напитки, кисели с добавлением мёда и хмеля. Широко и часто употребляли овощи. Насколько важна была капуста, показывает то, что огороды в ряде мест назывались капустники. Это название в некоторых местах сохраняется до сих пор. Такие продукты, как картофель, подсолнечник, помидор появились сравнительно поздно и вошли в рацион питания русских людей лишь в XIX веке.

Пока готовится следующий конкурс, мои помощники загадают всем древнерусские загадки, в которых речь идёт о продуктах питания. Каждый правильный ответ принесёт команде 1 бал.


Загадки:

  1. Красненькие сапожки и в земле и в лукошке.

  2. В воде родится, воды боится.

  3. На тычинке городок, в нём 700 воевод.

  4. Под дубком, дубком свернулась клубком – и с хвостиком.

  5. Промеж грядок, лежит гусь гладок.

  6. Поставлю - попарю, выну – поправлю, этот сдеру, другой положу.

  7. Заплата на заплате – иголка не была.

Ответы на загадки:

  1. Свекла

  2. соль

  3. коробочка мака

  4. репа

  5. огурец

  6. блин 7. кочан капусты.




***Что носили люди Древней Руси?



1. Два участника от каждой команды получают задание. С помощью платка показать один из способов его ношения. (Самый лучший получает 2 бала)













2. Сравнить подвенечный наряд невесты (№1) и костюм новобрачной(№2).



За каждое правильное сравнение 1 бал.









*** Чем пользовались наши предки?



Учитель: Многие предмета старины используются в современном обиходе. А что вы знаете о следующих?

Показаны черпак, коромысло и ухват (вещественные источники, взятые в школьном музее).


Необходимо объяснить, как этими предметами пользовались наши предки. За правильное объяснение 5 б. менее подробное 4 б. И т.д.

Каждая команда объясняет применение одного предмета (по жребию)




Справка:


ЧЕРПАК – это большая деревянная ложка, которая

использовалась на пирах и братчинах, где ею

разливали хмельные напитки.


КОРОМЫСЛО – это приспособление для переноски воды и

тяжестей на плечах.


УХВАТ - приспособление, которым вынимали из печи чугунную

посуду и кувшины.




Учитель: Многие вещи наши далёкие родичи использовали в качестве оберегов. Какие из них вы знаете?



Игроки: Гребень – защищал от болезни, ложка – символ сытости, ключ – символ богатства и т. п.


Учитель: Молодцы! У нас всё отлично получается. Остался всего один конкурс - наше последнее испытание, после которого мы вернёмся в наше время и продолжим сохранение традиций старины, а самые смелые будут награждены.








***Как говорили на Руси?


Учитель: А сейчас мы с вами выступим в роли ораторов и переводчиков. Из каждой группы необходимо выбрать по два человека. Они займутся переводом древнего славянского текста на наш язык. Самый точный перевод принесёт команде 5 б. С остальными участниками команд мы вспомним единицы длины, используемые в прошлом. За правильный ответ 1 бал.


Участники получают тексты: «Слово о полку Игореве», «Задонщина» «Гражданство обычаев детских») и выполняют задания.

Текст должен быть отобран заранее и оформлен так, чтобы его было легко читать. (Приложение №1, №2

и №3)

Остальные отвечают на вопрос о мерах.

Игроки: Вершок = 4,45 см. пядь = 17,78 см.

локоть = 38 – 46 см.

аршин = 71,12 см. сажень = 2,134 м.

( Можно предложить измерить дверь или стол, используя старинные величины.)




После выступления ораторов и переводчиков определяется лучший из них, выставляются балы (от 5 к 3). Ассистенты подсчитывают балы.



Учитель: Ребята! Вот и подошло к завершению наше путешествие в прошлое. Мы побывали во времени, когда жили наши предки. Вспомнили, как они жили, чем занимались, что кушали и как одевались. Ответьте на вопрос: «Существенные изменения произошли с тех пор или всё осталось по - прежнему?»



Участники игры:

Очень многое изменилось. Появились заимствованные вещи, стали использовать новые способы производства, усовершенствовались орудия труда, расширился рацион русских людей и т. д.



Учитель: Что касается традиций: сохранился ли прежним свадебный наряд невесты?; используются ли сейчас обереги и т. д.

(Ответы участников игры)



3 ЭТАП


Сейчас мы узнаем результаты нашей игры. Какая же команда набрала большее количество балов и заслуживает награды.

(Оглашаются результаты, награждение грамотами)


А сейчас я предлагаю всем объединиться и отведать одни из самых вкусных русских продуктов – арбуз и дыню. Англичанин Флетчер, в XVI веке посетивший Россию был удивлён дыней, незнакомой его стране.





Шкала балов.




НАЗВАНИЕ КОНКУРСА


бал

1

2

Жилище и занятия. Задания по карточкам

Тестовое задание..

5

2

3

4


Что ели наши предки.

Загадки.

По 2

По 1

5

6

Что носили наши предки

Сравнить наряды.

2

по 1

7

Чем пользовались наши предки.


От 5 – до 3

8

9

Ораторы и переводчики

Меры длины.

5

по 1

.






































































КОМАНДЕ,


занявшей 2 место


в игре «Историческая Мозаика» !


20..год

















































Победителю

Игры

«Историческая Мозаика»


20.. год


































За активное участие

в игре

«Историческая Мозаика»


20.. год



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!