Л. Ю. Сохт
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар
Научный руководитель С.В. Ярмухина
ИГРА КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребенок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. В игре ребенок получает и опыт произвольного поведения — учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.
Так же игра становится для детей и молодежи пространством развлечения, где они переживают азарт, эмоциональную напряженность игровой интриги, занимательность мысленного и практического решения игровых задач. Игроки получают удовольствие и от процесса игры и от ее результата. Причем и собственные игровые действия участника, и наблюдение за игрой другого человека вызывают воодушевление, поглощенность увлекательным процессом. Игра как способ организации досуга предоставляет участнику большие возможности для саморазвития в самых различных сферах: прежде всего, в ходе игрового взаимодействия ребенок реализует индивидуальные способности, может сам проявить свои сильные стороны, принимая определенные решения, самостоятельность.
Интеллектуально - познавательные игры могут быть представлены в виде викторин и конкурсы эрудитов. В них участники соревнуются, в первую очередь, в эрудиции, в умении использовать обширные знания. Вопросы, как правило, объединены какой-либо темой, относятся к той или иной области знаний Развивающий эффект таких игр ниже, чем в интеллектуальных играх. Однако викторины вызывают азарт и увлечение у участников, позволяют эрудированным детям продемонстрировать свои возможности и подготовку. Среди телевизионных игр в качестве примера могут быть названы следующие: «Поле Чудес», «Счастливый случай», «Угадай мелодию», «Как стать миллионером» [2, с. 13].
Также следует обратить внимание на игры, в которых основной акцент делается именно на интеллект играющих, на их умение мыслить. Требования к вопросам интеллектуальных игр наиболее высоки. Важно, чтобы для ответа были необходимы не только знания, но и умение логически мыслить. Наиболее ярким и общеизвестным примером интеллектуальной игры является игра «Что? Где? Когда?», другие варианты – «Брейн-Ринг», «Своя игра», «Колесо истории» и т.д.
Также можно выделить познавательные игры. Часто они имеют образовательный характер и расширяют представления ребенка о мире в той или иной области знаний. Основным адресатом познавательных игр выступают дошкольники и младшие школьники, хотя существуют познавательные игры и для подростков [1, с. 87]. В настоящее время широкий спектр познавательных игр представлен online-играми с разнообразной тематикой. Они присутствуют в сфере домашнего досуга дошкольников и младших школьников.
Особое место среди познавательных игр занимают настольные игры. Они предполагают использование статичного игрового поля (игровой доски), находящегося на столе или специальной платформе. Настольные игры предусматривают применение специального инвентаря: карточки, карты, кости, игровое поле, фишки, фигуры и т. д. Настольные игры весьма разнообразны: это и лото, и игры-путешествия, и экономические игры, и военные игры-стратегии, и многое другое. Есть и спортивные настольные игры – шашки и шахматы, и коммуникативные настольные игры с элементами музыкальных заданий [3, с. 45].
Коммуникативные игры отличаются большим разнообразием. Варьируются ситуации, правила, роли участников, число игроков, длительность игр. Как правило, коммуникативные игры не требуют обширного пространства, проводятся в кругу. Коммуникация здесь может сочетаться с интеллектуальной задачей. Ряд коммуникативных игр продолжает такая их разновидность как игры на групповую кооперацию. Здесь в центре внимания оказывается не процесс коммуникации, а эмоциональное единство участников детского коллектива [2, с. 45].
К коммуникативным играм можно отнести и игры-драматизации [греч. drama – действие]. Это игры, которые строятся с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры-драматизации в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения, а роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения. Игры-драматизации широко используются в сфере образования в развитии психических процессов, в обучении иностранным языкам, для раскрепощения учащихся и преодоления личностных затруднений и т.д. В основном, такие игры адресованы дошкольникам и младшим школьникам. В сфере досуга игра-драматизация может стать основой детского праздника.
Особое место среди коммуникативных игр занимают ролевые игры. Их особенность состоит в том, что каждый участник играет персональную роль в рамках вымышленной ситуации. При этом действие не является запрограммированным, а исход игры неизвестен до ее финала (в отличие, например, от игры в театре). Примером может служить широко известная игра «Мафия», в которую возможно играть неоднократно.
Список использованных источников:
Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение, М., 1975.
Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Педагогическое сочинение, М., 1959.