СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Как избежать конфликта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра предназначена для школьников, которая учит их збегать конфликтов между собой.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Как избежать конфликта"»

Как избежать конфликта

Игра 1.

Ситуация: ты идешь по улице. Твой знакомый восьмиклассник срывает у тебя с головы шапку. Как ты поступишь?

Цель первого участника – довести дело до драки; второго – сделать все, чтобы этого избежать.

После инсценировки класс проводит анализ поведения персонажей:

– Какие действия предприняли участники ссоры, чтобы добиться своей цели?

– Что можно было бы предпринять для разрешения ситуации?

Игра 2.

В помещении расставляются столы и стулья таким образом, чтобы можно было работать группами. Формирование групп происходит по принципу «50 на 50», то есть учащимся предлагается разбиться на группы по 2–3 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее всего общаться. Каждая группа выдвигает своего представителя для голосования. При голосовании представители вытягивают одну половинку карточки, на обороте которой есть рисунок. Теперь каждая группа должна найти вторую половину своей карточки, те, у кого окажется эта половина, объединяются с группой для дальнейшей игры. Так образуются группы, примерно равные по составу, в них каждому довольно комфортно, потому что рядом с ним – друзья. Но вместе с тем в одной группе собрались члены разных мини-сообществ, возможно, в реальной жизни мало общающихся между собой.

Условия игры: после того как все разместились, звучит мелодия, ведущий объявляет о начале игры и постепенно знакомит с ее условиями. Во-первых, каждый должен произнести «пароль», без которого игра может не состояться:

Мы все разные.

Но у нас одна цель – выиграть.

Я желаю тебе удачи.

Эти слова могут быть записаны на карточках, которые лежат на столах или на доске.

При этом каждая группа должна соблюдать следующий ритуал: зажигается свеча, эта свеча передается из рук в руки следующему участнику из группы со словами пароля: «Я желаю тебе удачи». Таким образом, обойдя всех членов группы, свеча вновь возвращается к тому, с кого ритуал начался. Участники могут передавать ее по кругу, а могут и избирательно, главное, чтобы каждый в своей группе по разу произнес пароль. По просьбе ведущего играющие задувают свечи.

Далее каждой команде предлагается распределить обязанности или роли и выбрать: одного докладчика, одного дежурного, четырех экспертов (эксперт № 1, № 2 и т. д.).

Ведущий поясняет задачу каждого:

– Сейчас вам будет прочитан текст, в котором описывается очень необычное и интересное происшествие (тексты имеются на столах и можно следить). После чего от каждой группы по одному эксперту № 1 садятся за первый стол и им предлагается разбор ситуации и мнение № 1, которое они должны прочитать, разобрать, запомнить и, вернувшись в свою группу, рассказать всем остальным. В это же время эксперты под № 2 из каждой группы садятся за второй стол и им предлагается разбор этой ситуации, но с другой точки зрения, и они читают текст с мнением № 2, который они тоже должны не только прочитать, но и разобрать, запомнить и, вернувшись в свою группу, рассказать всем остальным.

Совершенно другое, третье мнение предлагается экспертам
№ 3, которые садятся за третий стол. И эксперты под № 4, собравшись за четвертым столом, в это же время обсуждают мнение № 4.

Итак, задача экспертов состоит в том, чтобы суметь запомнить и, ничего не перепутав, максимально точно и достоверно передать полученную информацию своей группе.

После того как каждый эксперт, вернувшись в свою группу, познакомит всех с тем мнением, которое ему нужно было передать, начинается обсуждение всех версий. Каждая группа имеет право согласиться с одной из версий и высказать ее как свое мнение или, приняв что-то из услышанных версий как основное, дополнить своими соображениями – это будет ваше мнение, или вообще группа может представить свое мнение по поводу того, что случилось в той истории, которую вы услышите. Роль капитанов будет заключаться в том, чтобы ознакомить всех с мнением вашей группы. При этом капитан должен не только хорошо владеть речью, но и быть чутким к мнению своих товарищей и пользоваться у них авторитетом.

Задача дежурного – следить за ходом дискуссии, чтобы спор не превращался в ссору, отмечать, кто самый активный и инициативный, и самому активно участвовать в обсуждении.

После этих разъяснений учитель (ведущий) выдает каждой группе карточки с описанием ролей, и ребята распределяются по ролям.

История читается не до конца и тексты на столах – тоже без заключительной части.

Другое желание

Антон, Сашко и Ньямо уже долго сидели за компьютером. Мальчишки учились в межпланетной специализированной школе иностранных языков, жили неподалеку друг от друга и часто проводили время вместе. Они были не лучшими учениками, любили сидеть в Интернете, иногда упражнялись в языках: Антон и Сашко помогали Ньямо по русскому и украинскому, а Ньямо учил их разговаривать, как разговаривают у него в Анголе.

Как обычно, просидев больше положенного за компьютером, они забыли о времени, не заметили, как подступила усталость, и их стало клонить в сон.

– Сашко, закрывай программу, – скомандовал Антон.

Сашко хотел было еще потянуть время, но Антон, не дожидаясь щелчка мышью, быстро пробежался по клавиатуре, закрылось одно окно, второе… И вдруг на экране мелькнул никому не известный, незарегистрированный сайт. Ньямо остановил Антона:

– Это еще что за штука? Давай посмотрим…

Мальчишки переглянулись, увидев необычный текст. Он был составлен из знаков различных алфавитов и на первый взгляд казался абракадаброй. Сон как рукой сняло. Ребята забыли о времени, усталости и принялись расшифровывать написанное:

«Волшебное место… на набережной… у дерева, разбитого молнией, исполнится любое человеческое желание… три условия: первое – задуманное должно быть общим для всех, второе – желание надо написать на песке, дождаться прилива, чтоб волна смыла написанное, третье – все время мысленно повторять слова: «К высшему благу всех».

Неожиданно сайт исчез, и сколько мальчики ни пытались, им не удалось восстановить его.

– Ерунда какая-то, – сказал Сашко.

– Ерунда не ерунда, а можно проверить, – возразил Антон.

– Я думаю, что это значит: «К высшему благу всех»? – размышлял Ньямо.

– Это значит, – сказал Антон, – что любое твое желание не только для тебя, но и для всех должно быть во благо.

– А-а, – подхватил Сашко, – это чтоб твое сильное желание никому не принесло вреда. А то пожелаешь, чтоб тебя от двойки пронесло, а пронесет учителя, он в школу не придет, промучается бедный и ни за что из-за тебя пострадает.

– Ладно, я хочу проверить, – сказал Антон. – Кто со мной?

…Место им было хорошо знакомо, найти необычное дерево не составило труда. Желаний было много, но свое заветное – у каждого одно. Немного поспорив и хорошенько подумав, они сумели объединить свои заветные желания в одно. Решили, что желание надо написать трижды, каждый на своем родном языке. Стемнело. Развели костер и стали ждать прилива.

Вдруг с той стороны, где уже зажглись городские огни, показалась небольшая группа таких же подростков, может, чуть постарше. Ньямо почуял недоброе, но виду не подал. Сашко сидел как ни в чем ни бывало. Антон недовольно посмотрел в сторону приближающихся.

– Вон оно, дерево! – закричал один из них, и все прибавили шагу. Их было четверо. Одеты они были одинаково, словно в униформу. На голове у всех были одинаковые повязки.

Антон, Сашко и Ньямо знали, кто носил такие повязки, под повязкой у них был слепой третий глаз. Из-за этого их дразнили слепыми троями.

– Валите отсюда, это наше место, и у нас мало времени – скоро будет прилив, – процедил сквозь зубы самый здоровый.

Ребята молчали.

– Ну что, не ясно?! – вслед за здоровяком поддакнул второй.

– Мы первые сюда пришли, – сказал Антон.

– И первыми уйдете, – подхватил верзила.

– Смотри, у них тут интернационал, – засмеялся его дружок, показывая на Ньямо. И вдруг так его толкнул, что Ньямо не удержался на ногах и упал.

Сашко не выдержал и бросился на помощь, сцепившись с обидчиком своего друга. Одни из троев бросился на Антона – тот уложил его с одного удара, но подскочил другой... Началась драка. В горячке никто не заметил, как было стерто и затоптано все написанное на песке. И вдруг кто-то закричал:

– Волна!

Все на мгновение остановились и оцепенели от ужаса: огромный вал, высоченной стеной, казалось, до самого неба, надвигался на берег.

Забыв обо всем, мальчишки бросились бежать. У каждого в голове была одна мысль: «Успеть!» И тут Сашко заметил, что среди них нет Ньямо.

– Антон, где Ньямо? – крикнул он. Оглянувшись, они увидели отставшего Ньямо, хромающего на одну ногу, а чуть в стороне – лежащего на песке одного из троев.

– Эй, вашему товарищу нужна помощь! – крикнул Антон самому сильному из троев.

Но тот был уже так далеко, что даже не услышал. Зато его дружок оглянулся и, растерявшись, слегка замешкался: он был почти вне опасности, а спускаться к страшной воде было так глупо… И тогда он крикнул:

– Это не моя вина, я его не бил!

Антон и Сашко, подхватившие Ньямо под руки, остановились и посмотрели на беспомощно стонавшего троя.

– Оставим его, он не такой, как мы. Он один из них, – попытался оправдать всех Сашко и отвернулся от троя.

– А ведь у него тоже было человеческое желание, и он пришел сюда, чтобы написать его, как мы, «к высшему благу всех», – вспомнил Ньямо.

– Ребята, мы не сможем все спастись. Это нереально. Кто-то погибнет, или нас всех смоет волной. – И Антон очень грустно и серьезно посмотрел на друзей.

«Надо спасаться!» – словно молот стучала в голове одна-единственная мысль…

– Зачем мы пошли сюда?! Мы погибнем по своей глупости! Бедная моя мама, она этого не переживет, – чуть не заплакал Сашко.

– Надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться! – С этими словами Антон, еще крепче подхватив Ньямо, строго взглянул в глаза Сашко: – Ньямо, бежим, держись!

На этом чтение текста заканчивается (в текстах, лежащих на столах, тоже отсутствует заключительная часть). Учащиеся работают с данным текстом, не зная его продолжения.

Выполнение задания.

Эксперты работают со своими текстами, у тех, кто остался за своим столом, есть время подумать над творческим заданием:
«А какое желание написали бы вы, следуя главному условию рассказа: чтобы задуманное желание было общим для всех (то есть для всей вашей группы)?» Желание должно быть не сиюминутным, только на эту игру, а действительно большим желанием (мечтой).

Минут 5–7 отводится экспертам на работу с текстами, версиями разбора случившегося.

Версия 1.

Очень жалко героев. Они не такие, как все. Поэтому, наверное, они озлобленные. Они не умеют дружить. Они могут быть беспомощными, и нелегко обвинять того из них, который, увидев своего товарища беспомощно лежащим на берегу, растерялся. Ведь все испугались. Но он реально оценил ситуацию и принял по-своему правильное решение, потому что у них так принято: каждый за себя.

Версия 2.

Трои не такие, как все. У них другой взгляд на мир. Побеждает тот, кто сильнее. Самый сильный из троев привел своих товарищей, чтобы они осуществили свои желания. И он ведет себя так, потому что у него тоже есть сильное желание, и он не потерпит, чтобы какая-то случайность этому помешала. А слабые и жалостливые терпят поражение. Такова жизнь.

Версия 3.

Когда Антон сказал, что надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться, он был прав. Ведь по глупости они могут погибнуть. Сколько горя придется пережить их родителям! Тем более что трои не такие, как все. Хотя у них могут быть человеческие желания, они не умеют по-человечески дружить, заботиться друг о друге. У них другой взгляд на мир, они прежде всего думают о себе. Стоит ли вообще спасать одного из них, чтобы потом он снова поступал по-своему, думая лишь о себе и своих желаниях?!

Версия 4.

Если бы Антон, Сашко и Ньямо были прилежными учениками и не убивали время за компьютером, они не попали бы в такую ситуацию. И не было бы вообще никаких проблем: кому спасаться и кого спасать; кто нормальный человек, а кто – озлобленный мутант, думающий только о себе. Ребята сами во всем виноваты. Поэтому даже если им суждено погибнуть, они должны попытаться спасти одного из троев – ведь это они его побили.

Трудность задачи экспертов состоит в том, что, прочитав текст, им необходимо первоначально передать его содержание максимально точно к первоисточнику, не добавляя свое мнение и не искажая версию, даже если с ней не очень хочется соглашаться.

Итак, эксперты возвращаются в свои группы. Для того чтобы выслушать все четыре версии и выработать каждой группе свою, отводится 15–20 минут.

После этого предоставляется слово капитанам. Выслушав мнение каждой группы, учитель (ведущий) предлагает прочитать свое заветное желание той группе, у которой оно получилось по условию «одно на всех общее» (если не получилось, то задание просто пропускается, а учитель в очередной раз берет это себе на заметку).

Идет обсуждение с учащимися наиболее спорных моментов.

Подчеркните самое важное, положительное и позитивное в высказываниях всех четырех групп. Обратите внимание на то, что при имеющихся различиях есть немало общего во взглядах и мнениях, каждый при всей непохожести на других учится слушать и слышать, думать и сопоставлять свою точку зрения с мнением других.

Задание. Заполните лист самооценки участия в групповой работе (по пятибалльной шкале).

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1, 2, 3, 4, 5.

Я предлагал идеи по разработке совместной версии – 1, 2, 3, 4, 5.

Я был тактичен по отношению к своим товарищам – 1, 2, 3, 4, 5.

По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше. А учитель может понять, насколько учащийся адекватно воспринимает свое участие в групповой работе.

В завершение всей игры читается заключительная часть рассказа (та часть текста, которой не было у учащихся на столах) или весь текст читается от начала до конца.

…Надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться! – С этими словами Антон, еще крепче подхватив Ньямо, строго взглянув в глаза Сашко: – Ньямо, бежим, держись!

Вдруг Ньямо вырвался у ребят из рук и, припадая на ушибленную ногу, бросился бежать. На песке, где они только что воевали, сцепившись друг с другом, у дерева, разбитого молнией, он стал заглаживать песок и что-то быстро писать. Сашко и Антон бросились к нему.

«Пусть волна спадет, – прочитали они и добавили: – К высшему благу всех».

Еще не зная, произойдет чудо или нет, друзья со страхом посмотрели на море. И им показалось, что волна стала уменьшаться… Но тут из-за горизонта брызнули яркие лучи солнца, ребята зажмурились и открыли глаза…

– Ну что, опять до полуночи за компьютером просидели… – Сашкина мама, открыв шторы, потянулась к форточке. – Вставайте, бездельники, еще не хватало, чтобы вы уроки прогуляли. Ох, уж этот компьютер, и когда у вас проснется другое желание?..


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!