СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как метод развития внимания младших школьников с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа на тему "Игра как метод развития внимания младших школьников с ЗПР"

Просмотр содержимого документа
«Игра как метод развития внимания младших школьников с ЗПР»

«Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Курсовая работа МДК.05.05 Методика работы с детьми в классах коррекционноразвивающего обучения

Тема: «Игра как метод развития внимания младших школьников с

ЗПР»

Выполнил: Логинов Максим Валерьевич студент 21П-5 группы специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: Ширяева Ольга

Александровна

Оценка________________________________

Красноярск, 2022

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………...3

  1. Теоретическая часть. Теоретические основы развития внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР через игру………………...5

    1. К проблеме развития внимания младших школьников………...……….5

    2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста с

ЗПР………………...…………….……….………………...……………..........7

    1. Педагогическое значение игры в развитии внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР………………………...……………..…..….......10

Заключение……………………...……………………………….…………..15

Библиографический список……………………………………………….17

Приложение 1………………………………………………………………..20

Приложение 2………………………………………………………………..21

Введение

Актуальность

Актуальность проблемы внимания детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируются качественно новые характеристики внимания, как и других процессов. Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов, который можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Разработкой этой проблемы занимались отечественные психологи Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Ланге, Р.С. Немов. Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому школьному педагогу. Многие трудности в обучении связаны с неумением того или иного ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании.

Для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) свойственна низкая степень устойчивости внимания, а как мы знаем, в настоящее время школьная программа сложна и объемна, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, не внимателен.

Существует немало способов для развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР, но в данной исследовательской работе будет рассматриваться такой способ, как игра.

Объект – внимание младших школьников с ЗПР.

Предмет – игра как метод развития внимания младших школьников с ЗПР.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания младшего школьника.

  2. Рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

  3. Изучить понятие, виды и значение дидактической игры.

Цель – изучение влияния игры на развитие внимания младших школьников с ЗПР.

Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы.

Основные понятия: дети с ЗПР; игра; внимание.

1. Теоретические основы развития внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР через игру

1.1 К проблеме развития внимания младших школьников.

Исследования внимания начались еще на этапе становления научной психологии, даже предшествовали ему и составляли основное содержание. На интерес к вопросу о внимании повлияли результаты физиологических экспериментов. Наблюдения и опыт отечественных и зарубежных ученых, в том числе В. Вундта, способствовали появлению большого интереса к исследованию особенностей и феноменов внимания. В. Вунд по праву считается основоположником психологии внимания [17 с. 84].

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием. Однако причины отсутствия внимания различны и требуют индивидуального рассмотрения.

Рассмотрим некоторые из них [22, с. 3].

Дети, имеющие диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе

[22, с. 3].

Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения [22, с. 3].

Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей [22, с. 3].

Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него восприятие невозможно [16].

Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической литературе. Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.А. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Непроизвольное внимание также полностью зависит от аффективных состояний [16].

Целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности - предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой. Это поможет лучше выявить особенности познавательной сферы ребенка и его личности, в том числе интересы, целенаправленность, состояние эмоционально-волевой сферы и т. д [5, с. 52].

1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста с ЗПР

Т. В. Егорова отмечает, что у детей с ЗПР внимание очень нестабильно и имеет такие нарушения, как: неумение произвольно сосредоточиться на заданиях, объектах и звуках; у них очень заметно снижение работоспособности; их внимание очень неустойчиво, и они имеют повышенную отвлекаемость; также сильно заметно снижение познавательной активности ребенка [12, с.121].

Многочисленные исследования показали, что младшие школьники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту развитием внимания, восприятия, памяти, личностно-деятельностной основы, речи. Психологи и педагоги отмечают характерные для младших школьников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования. Существуют дефициты в развитии коммуникативной сферы и представлений о себе, окружающих, о моральных нормах [5 с. 127]. Так, известно, что отношения младших школьников с ЗПР характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей. Чаще всего это отношения между двумя детьми; группы либо вообще не возникают, либо появляются эпизодически.

Взаимные предпочтения между мальчиками и девочками практически отсутствуют. В результате структура межличностных отношений оказывается весьма аморфной, состоящей из двух намечающихся подструктур — мальчиков и девочек. То есть в межличностном общении со сверстниками они предпочитают эндогенные группы. Дети утверждают, что с представителями другого пола играть неинтересно.

Концентрация внимания у детей с ЗПР младшего школьного возраста зависит от целенаправленности и привлекательности предлагаемых заданий. Дети этого возраста имеют узконаправленное внимание и малый объем памяти из-за сильной концентрации внимания на одной задаче. Ученики 1-го и 2-го класса порой настолько сильно сосредоточены на том, что они пишут, что абсолютно не слышат то, что говорит им учитель, пока тот не сделает чтонибудь выбивающееся из сложившейся обстановки и атмосферы в классе, или пока дети не закончат делать то, на чем они так сильно сконцентрированы. У детей данного возраста внимание является очень подвижным сильно мешает им на что-то концентрироваться.

За детьми с ЗПР следует вести постоянный контроль, потому что они могут работать всего 10-15 минут, а в некоторых случаях и того меньше, и далее у них пропадает интерес к деятельности, они перестают удерживать поставленную перед ними задачу и, в конечном итоге, свое внимание, что приводит к прекращению работы. Для того, чтобы такого не случалось, необходимо давать ребенку минуты отдыха (примерно 3-7 минут) [3 с. 314].

Младшим школьником с ЗПР свойственна повышенная утомляемость, особенно это касается монотонной работы. Что может увеличить работу таких детей, так это интересная, насыщенная эмоциями, простая и маленькая по объему работа [20].

Дети с ЗПР имеют проблемы с развитием словесно-логического мышления: задания, содержащие метафоры и пословицы даются очень трудно, но использование наглядных форм намного упрощает процесс. Сложности проявляются при попытке обобщить информацию на понятийной основе, выделить сходства или различия, определить существенные признаки предметов [3 с. 314].

У детей с ЗПР, которые не проходили коррекцию, присутствуют серьезные нарушения в развитии внимания, чего не наблюдается у детей в норме. У младших школьников с ЗПР присутствуют очень специфические особенности в развитии их внимания, по сравнению с детьми того же возраста, но в норме [6, с. 58].

1.3 Педагогическое значение игры в развитии внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.

У детей с задержкой психического развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие детки либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. При этом игровой замысел отсутствует. Т.е. ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры.

Игра как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание многих современных ученых, психологов, педагогов. Специалисты указывают, что игра - это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является, конечно, игра. Приложение 2

В педагогике к детским играм относят самые разнообразные действия и формы занятий детей. Детские игры - это занятия, во-первых, субъективно значимые, приятные, самостоятельные и добровольные; во-вторых, - имеющие аналог в реальной действительности, но отличающиеся своей не утилитарностью и не буквальностью воспроизведения; в-третьих - возникающие спонтанно или создаваемые искусственно для развития какихлибо функций организма или качеств личности, закрепления достижений или снятия напряжения. Обязательной чертой детских игр является особое эмоциональное состояние, на фоне и при участии которого они протекают. Это состояние представляет собой ожидание или сам процесс удовольствия от физической, умственной или социальной активности, проявляемой в свободной творческой атмосфере условности, игровой дисциплины, юмора или соревнования

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. Многие исследователи подчеркивали ту легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Игра на занятиях может быть использована для обучения детей. С ее помощью решаются различные учебные задачи: формирования навыков умственной деятельности детей [19, с.42]. Особенностей игровой деятельности в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности.

Игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств. Специфика обучающей игры заключена в ее структуре, содержащей, наряду с игровыми, учебные задачи. Познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в содержании и в правилах игры. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Цель игры активизирует внимание, мнение, память

[19, с.42].

Далее нам бы хотелось особенно остановиться на рассмотрении понятия и функций дидактической игры. Дидактические игры – это игры, созданные специально педагогикой, для получения новых знаний, умений и навыков, это обучающие игры. Игра на протяжении долгого времени рассматривалась, как средство обучения во внешкольное время, но сейчас игровая деятельность является методом обучения. Дидактические игры создаются для благополучного развития и воспитания младшего школьника [16].

Дидактическая игра имеет ряд функций:

  1. Активизация и развитие мыслительной деятельности младшего школьника; – развивает познавательные процессы;

  2. В процессе дидактической игры ученик сравнивает, наблюдает и классифицирует предметы, что помогает развитию учебных компонентов;

  3. Стимулирует волевые усилия, организованность, умение соблюдать правила, сотрудничать с коллективом.

Таким образом, дидактические игры используются в процессе обучения, а роль заключается в том, в они формируют конкретные и обобщенные знания и учат применять их в определённых обстоятельствах и условиях В.А. Сухомлинский считал, что «…в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры не может быть полноценного умственного развития школьника…». К дидактическим играм предъявляются требования в педагогике: – игровая деятельность, должна быть мотивирована и должна быть уместна и необходима ученику на уроке; – должна быть адаптирована под психическую и интеллектуальную готовность младшего школьника к игре.

Применение предметного дидактического материала вызывает живой интерес и обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрой, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, а также формирование необходимых умений и навыков, устойчивого произвольного внимания [5, с. 94].

Рассмотрим классификацию дидактических игр по А. И. Сорокиной:

  1. Игра-поручение – в зависимости от других дидактических игр, эти игры гораздо проще, но коротки по продолжительности. Учитель использует различные действия с предметами и игрушками, а также использования словесных поручений;

  2. Игра-предположение – суть игры заключается в том, чтобы ученик мог продолжить предложение «Что было бы….». Эта дидактическая игра направлена на развитие логического мышления, а также формирование умения правильно формулировать свои мысли.

  3. Игра-загадка – это игра в основе, которой лежит проверка знаний, находчивости школьника. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы [19].

Таким образом, дидактическая игра – это эффективный для формирования интереса и мотивации к процессу обучения младшего школьника. Дидактическая игра способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Использовать игру необходимо правильно и целенаправленно, не придавая данной игре характер обычного упражнения [21].

Существуют также и интерактивные дидактические игры, которые обладают такими особенностями, как:

    1. Возможность передвижений обучаемых в процессе игры;

    2. Возможность выбора или непредсказуемости конечного результата для обучаемых;

    3. Наличие ролевой раскладки (включая этап итоговой рефлексии;

    4. Наличие алгоритма, осуществления игрового действия или пошаговость в выполнении заданий;

    5. Возможность разбивки обучающихся на рабочие (малые) группы[21].

Дидактическая игра может быть применена на абсолютно разных этапах урока и его видах. Но самыми удачными этапами на уроке считаются этап повторения и этап закрепления. Характер игры и его место в уроке определяет, непосредственно, сам учитель, исходя из того, какой у него класс, какие в нем дети, что это за урок, тип урока и этап урока. Так же он смотрит на то, насколько сильно дети возбуждены и насколько сложен проходимый материал.

Для каждого учителя самым важным будет то, чтобы игра и игровые упражнения приносили пользу, а именно:

    1. Сосредотачивали и развивали внимание детей;

    2. Усиливали интерес детей к учебной деятельности;

    3. Вырабатывали у детей уверенность в том, что они способны справиться с поставленной перед ними задачей;

    4. Чтобы детям игра и упражнения не казались рутиной, и они получали от этого удовольствие и максимум радости.

Образовательное значение у игры очень большое, как для здоровых детей, так и для детей с ЗПР. Игра очень тесно связана с обучением как на занятиях, так и вне занятий, также ига связана и с повседневной жизнью ребенка. В творческих играх происходят очень сложные и важные процессы освоения и усвоения знаний, которые мобилизуют умственные способности у ребенка, такие как память, воображение и внимание. К примеру, в ролевых играх дети воспроизводят самые разные роли и события, размышляя и устанавливая между ними логическую связь. Они сами находят пути решения для игровых задач, которые ставятся перед ними во время игр, пользуясь всеми полученными ранее знаниями.

Дети возраста младшего школьника имеют неустойчивое внимание, большую впечатлительность и подвижность. Исходя из этого можно сделать вывод, что им нужна частая смена обстановки и заданий, их видов. Хорошей практикой является перемешивание заданий с подвижными играми.

Игры детей увлекают только тогда, когда они требуют от них усилия мысли, большой воли и преодоления каких-либо трудностей, будь то подвижные или дидактические. Советский педагог и врач Е. А. Аркин называл игры психическим витамином, ведь ребенку требуется активная деятельность, которая способствует повышению его жизненного тонуса,

которая удовлетворяет интересы ребенка. Также игры очень нужны для поддержания здоровья ребенка, они делают жизнь ребенка полной и дают уверенность в его силах.

Развивающие и познавательные игры развивают у детей произвольное и непроизвольное внимание, мышление, различные уровни памяти и мышления, также развивают способности ребенка к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, конструктивных умений, творчества, привычки, умение контролировать свои действия и доведение поставленной задачи до конца.

Заключение

В учебе далеко не все представляет интерес для младшего школьника, и он часто вынужден заставлять себя концентрироваться на предмете изучения. У многих детей данного возраста еще преобладает игровая деятельность. Для того чтобы учеба привлекала внимание детей и вызывала искренний интерес ребенка, психологи рекомендуют педагогам сделать процесс изложения учебного материала наиболее интересным за счет использования современных технологий, ведь непроизвольное внимание у младших школьников в большей степени зависит от впечатляемости материала, его конкретности и наглядности, от характера воздействия на эмоциональную сферу ребенка

Тщательно изучив психолого-педагогическую литературу зарубежных и отечественных педагогов и психологов по проблеме нашего исследования и самые разные взгляды ученых на проблему развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР, можно сделать вывод, что данная проблема с развитием внимания у детей с ЗПР в наши дни очень актуальна и хорошо исследована.

Учителя и родители часто жалуются на «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» детей. Для детей с задержкой психического развития свойственна низкая степень устойчивости внимания, а как мы знаем, в настоящее время школьная программа сложна и объемна, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен.

У детей с ЗПР внимание очень нестабильно и имеет такие нарушения, как: неумение произвольно сосредоточиться на заданиях, объектах и звуках; у них очень заметно снижение работоспособности; их внимание очень неустойчиво, и они имеют повышенную отвлекаемость; также сильно заметно снижение познавательной активности ребенка. [12, с.121]

Мы считаем игру наиболее эффективным методом развития внимания потому, что в возрасте младшего школьника у детей ведущий вид внимания – это произвольное внимание. Дети намного быстрее и прочнее запоминают все яркое и интересующее их, все то, что вызывает у них яркий эмоциональный отклик, но все же при всем этом их внимание имеет свои ограничения. Дети данного возраста намного лучше и прочнее удерживают во внимании конкретные события, предметы и лица, чем текстовые и словесные объяснения, описания и определения, но при этом в период удержания внимания образ может потерпеть значительные изменения и определенную трансформацию.

Так, для более успешного развития внимания необходимо:

  1. Разнообразить выбор дидактических игр;

  2. Проводить дидактические игры и упражнения с логическими картинками;

  3. Использовать в работе загадки на развитие внимания. [20 с. 3]

Успешность младшего школьника с ЗПР, да и не только с ЗПР, во много зависит от того, на сколько хорошо развито его внимание. В младшем школьном возрасте в школе у ребенка начинают происходить серьезные изменения в обстановке, его деятельности, количестве и сложности нагрузки, в следствии чего изменения претерпевает и внимание.

Поэтому у младших школьников с ЗПР необходимо развивать и совершенствовать их внимание как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Эффективным методом развития их внимания является дидактическая игра, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Развивающая игра входит в целостный педагогический процесс и сочетается с самыми различными формами обучения и воспитания младших школьников, также способствует лучшему усвоению материала и воспитания детей данного возраста, и, конечно же, оказывает положительное влияние на развитие их внимания, а оно является очень важным фактором, который очень много значит в усвоении информации и школьной программы.

Библиографический список
  1. «Особенности внимания детей с задержкой психического развития» VIII Международная студенческая научная конференция: сборник научных статей VIII Международной студенческой научной конференции «Актуальные проблемы специального образования» Москва 2017 – ISSN 2073-4972 (дата обращения 4.10.2022);

  2. Букатов В.М. Педагогическое таинство дидактических игр / В.М.

Букатов. учеб.-мет пособие. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: МПСИ: Флинта, 2003

(дата обращения 20.11.2022);

  1. Кумариной М. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф. Кумариной - М.: Академия, 2001. – с314 (дата обращения 05.11.2022);

  2. Ланге Н. Н. Внимание // Хрестоматия по вниманию / Под. ред. А. Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1976. –с295 (дата обращения 25.10.2022);

  3. Назарова Н. М. Специальная педагогика // Хрестоматия по вниманию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений./ Под. ред. Н. М. Назаровой — М.: Изд-во МГУ, 2013/ ISBN 5-7695-0551-6 Cтр. 52 (дата обращения 02.12.2022);

  4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – С. 218-228, 232-243 (дата обращения 19.10.2022);

  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. – с. 448 (дата обращения 05.11.2022);

  6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии/ Л.Д. Столяренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 671 с. ого. – М.: Юрайт, 2010. –

660 с. (дата обращения 5.10.2022);

  1. Лубовский Д. И. Специальная психология: учебное пособие /

Лубовский Д. И.; Под редакцией В. И. Лубовского. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с - (Профессиональное образование). - ISBN 5-

7695-0550-8 (дата обращения 22.10.2022);

  1. Абрамов Д. В. Коррекция и развитие произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития // Научная статья // Абрамов Д. В. (дата обращения 7.10.2022);

  2. Дмитриева Т. Н. Коррекция внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством развития элементарных математических представлений // Научная статья // Дмитриева Т. Н. Челябинск

2017 (дата обращения 19.10.2022);

12) Егорова Е. Е. Педагогика. Вопросы теории и практики // Научная статья // Егорова Е.Е.: издательство ГРАМОТА 2021. Том 6. Выпуск 4. С. 644-

649 - ISSN 2686-8725 (дата обращения 4.10.2022);

  1. Майоркина И. В. Развитие психических процессов и

эмоционально-волей сферы у школьников с ЗПР в адаптивной физической культуре. // Научная статья // Майоркина И. В. – УДК 159.9+371.31 (дата обращения 10.10.2022);

  1. Автор24: справочник: сайт. - Москва, 13.01.2022. - URL:

https://spravochnick.ru - Режим доступа: для всех пользователей. - Текст:

электронный (дата обращения 5.10.2022);

  1. инфоурок: электронная библиотечная система: сайт. - 2021. - URL:

https://inlnk.ru/dn6M0K - Режим доступа: для всех пользователей. - Текст:

электронный (дата обращения 07.11.2022);

  1. инфоурок: электронная библиотечная система: сайт. - 2021. - URL:

https://infourok.ru - Режим доступа: для всех пользователей. - Текст:

электронный (дата обращения 20.10.2022);

  1. СтРИЖ: Студенческий электронный журнал: сайт. – 2017 – URL:

https://clck.ru/32qmN5 - Режим доступа: для всех пользователей. – Тест: электронный (дата обращения 04.12.2022);

  1. Антонова С. «Пустое занятие»: Развитие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития/ Антонова С. - Текст: электронный // Studfiles.net: [сайт]. - 2018. - 2 февр. - URL: https://inlnk.ru/ZZMLKY (дата обращения 06.11.2022);

  2. allbest: электронная библиотечная система: сайт. - © 2000 — 2020, ООО «Олбест». - URL: https://revolution.allbest.ru - Режим доступа: для всех пользователей. - Текст: электронный (дата обращения 22.10.2022);

  3. KYBERLENINKA: электронная библиотечная система: сайт. -

2022. - URL: https://inlnk.ru/dn6M0K - Режим доступа: для всех пользователей. -

Текст: электронный (дата обращения 15.11.2022);

  1. nsportal.ru: обр. соц. сеть: сайт. - Москва, 06.06.2021 - URL:

https://nsportal.ru - Режим доступа: для всех пользователей. - Текст:

электронный (дата обращения 10.10.2022);

  1. StudFiles: обр. файловый архив: сайт. - 29.03.2017 - URL:

https://clck.ru/32s3XB - Режим доступа: для всех пользователей. - Текст:

электронный (дата обращения 06.12.2022).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игра-поручение

В зависимости от других дидактических игр, эти игры гораздо проще, но коротки по продолжительности. Учитель использует различные действия с предметами и игрушками, а также использования словесных поручений.

Игра «Будь внимателен!»

Цель: развитие устойчивости и продуктивности внимания.

Содержание: проказники Винни-Пух и Пятачок спрятали от Кролика в таблице слова, обозначающие действие предметов. Помогите Кролику найти, эти слова, обведите их в кружок.

Подведение итогов: сначала учитель спрашивает, кто, сколько нашёл слов. Те дети, которые нашли большее количество слов (больше 6-7), перечисляют их. Словесно отмечаются достижения каждого ребенка.

Игра-предположение

Суть игры заключается в том, чтобы ученик мог продолжить предложение «Что было бы….». Эта дидактическая игра направлена на развитие логического мышления, а также формирование умения правильно формулировать свои мысли.

Игра «Закончи предложение»

Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход. Педагог предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.

Не послушал зайка папу, отдавили зайке ... (лапу).

Дети в скверике сидели и мороженое ... (ели).

А возле этой елки бродили злые ... (волки).

Часто к озеру напиться ходит рыжая ... (лисица).

Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо ... (плакать)».

Мы не ели, мы не пили, бабу снежную ... (лепили).

Я не бегаю к врачу, я сама его ... (лечу).

Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал ... (щенок).

Как у нашей дочки розовые ... (щечки).

Лучше мама не пищи, ты мне няньку ... (поищи)

Игра-загадка

Это игра в основе, которой лежит проверка знаний, находчивости школьника. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Приложение 2 Игра «Найди тень» Цель: Развитие внимания у учащихся.

Ход: Ученикам предлагается ряд картинок, где нужно найти подходящую тень от объекта.

Игра «Детальки»

Цель: развитие внимания учащихся и их объемного мышления.

Ход: учащимся показывают различные изображения с деталями, где им нужно посчитать их количество.

Игра «Съедобное - несъедобное» Цель: Развитие внимания у учащихся.

Ход: Ученики встают в круг и берут мяч. Их задача кинуть мяч случайному игроку, назвав какое-то слово, а тот, кому кинули мяч должен поймать мяч и сразу сказать, съедобен ли предмет, или нет.