СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Игра как один из способов повышения учебной мотивации учащихся на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек способен по двухмерной картинке составить весьма полное представление о расстояниях до изображенных объектов, их форме и размерах, и таким образом полностью воспринять трехмерный мир во всей его глубине. Как мы этого добиваемся?

Просмотр содержимого документа
«Статья "Игра как один из способов повышения учебной мотивации учащихся на уроках биологии"»

Игра как один из способов повышения учебной мотивации учащихся на уроках биологии.

«В игре раскрывается перед детьми мир,
раскрываются творческие способности
личности. Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития» - писал

В.А. Сухомлинский.


Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой
проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение-ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. Наше время характеризуется возросшей
информированностью во многих областях науки и техники, поэтому современные дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.

У современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое
эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают
стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы
обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой.

Не секрет, что трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете
всех учащихся в силу появления и проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Достаточно трудно обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам, в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу, посещая биологические кружки и т.д. Естественно, труд учителя направлен, во-первых, на развитие и углубление знаний успевающих, во-вторых, - на привлечение к учебе неуспевающих. При всем разнообразии методических приемов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание – не выполняет функции, развивающей личность.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. Быть может, в арсенале многих учителей есть подобные любимые формы уроков, но урок никогда нельзя сделать одинаково.

В своё время, перебрав много литературы, посещая уроки коллег, испробовав многочисленные собственные варианты, я стала использовать различные формы,
адаптированные к условиям кабинета и общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих особенностей, напоминающие публичные формы общения, ориентированные на фантазию, воображение, основанные на аналитических методах и другие, многократно использовались, совершенствовались.

В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках и во внеклассной работе занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм. Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Для учителя урок-игра, с одной стороны - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, обучения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также

способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать

органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно
воспроизводить её в новых ситуациях. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, усматривает в них возможности эффективной организации
взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им
элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Когда обучение и контроль осуществляется активно, например, в форме игры, где
образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи, в результате совместной, интеллектуальной работы группы. При организации и планировании занятий по биологии необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В 6-8-х классах - это: любознательность, наблюдательность, интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость.

Свои уроки я начинаю с проверки домашнего задания, занимая первую половину
урока. Опрашиваю весь класс по методу «Экипаж», чтобы, как говорил Шаталов, «ученик,
идя в школу, не мог и помыслить, что его не спросят, ибо если он имеет хотя бы один шанс, то воспользуется им и не подготовит урок». При опросе реализую другой принцип – принцип «близкой перспективы». Одно дело, когда ученик слушает объяснение учителя, а отвечать ему придется через неделю, и совсем другое, когда он слушает рассказ своего товарища, зная, что через 20 мин он сам будет рассказывать об этом у доски.

При опросе по командам можно давать большее количество дополнительного
материала и, что самое главное, спросить его с ученика во время ответа. Когда четверо
рассказывают о чем-то друг другу, то один запомнил и рассказывает одно, другой - другое, в результате ответ становится более полным.

Сами учащиеся признавались, что порой больше узнают во время опроса друг от друга, когда команды готовятся отвечать. Такой опрос позволяет учащимся сконцентрироваться и, проговорив материал, ответить более полно, их рассказ становится более связаннным.

Для разнообразия уроков и, самое главное, для создания положительных эмоций на
уроке, использую игру «Вертушка», в которой учащиеся выполняют различные задания за
разными столами.

Игра «Морской бой» часто используется мною для закрепления нового материала.
Когда рассказываешь новый материал, то видишь, что весь класс иногда буквально «смотрит тебе в рот», но стоит в конце урока начать задавать вопросы, как выясняется, что половина тебя не слышала. Чтобы закрепить материал, использую игру в последние 10 мин урока. Учащиеся перепроверяют себя, задавая друг другу вопросы, составленные либо в специально отведенное на это время (5-7 мин), либо во время объяснения.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

  • как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней;

  • важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре;

  • для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры;

  • содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически. Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Учебная игра выполняет несколько функций:

  • обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

  • ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

  • мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Приведем примеры познавательных игр, которые применяют на практике учителя.

Игры-упражнения.

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но все же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во вне классной работе.

Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий

(растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.


Игра-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

Игры-соревнование.

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

Сюжетно-ролевые игры.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

Познавательные игры–путешествия.

В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Пример игры – путешествия.

Условия игры:

1) К следующей станции можно двигаться, лишь ответив на вопросы.

2) За ответы на каждой станции получаете 5 баллов.

Станция 1 «Муравейник»

Вопросы:

1) Могут ли муравьи предсказывать погоду?

2) Что такое мирмекология?

3) Какие муравьи строят гнёзда в грибах?

Станция 2 «Айболит»

Вопросы:

1) Какие насекомые могут быть лекарями?

2) Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие?

3) Что такое «муравьиный спирт» и где он применяется?

Станция 3 «Природоохранная»

Вопросы:

1) Как можно защитить муравьев?

2) Какие ещё членистоногие нуждаются в защите?

3) Как защищаются членистоногие?


Станция 4 «Летающие цветы»

Вопросы:

1) Какое значение имеет окраска бабочек?

2) Почему некоторые виды самок бабочек бескрылы?

3) Чем пахнут бабочки репницы, брюквенницы, капустницы?

4) Почему птицы не нападают на бабочку большую тополёвку?

Станция 5 «Жуки»

Вопросы:

1) Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих и почему?

2) Какие жуки пахнут розами?

3) Как красива жужелица. Почему же её неприятно брать в руки?

4) Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками? Почему?

Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

Выводы:

  1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их

собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

  1. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

  2. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;

  3. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!