Игра – это один из видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игровая деятельности нашла свое отражение, как в философской, так и в психолого – педагогической литературе (Г. Гессе, Ф. Шиллер, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В философском контексте игра есть форма свободного самовыражения человека, который предполагает реальную открытость мира возможного и развертывается в виде представления, исполнения смыслов, состояний.
В кратком психологическом словаре игра определена как форма воссоздания предметного и социального содержания деятельности, моделирования систем отношения, характерных для данного вида деятельности.
Л.С. Выготский определяет игру, как осмысленную, разумную, целесообразную, планомерную, социально – координированную деятельность, психологическая природа которой идентична психологии труда.
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно – ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф. А. Фрадкина, Н. Я. Михаиленко, З. В. Заворыгина, С. Л. Новоселова, Н. Н. Палагина и др.). Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями, т.е. в предметной деятельности зарождается игра как предметно – игровая деятельность. Игра с элементами мнимой ситуации предшествуют два этапа игры младенца: ознакомительный и отобразительный. Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушка, связанные с их физическими свойствами. Мотив такой предметно – игровой деятельности заключается в вероятностном характере результата игрового действия: мячик можно оттолкнуть или приблизить к себе. Отобразительные предметно – игровые действия характерны для ребенка от 5-6 месяцев до 1 года 6 месяцев.
Во второй половине второго года жизни ребенок переходит к сюжетно – отобразительному этапу развития игры.
На третьем году жизни малыш начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому указанные действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накормить ее обедом. Действия постепенно обобщается, становятся условными: ребенок подносит ложку несколько раз к кукле и, считая, что обед закончен, переход к другому игровому действию.
В сюжетно - отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии».
На 3 году жизни развивается взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по внеигровому поводу – места или игрушки, привлекающей ребенка. Потом у детей, продолжающих играть в одиночку, формируется умение играть с игрушками, проявляется интерес к деятельности сверстников и подражание их действиям. Взаимоотношения также возникают по внеигровым поводам: ребенок жалуется, если кто-то из детей мешает ему играть или отнимают игрушку и пр.
Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности дает возможность выработать более четкие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Игра – первая школа общественного воспитания ребенка, «арифметика социальных отношений», как охарактеризовал ее Л. С. Выготский. А. П. Усова называла объединение детей, возникающие по их инициативе в самостоятельной игре, «детским обществом».
Детское общество формируется на основе интереса к определенному игровому замыслу, а также симпатии к сверстникам. В некоторых случаях то и другое может совпадать стабильность и длительность существования более характерна для малых игровых объединений.
В игре ребенок приобретает способность взаимодействовать с другими детьми, усваивает правила этого взаимодействия, опят взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их со сверстниками. В этом заключается одна из основных специфических развивающих функций сюжетно – ролевой игры.
Свобода и самостоятельность ребенка в игре зависит от того, насколько он владеет способами игровой деятельности и способами построения взаимоотношений со сверстниками. Полноценная игра, удовлетворяющая потребности ребенка, складывается очень медленно, если это происходит вне педагогического влияния. В самостоятельной игре способы игровой деятельности и способы общения слиты воедино, и нередко трудно понять, почему ребята, стремящиеся к доброжелательным контактам остаются за пределами детского общества, а проявляющие склонность всегда быть главными, подавляющие желание других, не только оказываются в центре этого общества, но и руководят им, пользуются неограниченными правами.
Общение является важнейшим средством налаживания и товарищеских отношений в игре. «Действовать вместе с другим ребенком – это не так просто в возрасте 3, 4 и даже 6 лет - писала А. П. Усова. – И хотя распространенным мнением является то, что язык игры понятен всем детям, но оказывает, нужен еще язык общения…».
Таким образом, складываются предпосылки сюжетно – ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве. Перечислим эти предпосылки:
ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы – заместители в соответствии с их игровым значением;
усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;
действия обобщаются и отделяются от предмета;
ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого.