СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как способ развития коммуникативных навыков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причиной многих жизненных проблем является неумение человека правильно организовать свое общение с людьми. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения социально-психологической готовности к совместной деятельности, к взаимодействию друг с другом. Общение может осуществляться с помощью невербальных (неречевых) и вербальных средств.

Просмотр содержимого документа
«Игра как способ развития коммуникативных навыков»

Причиной многих жизненных проблем является неумение человека правильно организовать свое общение с людьми. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения социально-психологической готовности к совместной деятельности, к взаимодействию друг с другом. Общение может осуществляться с помощью невербальных (неречевых) и вербальных средств.

Наблюдая оценки общения, ученые заметили, что параллельные звуковые и бессловесные "тексты" скоординированы между собой. В случае, когда вербальные и невербальные сигналы не совпадают, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее вербальной.

Однако у инвалидов по зрению в процессе межличностной коммуникации, осуществляющейся на суженной сенсорной основе, существуют некоторые отклонения в коммуникативном поведении от общепризнанных норм и правил. Что отрицательно влияет и на течение самого процесса, и на его результативность (В.З. Денискина, П.М. Залюбовский, М.М. Заорска, А.Г. Литвак, И.С. Моргулис, Л.И. Плаксина, Л.Н. Силкин, Е.П. Синева, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, А. А. Хрусталев и др.)

Л.С. Выготский считает, что более всего негативному влиянию при наличии аномального фактора подвержены межличностные контакты индивида: «Всякий телесный недостаток, будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие, - не только изменяет отношение человека к миру, но, и прежде всего, сказывается на отношениях с людьми».

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что дети с глубокими нарушениями зрения нуждаются в специальной коррекции.

Цель – создание адаптированных дидактических пособий для развития коммуникативных навыков у слепых и слабовидящих обучающихся.


Специалисты утверждают, активное речевое общение есть тот обходной путь, который позволяет преодолеть трудности социализации детей с нарушением зрения. Опыт общения слепого ребенка со взрослыми открывает ему необходимость использования речи для более точного отражения предметного мира, что, в свою очередь, повышает эффективность общения со взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности.

Как и у нормально видящих детей, речь слепых и слабовидящих развивается и усваивается в ходе общения и практической деятельности, но имеет свои особенности формирования:

- Вербали́зм (от лат. verbalis — словесный) — психологический синдром, который может сложиться в дошкольном возрасте. Заключается в резком преобладании развития вербальной (речевой) сферы над другими сторонами психического развития ребенка.

Вербализм – это употребление слов, за которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается пустым.

Впервые вербализм был описан Л. С. Выготским при изучении детей с умственной отсталостью, также вербализмом могут страдать дети с глубокими нарушениями зрения.

Из-за нарушения деятельности зрительного анализатора речь детей с патологией зрения характеризуется определенными особенностями: отсутствием необходимого запаса слов; вербализмом, то есть нарушением смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета;


Вербали́зм — многозначное слово, обозначает обычно преобладание вербальной (словесной) формы высказывания над его содержанием и смыслом; пустословие; употребление слов без понимания смысла.

Вербализм — это использование незрячими детьми слов, которые не имеют за собой самостоятельно приобретённой сенсорной базы и реальных конкретных образов представления.

Весьма показателен в этом плане пример вербализма представлений, приведенный Алекандром Григорьевичем Литвакомом: «.. описывая мухомор, слепорожденный ученик говорит что это гриб с красной шляпкой, покрытой белыми пятнами, а лепит гриб, лишенный характерных признаков мухомора» Конкретное единичное представление о мухоморе у данного школьника отсутствует, его знания вербальны. В то время как другой незрячий не только описывает мухомор, но и воспроизводит его таковым в лепке.

Формализм — это накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Формализм словарного запаса у детей с нарушением зрения отмечается всеми специалистами, однако известно, что наличие формального словаря характерно и для нормально видящих детей. Выявлено, что различия в соотношении слова и образа между слепыми и нормально видящими лишь количественные, а не качественные. При этом если у нормально видящих школьников пассивный словарь шире активного, то у слепых детей наоборот – запас слов преобладает над запасом представлений. Богатый словарный запас является одним из важных условий компенсации ограниченного чувственного опыта при нарушении зрения, однако для успешности этой компенсации словарный запас должен опираться на определённый запас представлений


- Эхолалией - автоматическим (не контролируемым) повторением ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений.

- К специфике развития речи относится и особенности усвоения и использования невербальных средств общения – мимики, пантомимики, интонации, которые являются важным компонентом в устной речи.


Игра как способ развития коммуникативных навыков


Игра — это мощный и эффективный инструмент для развития коммуникативных навыков. Через игровые активности люди учатся взаимодействовать, обмениваться информацией и развивать свои социальные компетенции.


Игры создают неформальную атмосферу, в которой участники могут свободно выражать свои мысли и чувства.

Через игры участники развивают активное слушание, что является важным аспектом общения:

Игровые ситуации требуют внимательного отношения к словам и действиям партнеров.

Участники учатся давать и получать обратную связь, что улучшает взаимопонимание.

Через игры участники могут обогащать свой словарный запас и улучшать навыки выразительности.