СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как средство экологического воспитания дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

М.Горький.

Просмотр содержимого документа
«Игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Фалько Е.Б.,

Воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 31 «Дюймовочка»

ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

М.Горький.

Окружающий нас природный мир богат, красив и невероятно разнообразен. Познакомить ребенка с этим миром, раскрыть его красоту, уникальность, научить его любить и беречь природу - задача и долг взрослых: родителей, воспитателей, учителей. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле.

Дошкольный возраст - это начальный этап формирования ценностных ориентаций в окружающем мире, именно в этот период формируется положительное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и другим. Экологическое воспитание стало актуальным направлением воспитательной работы.

Особенно эффективным методом экологического воспитания дошкольников является игра в качестве основного вида деятельности. Это практический метод экологического воспитания, который мобилизует умственные, эмоциональные и волевые силы детей и ориентирует их на решение поставленных задач. Ребенок, который играет, находится в хорошем настроении, активен, дружелюбен, готов открывать для себя что-то новое и позитивно относится к другим.

Применение игровых технологий в моей работе носит систематический характер, что дает положительные результаты в экологическом воспитании дошкольников. Я дополняю игровую деятельность исследовательской, продуктивной и двигательной деятельностью. Мною собрана картотека дидактических игр, экспериментальных игр, игр на открытом воздухе, пальчиковых игр, подвижных и сюжетно – ролевых игр экологической направленности.

Дидактические и экспериментальные игры позволяют детям расширить свое понимание окружающего мира, изучить его. Ребенок наблюдает и идентифицирует особенности предметов (размер, форму, цвет), различает их, знает названия фруктов и овощей, растений, животных, насекомых и т. д. Во время игры дети развивают навыки наблюдения. Они учатся описывать, сравнивать, анализировать, систематизировать свои знания, выявлять причинно-следственные связи. Эти игры способствуют развитию детской исследовательской деятельности, творчества и воображения.

Многие развивающие задачи позволяют решать подвижные игры. Все дети любят двигаться, прыгать, бегать. Использование подвижных игр с правилами способствует формированию у детей сознательной активности, развитию нравственных качеств мышления, креативности, ловкости, резвости и сильной воли. Проведение подвижных игр на улице способствует экологическому воспитанию, так как происходит непосредственное общение между детьми, природой и окружающим миром.

В своей деятельности также использую сюжетно - ролевые игры. Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута на основе различных событий жизни: посещение цирка, знакомства с животными зоопарка, экскурсия в лес, в теплицу и так далее.

Существует широкое применение игр о путешествиях, в которых дети попадают на Северный полюс, в пустыню или на дно океана. Эти игры способствуют расширению детских знаний о мире, формированию правильного взгляда на окружающий мир и желания узнать больше.

Строительные игры с использованием природных материалов (шишек, камней, песка, семян, снега, глины) так же способствуют экологическому воспитанию детей. Во время таких игр дети определяют характеристики и отличительные особенности материала. Специальные строительные игры могут стать основой для постановки опытов и экспериментов для решения поставленных вопросов: почему лед тает? Почему камень тонет? И так далее. Собранные натуральные материалы можно использовать в качестве основы для игрового моделирования на плоскости. Процесс моделирования обеспечивает успешную интеграцию познавательных знаний ребенка о свойствах природных объектов, их структуре и взаимосвязях.

Таким образом, в ходе игр экологического содержания дети проясняют, интегрируют и развивают существующие представления об объектах и явлениях природы, растениях и животных. В то же время игра способствует развитию памяти, внимания и наблюдательности, позволяя детям самостоятельно манипулировать природными объектами, сравнивать их и замечать изменения в отдельных внешних признаках.

Наша задача состоит в том, чтобы вырастить отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному поведению ко всему живому.

Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность, она основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.

Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу, заданную взрослым.

Таким образом, только через игровые действия ребенок сможет познать многообразие окружающей природы и определить собственное место в ней.

Литература:

1. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2003.

2. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.