«Игра как средство физического воспитания и подготовки к сдаче норм ГТО»
Внедрение норм Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО в программу школы имеет целью продвижение здорового образа жизни и профилактику хронических заболеваний школьников, всестороннее развитие личности учащихся, воспитание патриотизма и гражданственности.
Важной составной частью работы учителя физкультуры становится при этом подготовка учащихся к сдаче норм ГТО. Как же развивать физическую активность учеников, которая так важна для хорошего результата? Один из способов – игры на уроке физкультуры.
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на две большие группы – подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития занимающихся метания различных предметов на дальность.
Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями.
При планировании подвижной игры нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий.
Уровень трудности применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников должен быть доступен занимающимся и возрастать методически обоснованно, плавно и постепенно.
В процессе практического проведения запланированных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на уроках физкультуры норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и окружающих их зрителей.
Игра является одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызвать положительные эмоции помимо развития физической активности учащихся, что является немаловажным фактором.
Игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры представляют собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно – силовых показателей на уроках физкультуры.
В условиях сельской малокомплектной школы организация и проведение спортивных игр (волейбола, баскетбола, футбола) из-за снижения количества детей в классах становится становится малоэффективной. В нашей школе для организации двигательной активности учащихся проводятся другие, не менее эффективные. Настольный теннис (в школе имеется два стола), бадминтон, пионербол и др. В рамках внеклассной работы для учащихся 5-8 классов организованы занятия по стрельбе из пневматической винтовки.
Для учащихся начального звена в спортивном зале организую подвижные игры, забытые (в некотором смысле) сегодня, такие как вышибалы, «Цепи», «Котел», некоторые народные игры, которые также способствуют развитию двигательных качеств учащихся («Пятнашки», «Гуси-лебеди» и др.)