Игра как средство психического развития детей
(из опыты работы)
Игра представляет собой один из видов активности человека .
Детская игра возникла исторически как вид деятельности, который заключается в воспроизведении ребенком действий и отношений между взрослыми в особой условной форме.
Иначе говоря, игра - это деятельность в условной ситуации, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, определяющая главные изменения в психике. Внутри нее происходит развитие психических процессов, подготавливающих переход ребенка к новой, высшей ступени его становления как личности.
Многие исследователи, занимающиеся проблематикой игры, едины во мнении, что игра представляет собой довольно многогранное понятие. Именно поэтому оно рассматривается в аспекте разных дисциплин.
Психологическая игра принципиально отличается от других видов игры тем, что для своих участников она выступает как деятельность, захватывает человека целиком, т. е. это единство мыслей, чувств и движений, это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире.
Игра, как психологический метод, может быть использована для того, чтобы научить детей:
- жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения;
- быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом;
- осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.
Классификация психологических игр
В психологии выделяют две большие группы игр.
К первой группе относятся те, в которых взрослый человек принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Роль детей в игре при этом носит творческий характер. К данной группе относятся сюжетные и познавательные игры. В них создаются некоторые условия для проявления детьми собственной инициативы.
Вторая группа включает в себя обучающие игры, в которых взрослый предоставляет ребенку определенную программу действий для достижения некоторого результата. К данной группе относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения. Они направлены на решение конкретных задач воспитания и обучения, усвоение определенного материала. В данном случае роль детей носит репродуктивный характер, когда решение поставленных задач осуществляется при воспроизведении некоторой программы действий.
Список игр, используемых мной в своей практике
Настольные и карточные игры:
1. Логические домики
2. Головоноги
3.Фанты
4. UNO
5. Крокодил
6. Кубики «Сочини историю»
7.Кубики Кооса
8.Кубики
9. Одного поля ягоды
10. Логика ( Thinkers)
11. Семейка Гномс
12. Настольная игра в ассоциации
13. Семейные псикреты http://www.knigi-psychologia.com/internet-magazin/semeynye-tayny.html
14. Вопрос ребром
15. Головоломки (https://www.covenok.ru)
– здесь можно участвовать в олимпиадах по творческому развитию.
16. Игра Хаос (https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/sotsialnye-igry-gyuntera-khorna/)
17. Игры Bondibon https://www.mytoys.ru/Bondibon/KID/ru-mt.br.10159/
18. Метафорические карты (я использую «Границы и убежища»)
Рекомендую также
Катастрофа в Уральских горах
Любовная история https://www.koob.ru/kadyrov/sotsialno_psikhologicheskiy_trening
3.Ролевая игра «Официант, в моем супе муха!»
4.Подводная лодка
5. Профориентационная игра «Бизнес- риск-мен» (http://torez-school-22.ucoz.ru/proforientacija_v_shkole-igry-uprazhnenija-oprosni.pdf )
Считаю, что любую игру можно считать психологической. Ведь физическое развитие ребенка неразрывно связано с психическим.
Нужно отметить, что я часто меняю, придумываю новые правила к играм. Часто дети сами придумывают свои правила игры. Интересно наблюдать за этим процессом. Дети тоже учат нас, взрослых, через игры и сами развиваются.
Таким образом, игры в работе психолога занимают большое место.