«Крестики нолики»
6 класс
Цель игры: расширить кругозор учащихся, повысить их интеллект, общую культуру, формирование положительных качеств, интерес к изучению математики, формирование правильной математической речи, фронтальное повторение учебного материала по математике, формировать познавательный интерес к предмету математики и здоровому образу жизни через игровую форму; способствовать выявлению знаний и умений учащихся в нестандартной ситуации и поддержанию атмосферы соревнований, воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованием коллектива.
Ход игры.В игре участвуют 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. 1 жетон (Приложение 1) – 1 балл. Если команда ответить не может – отвечает команда соперников.
Внимательней с фигурой | Капитаны | Музыка | Лучший счетчик |
Три лягушки | Винни-Пух | Колесо фортуны | Лабиринт |
Золотая рыбка | Угадай-ка | Три барьера | Геометрический пазл |
Очумелые ручки | Ну где же ручки | Разминка | Давайте посчитаем |
«Внимательней с фигурой»
Сколько на рисунке прямоугольников? Ответ: 18
Сколько на рисунке квадратов? Ответ: 11
Сколько на рисунке треугольников? Ответ: 12





«Капитаны»
Как можно быстрее сосчитать от 1 до 23, показывая на таблице все числа подряд.
6 | 10 | 13 | 2 | 9 |
15 | 19 | 1 | 14 | 20 |
8 | 4 | 22 | 17 | 12 |
5 | 21 | 23 | 11 | 7 |
18 | 16 | 3 | |
«Музыка»
Один за всех и все за одного.
Ребята должны спеть песни, в которых есть числительные. Учитывается качество исполнения и массовость.
«Лучший счетчик»
На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.
«Три лягушки»
Три лягушки находятся на дне колодца глубиной 60 м. За день они поднимаются на 18 м. каждая, а потом спускаются первая на 12 м, вторая на 16 м, третья на 17 м. и остаются на своих местах до следующего дня. На следующий день каждая лягушка проделывает снова такой же маршрут и т.д.
Через сколько дней лягушки выйдут из колодца?»
Решение задачи (ответ):
Каждая лягушка в последний день поднимается на 18 м и выходит из колодца. А в предшествующие дни первая лягушка поднималась ежедневно на 18 – 12 = 6 (м) ((60 - 18)/6 = 7 (дней)), вторая – на 18 – 16 = 2 (м) ((60 - 18)/2 = 21 (день)), а третья – на 18 – 17 = 1 (м) ((60-18)/1 = 42 (дня)). Учитывая еще последний день, получаем, что первая лягушка выйдет из колодца через 8 дней, вторая – через 22 дня, а третья – через 43 дня.
«Винни-Пух»
«Винни-Пух купил себе на день рождение 12 банок варенья и пригласил в гости Пяточка. Известно, что Пяточек ест варенье в 2 раза медленнее, чем Винни-Пух. Через 2 часа все варенье было съедено. Сколько банок варенья съел Пяточек за это время?»
Решение задачи (ответ):
Пусть х скорость Пяточка, тогда скорость Винни-Пуха - 2х.
Получаем уравнение: 2х + 4х = 12. Отсюда, х = 2 – скорость Пяточка и получается за это время он съел 4 банки варенья.
«Колесо фортуны»
«Цифры от 1 до 9 разместите в кольце так, чтобы одна цифра была в центре кольца, прочие – у концов каждого диаметра и чтобы сумма трех чисел каждого ряда составляла 15.»


Решение головоломки (ответ):

“Лабиринт”
На этой станции вся команда вместе разгадывает математический кроссворд (рис. 2). За каждое верно отгаданное слово команда получает 1 балл.

Рис. 2.
1 – фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (угол);
2 – часть прямой (луч);
3 – запись из одной или нескольких цифр (число);
4 – геометрическая фигура, состоящая из двух точек и точек, лежащих между ними (отрезок);
5 – четырехугольник (квадрат);
6 – геометрическая фигура (треугольник);
7 – геометрическая фигура (круг);
8 – единица измерения площади (гектар);
9 – место, занимаемое цифрой в записи числа (разряд);
10 – арифметическое действие (деление);
11 – наименьшее натуральное число (единица);
12 – раздел математики (арифметика);
13 – старинная русская мера длины (аршин);
14 – число, на которое нельзя делить (ноль).
Время пребывания на этой станции – 10 минут.

Рис. 2.
1 – фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (угол);
2 – часть прямой (луч);
3 – запись из одной или нескольких цифр (число);
4 – геометрическая фигура, состоящая из двух точек и точек, лежащих между ними (отрезок);
5 – четырехугольник (квадрат);
6 – геометрическая фигура (треугольник);
7 – геометрическая фигура (круг);
8 – единица измерения площади (гектар);
9 – место, занимаемое цифрой в записи числа (разряд);
10 – арифметическое действие (деление);
11 – наименьшее натуральное число (единица);
12 – раздел математики (арифметика);
13 – старинная русская мера длины (аршин);
14 – число, на которое нельзя делить (ноль).
Время пребывания на этой станции – 10 минут.
«Золотая рыбка»
На этой станции ребята решают задачи, которые записаны на рыбках, вырезанных из бумаги (рис. 3). На лицевой стороне рыбы записан ее “вес” от 100 до 500 г, который соответствует уровню сложности задачи. Работа индивидуальная. Если ученик затрудняется в решении задачи, он может поменять свою рыбку на другую. Уровень сложности выбирает сам ученик. За решенную задачу с рыбы весом 100 г ученик получает 1 балл, 200 г – 2 балла и т. д. Полученные баллы складываются и записываются на счет команды. Время пребывания на этой станции – 15 минут.




Рис. 3.
Задача 1 (5 баллов)
«Какой улов был у тебя вчера» - спросил сосед соседа – рыбака. «Я поймал два крупных леща да щуку, общим весом 15кг. Щука хороша! Она тяжелее каждого леща в три раза. «Сколько же весит щука?» - спросил сосед. «Посчитай сам!» - ответил рыбак. Попробуйте и вы ответить на этот вопрос.
Ответ: 9кг
Задача 3 (4 балла)
Решите задачу по схеме:

Морж
50см

Крокодил Общая длина тел 30м 50см


Акула
Определите длину крокодила.
Ответ: 10м.
Задача 7 (3 балла)
Мальчик поймал 20 ершей и окуней, причем окуней в 3 раза меньше, чем ершей. Сколько он поймал ершей?
Ответ: 15.
Задача 2 (2 балла)
Два рыбака поймали 40 окуней, причём первый на 6 окуней больше второго. Сколько окуней поймал рыбак?
Ответ: первый – 17 окуней, второй – 23 окуня.
Задача 14 (1 балл)
Полный бидон с молоком весит 35кг, бидон, заполненный наполовину, весит 18кг. Какова масса пустого бидона?
Ответ: 1кг.
«Угадай-ка»
Каждая команда по очереди отвечает на свои вопросы. Если ответ правильный или входит в таблицу допустимых ответов, то команда получает 1 балл. Все баллы складываются и записываются на счет команды.
№ | Вопрос | Ответ | Допустимый |
1 | Какова длина железнодорожного рельса? | 12,5м | 10 – 15м |
2 | Какова высота четырехэтажного дома? | 16м | 12 – 20м |
3 | Какова высота пассажирского ж/д вагона? | 3,5м | 2,5 – 4м |
4 | Какова толщина стопки писчей бумаги в 100 листов? | 7мм | 5 – 10мм |
5 | Какова высота телеграфного столба? | 6,4м | 4 – 8м |
6 | Какова средняя скорость пешехода? | 5км/ч | 4 – 6 км/ч |
7 | Сколько груза может увезти лошадь? | 500кг | 300-800кг |
8 | Сколько ударов в минуту делает сердце взрослого человека? | 70 –80 | 50 – 100 |
«Три барьера»
На этой станции каждый участник команды должен решить три задачи разного уровня сложности (т. е. взять три “барьера”). Сначала самая легкая задача – первый барьер – 1 балл, затем сложнее – второй барьер – 3 балла, и самая сложная – третий барьер – 5 баллов. Причем ученик не может взять задачу второго барьера пока не решит задачу первого, третьего – пока не решит второго.
Первый Барьер
Задача 1
Подумайте, по какому правилу составлен каждый ряд чисел, и найдите три следующих числа:
20, 22, 26, 28, 32 …
б) 8, 10, 14, 20, 28, 38 …
Ответ: а) 34, 38, 40
б) 50, 64, 80
Задача 2
Выясните правило нахождения числа, стоящего в средней клетке верхней строки, и по этому правилу вставьте в пустую клетку пропущенное число:





А) Б) В)


17 49 32 21 27 48 54 3 18








13 18 19 35 64 16
Ответ: А) 31; Б) 16; В) 4.
Второй Барьер
Задача 1
В коробке лежат 15 шариков: черных, белых и красных. Красных в семь раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков?
Ответ: 7.
Задача 2
В бидоне 24л молока. Для приготовления завтрака израсходовали четвертую часть молока, а для приготовления обедов – половину оставшегося молока. Сколько литров молока осталось в бидоне?
Ответ: 9л.
Третий Барьер
Задача 1
Три купца должны поделить между собой 21 бочонок, из которых 7 бочонков полных кваса, 7 полных наполовину и 7 пустых. Спрашивается, как они могут поделиться так, чтобы каждый имел одинаковое количество бочонков и одинаковое количество кваса, причем переливать квас из бочонка в бочонок нельзя?












Ответ: первый вариант
















































Второй вариант
Задача 2
На изготовление нескольких деталей израсходовали 11кг меди. Если сделать на 6 деталей меньше, то меди потребовалось бы только 8кг. Чему равна масса одной детали?
Ответ: 500г.
«Геометрический пазл»
На этой станции каждый участник команды получает конверт с фрагментами геометрической фигуры, из которых надо сложить квадрат (рис. 1). За каждый сложенный квадрат команда получает 3 балла. На выполнение задания отводится около 8 минут.
«Очумелые ручки»
Разрежьте по линиям фигуру, но не по одной прямой, на две частитак, что бы части можно было бы наложить на друг друга.
Ответ:
«Ну где же ручки»
6-9 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий станов ится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или на 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека. Они объявляются победителями.
Пример: 9-да, 27-да, 32-нет, 81-да, 333-да, 338- нет, 64- нет, 45-да, 126-да, 21-да, 43-нет, 47- нет…
«Разминка»
Вопросы для двух команд ( 1 балл за правильный ответ).
1.Высший балл в школах России (5)
2.Сколько лет спал Илья Муромец. (33)
3.Наименьшее четное число (2)
4.Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
5.Масса кубического метра воды. (1000 кг.)
6.Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. (угол)
7.Соперник нолика (крестик)
8.Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)
«Давайте посчитаем»
Учитель показывает детям табличку с числами. Некоторые числа написаны по 2-3 раза, а другие – один раз. Надо из суммы чисел, встречающихся 2-3 раза, вычесть сумму чисел, встречающихся один раз, и сообщить результат. Вычисления можно записывать. Побеждает тот, кто выполнит задание первым.
Пример: 235975367
Ответ: 3+3+7+7+5+5- (2+9+6)=30-17=13