СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра поможет организовать уроки обобщения и систематизации знаний по теме, эпаты урока6 проверка изученного материала, повторение изученного. Карты можно вводить в урок постепенно, по мере изучения материала.

Просмотр содержимого документа
«Игра по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс.»

Играем на уроках






Игра по теме «Синтаксис и пунктуация» по русскому языку 5 класс

УМК «Русский язык в 2-х частях» Т.А. Лаженская и др. М.: Просвещение – 2019.









Лукина С.Ю. ,

учитель русского зыка и литературы

МАОУ «Верхнегородковская СОШ»

Пояснительная записка

Учителю

Дидактический материал КАРТЫ предназначен для самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно их использование в небольших группах. Карты помогают не только лучше запомнить изучаемый материал, но и осуществить взаимный контроль в процессе игры. Наблюдение за игрой или участие в ней учителя легко позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся. В процессе игры ребята учатся общаться в коллективе, чувствуют себя более непринужденно и хорошо воспринимают новую информацию, получают возможность определить уровень своих знаний.

На каждой КАРТЕ записан вопрос и краткий ответ на него.

Правила игры

1.В игре участвуют от 2 до 5-6 человек.

2.Игроки получают равное количество карт.

3.Просмотрев свои карты, игрок, начинающий игру, делает ход - задает вопрос своему партнеру. Остальные участники игры внимательно слушают.

4.Задавший вопрос контролирует ответ по своей карте, если ответ правильный, то карта «бита» и ее откладывают в сторону - она выбывает из игры. Если же игрок не может ответить правильно, то карта переходит к нему, а он пропускает ход.

5.Главное условие игры: ребята не должны подсказывать друг другу. Каждый

играет за себя, внимательно выслушивая ответы соперников.

6.Игра может продолжаться либо до первого выигравшего, либо до последнего проигравшего. Выигрывает тот, у кого не остается на руках карт.

После двух – трех игр учащиеся полностью овладевают материалом,

представленным на картах.


Оценка результатов

Ученик, у которого не осталось карт, первым выбывает из игры и получает оценку «5». Такую же оценку может получить и второй игрок. Далее оценки распределяются следующим образом: если ученик принял одну карту и вышел из игры третьим или четвертым, ему ставят «4». Ученики, принявшие две карты и более, получают оценку «3».

Остается решить, как оценить знания последнего игрока, принявшего больше всего карт. Есть несколько вариантов:

1. Последний игрок (скорее всего, плохо успевающий ученик) может сыграть под руководством учителя с тем, кто закончил игру на «4» и «5». Если эти учащиеся правильно отвечают на поставленные вопросы, то они лишний раз

подтверждают свои результаты. Если нет, то можно снизить их оценку на 1 балл.

2.Можно сыграть с троечниками, чтобы дать им возможность повысить свой

результат. Если же они затрудняются с ответами, можно привлечь отличников и хорошистов.

3.Последний игрок, имея на руках большое количество карт, просмотрел много вопросов и правильных ответов на них, т. е. он получил достаточный объем информации, поэтому ему можно смело поставить положительную оценку, но об этом нужно договориться с детьми заранее.


PS Перед использованием дидактический материал следует разрезать.


Возможен другой вариант использования пособия на этапах закрепления и повторения изученного материала. Дидактический материал можно использовать как сингапурский прием повторения.( Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД ).Положительное еще и в том, что во время игры проходит так называемая физкультминутка: дети, работая в парах, все время свободно двигаются.

На одной части карты записан вопрос, на другой - ответ. Лист можно и нужно согнуть, спрятав ответ. Чтобы понять нужно познакомиться с правилами игры.

Правила игры:

  1. Встали из –за парт. Стулья желательно задвинуть.

  2. По сигналу учителя подняли правую руку в вверх: это знак, дающий понять, что я ищу пару.

  3. Задаем вопрос однокласснику. Решить Кто первый будет задавать вопрос очень просто. «На берегу» договариваемся, что задает первым вопрос, тот, кто выше ростом или кто ближе живет к школе, или у кого ….(вариантов множество).

  4. Главное учителю следить за временем. На вопрос и ответ не более 30 секунд.

  5. Вопросы задаем по очереди. Визуалам нужно дать возможность вопрос посмотреть.

  6. Дает ответ. Если ответ неверен, можно дать подсказку. На второй раз сам зачитывает правильный ответ

  7. Обязательно хвалить за правильный ответ.

  8. Вопросы задали, ответы получили. Обменялись карточками друг с другом.

  9. Начинаем искать новую пару.

Учитель должен быть готов к тому, что во время игры в классе будет шумно. Но польза от этого огромная. Несколько раз проговорив материал, дети его легко запоминают.




































Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения ?







Ответ

Подлежащие и сказуемое-это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.











Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Какие члены предложения распространяют грамматическую основу? предложения?







Ответ

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие члены.


Синтаксис и пунктуация

Вопрос



Что изучается в синтаксисе?







В синтаксисе изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

Ответ

Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Что изучается в пунктуации?






Ответ

В пунктуации изучается система знаков препинания и правила их постановки.












Синтаксис и пунктуация

Вопрос

На какие группы делятся предложения по наличию главных и второстепенных членов?






Ответ

Предложения, которые состоят только из главных членов называются нераспространенными. Предложения, имеющие хоть один второстепенный член называются распространенными.


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

На какие группы делятся предложения по цели высказывания?






Ответ

По цели высказывания различаются предложения

побудительные, повествовательные и вопросительные.


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Второстепенные члены предложения- это…?





Ответ

Дополнения, определения, обстоятельство.


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Для чего нужны второстепенные члены предложения?





Ответ

Второстепенные члены предложения пояснят главные или другие второстепенные члены.


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Какой второстепенные член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет?






Ответ

Дополнение.






Синтаксис пунктуация

Вопрос

Что такое словосочетание?






Ответ

Сочетание двух(и более) самостоятельных слов , связанных по смыслу и грамматически.










Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Как устанавливается смысловая связь в словосочетании?






Ответ

Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросу.


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Из скольких частей состоит словосочетание?






Ответ

Словосочетание состоит из 2-х частей: главной и зависимой.


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Что такое подлежащее?




Ответ

Подлежащее –главный, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком










Синтаксис и пунктуация

Вопрос

На какие вопросы отвечает подлежащее?




Ответ

Подлежащее отвечает на вопросы Кто? или что?


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Что такое сказуемое?




Ответ

Сказуемое -главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.



Синтаксис и пунктуация

Вопрос

На какие вопросы отвечает сказуемое?





Ответ

«Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков предмет? Что такое предмет.









Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Какой знак препинания ставится, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже??







Ответ

Тире .


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Что такое дополнение??





Ответ

Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Что такое определение?





Ответ

Определение-второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? И обозначает признак предмета.




Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Что такое обстоятельство?





Ответ

Обстоятельство-второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? как? почему? зачем?









Синтаксис и пунктуация

Вопрос

В каких случаях между однородными членами ставится запятая??





Ответ

Между однородными членами запятая ставится, если, однородные члены не соединены союзами или соединены союзами а, но.











Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Что такое обращение?






Ответ

Обращение - это слово( или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.










Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?






Ответ

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

В каких случаях запятая между однородными членами не ставится?






Ответ

Между однородными членами запятая не ставится, если союз и соединяет два однородных члена.

союз и соединяет два однородных члена.

Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Что такое прямая речь?




Ответ

Прямая речь-это слова какого-либо лица, переданные от его имени.






Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Что такое диалог?




Ответ

Диалог-это разговор двух или нескольких лиц


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Как называется интонация, с которой произносится обращение?





Обращение произносится с особой звательной интонацией.

Ответ


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Как связываются между собой слова в предложении?





Ответ

Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.










Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Какой знак предложения ставится в конце восклицательных и побудительных предложений?







В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений ставится восклицательный знак.

Ответ

Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Какие члены предложения составляют его грамма- тическую основу?





Ответ

Подлежащее и сказуемое составляют грамма- тическую основу предложения.


Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Чем обычно выражено подлежащее?





Ответ

Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.









Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Чем обычно выражается сказуемое?





Ответ

Сказуемое обычно выражается глаголом, но м.б. выражено именем существительным и именем прилагательным.






Синтаксис и пунктуация

Вопрос

Как называется интонация, с которой произносится обращение?





Ответ

Обращение произносится с особой звательной интонацией.








Список использованной литературы

  1. В.Я. Коровина В.П. Журавлев В.И. Коровин «Литература 5 класс в 2-х частях» М.:Просвещение- 2019 г.

  2. А.М. Елькина, П.Е. Старцев. Природоведение.  5 класс: Биологические лабиринты: Дидактический материал к «Природоведение. 5 класс». – М.: Дрофа, 2001. – 48 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!