Сценарий интеллектуальной игры «Покори вершину Химии»
Цель: создание условий для систематизации и совершенствования знаний студентов о веществах, их номенклатуре, свойствах, применении.
Сегодня у нас не совсем обычное мероприятие. Мы с вами отправляемся в экспедицию. Сергей Иванович Ожегов дает вот такое определение термина «Экспедиция» – это поездка группы лиц, отряда с каким-либо специальным заданием.
И так, мы отправляемся в горы, и даже не путешествовать, а покорять новую горную вершину – вершину Химии. Горные вершины, пусть даже и химические, очень грозны и капризны. Они покоряются только тем, кто исполнителен, грамотен, терпелив, трудолюбив. Вот сегодня мы и выясним, можете ли вы стать химическими альпинистами.
В путешествие мы пойдем тремя группами альпинистов, в состав которых входят студенты технологических отделений колледжа. Прошу поприветствовать:
- команду студентов отделения технологии мяса и мясных продуктов «Соли»,
- команду студентов отделения технологии молока и молочных продуктов «Сливки»,
- команду студентов, изучающих поварское и кондитерское дело,- «Кислоты». Каждая группа выбирает проводника, который будет координировать действия всей команды и, при необходимости, брать всю ответственность на себя.
Наши проводники:
О результатах восхождения каждой группы будем судить по высоте покоренных вершин. В маршрутных листах проводники будут указывать высоту, на которую поднялась команда после каждого этапа восхождения. На каждом этапе маршрута вы будете выполнять определенные задания, которые будут оцениваться в метрах высоты над уровнем моря. Мы надеемся, вы все доберетесь до «вершины знаний» - вершины Химии. За правильный ответ группа получает жетон, на котором указано, на какую высоту она поднялась. И так, наш путь лежит в мир химии. Он необычный, интересный и загадочный.
Наш маршрут разбит на 8 этапов:
1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение.
2 этап: Прогноз погоды.
3 этап: Снежная лавина.
4 этап: Первая доврачебная помощь.
5 этап: Спасательная операция.
6 этап: Родственные связи.
7 этап: Побежденная вершина.
8 этап: Привал. Путь домой.
1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение.
Чтобы поход в горы был успешным и вся группа благополучно вернулась на базу, нужно соблюдать правила безопасного поведения. От каждой команды отвечает один альпинист. Что мы возьмем с собой в дорогу? Проверяем снаряжение. Выберите верные утверждения и положите их в «рюкзак». За правильный ответ – жетон на 200 метров.
1. Универсальное средство защиты органов дыхания – носовой платок. (Нет, носовой платок в рюкзак не кладем, он не защитит органы дыхания. Универсальным средством защиты органов дыхания является противогаз)
2. Организованный вывоз населения из зоны чрезвычайной ситуации – это эвакуация. (Да)
3. Альпинист, отправляясь в поход, налил горячий чай во фляжку из пластмассы. Фляжка имела маркировку: «Для холодной воды». Правильно ли поступил альпинист? (Нет, не правильно. Фляжка с маркировкой: «Для холодной воды» изготовляется из полиэтиленовой пластмассы низкого давления. В качестве катализатора при получении этой пластмассы используются соединения хрома и титана. Тепло, выделяемое чаем, вызывает переход хрома и титана из пластмассы в жидкость)
4. Комплекс предупредительных мер – авария. (Нет, профилактика)
5. Йодоформ (СНI3) – антисептическое (обеззараживающее) средство. Используется наружно в виде присыпок и мазей. (Да. Йодоформ, нанесенный на ранку, окисляется кислородом воздуха и выделяет йод. Йод – антимикробное средство. СНI3 + 2О2 → 3I2 + СО + СО2 + Н2О)
6. Инструмент, используемый при тушении пожара, разборке конструкций – это огнетушитель. (Нет, топор)
2 этап: Прогноз погоды
Погода в горах бывает непредсказуемой: то ясно, то пасмурно… Отвечая правильно на вопросы, вы продолжаете свое восхождение к вершине. За каждый правильный ответ – жетон на 100 метров.
Вопросы:
Щелочным металлом среди перечисленных металлов является:
1) медь 2) натрий 3) железо 4) свинец
II. Самая сильная из предложенных кислот – это
1) азотная кислота 2) фосфорная кислота 3) серная кислота 4) соляная кислота
III. К нерастворимым основаниям относится:
1) Cu (OH)2 2) Ca(OH)2 3) Ba (OH)2 4) NaOH
IV. Единственным жидким неметаллом в природе является:
1) сера 2) хлор 3) йод 4) бром
V. Амфотерным оксидом среди предложенных веществ является:
1) FeO 2)CuO 3) ZnO 4) MgO
VI. Самым электроотрицательным элементом является:
1) водород 2) хлор 3) кислород 4) фтор
VII. Единственный жидкий металл – это:
1) литий 2) алюминий 3) ртуть 4) олово
VIII. Среди предложенных веществ не является оксидом вещество с формулой:
1) BaO 2) B2O3 3) H2O2 4) N2O5
IX. Самый неактивный металл из предложенных – это
1) цинк 2) медь 3) серебро 4) золото
X. Органическим веществом среди предложенных являются:
1) сода 2) поваренная соль 3) сахар 4) вода
XI. Среди перечисленных элементов галогеном не является:
1) бор 2) фтор 3) хлор 4) астат
XII. Число периодов в периодической системе химических элементов:
1) пять 2) шесть 3) семь 4) восемь
XIII. Процесс распада электролитов на ионы называется:
1) электролиз 2) гидролиз 3) диссоциация 4) выпаривание
XIV. Выделить поваренную соль из водного раствора можно с помощью:
1) фильтрования 2) действия магнитом 3) выпаривания 4) отстаивания
XV. Вещество, ускоряющее химическую реакцию, называется:
1) индикатор 2) электролит 3) ингибитор 4) катализатор
3 этап: Снежная лавина.
В походе особо разговаривать некогда. Нужно двигаться. Но впереди оказалась снежная лавина, прогноз погоды оказался не совсем верным. Поэтому, чтобы справиться со снежной лавиной, нужно выполнить следующее задание: написать формулы оксидов и дать им названия.
За каждый правильный ответ – жетон 100 на метров.
П
однимаясь по «химической лестнице» составьте формулы оксидов, назовите их.
4 этап: Первая доврачебная помощь.
В горах на человека сильно влияет перепад высот и температур, повышенная ультрафиолетовая активность солнца и другие факторы. Возможно также появление признаков горной болезни, связанных с недостатком кислорода, - слабости и головокружения. Поэтому ответив на вопросы задания «Солнечный удар», вы достойно пройдете и этот этап.
За правильный ответ – жетон 200 метров.
Задания «Солнечный удар».
1. В медицине используется в качестве сосудорасширяющего средства при сердечной недостаточности. Это мощное взрывчатое вещество. Образуется из трехатомного спирта глицерина. Назовите это вещество (тринитроглицерин)
2. В 1852 г. немецкий химик Фридрих Вёлер пытался выделить металлический кальций из известняка, прокаливая его с древесным углем. Он получил спёкшуюся массу сероватого цвета, в которой не обнаружил никаких признаков металла. С огорчением Вёлер выбросил эту массу на свалку во дворе лаборатории. Во время дождя лаборанты заметили, что каменистая масса выделяет какой-то неизвестный газ. Что это за газ? Его применяют для сварки и резки металлов. (ацетилен)
3. Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки какого-то газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Какой это газ? (метан)
5 этап: Спасательная операция. Во время снегопада затерялись Кислоты, Основания и Соли среди веществ других классов. Найдите их и разместите по палаткам.
За правильный ответ – жетон на 300 метров.
На слайде № 31 появляются палатки, каждая из которых соответствует определенному классу веществ.
Кислоты | Основания | Соли |
Даны следующие вещества: HNO2, CaCO3, H3PO4, Al(NO3)3, HCl, HNO3, H2SO3, Na2SO3, H2CO3, H2SiO3, FeSO4. Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните! | Даны следующие вещества: Al(OH)3, Al(NO3)3, Ba(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2, ZnCl2, Ca(OH)2, NaOH, Na2SO4, LiOH. Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните! | Даны следующие вещества: Al(NO3)3, H2SO3, ZnCl2, NaOH, Na2SO4, CaCO3, FeSO4, K3PO4, N2O5, Fe(OH)3. Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните! |
Слайд № 32. Кислоты. Веществ дано больше, чем формул кислот. Рекомендуется сначала убрать лишние формулы, а затем поселить в каждый домик по одному жильцу. Чтобы узнать правильный ответ, нужно нажать на «Ответ».
Слайд № 33. Основания. Необходимо выбрать только вещества, которые относятся к классу оснований. Чтобы посмотреть на правильный ответ нажми на «Ответ».
Слайд № 34. Соли. Семь домиков ждут своих жильцов, остальные формулы, представленные на слайде лишние. Проверь себя: кнопка «Ответ».
6 этап: Родственные связи.
Задание. Осуществить превращения веществ по схеме: металл → основный оксид → соль → основание → новая соль. Напишите уравнения реакций, назовите вещества.
За правильный ответ – жетон на 500 метров.
7 этап: Побежденная вершина.
И так, мы почти на вершине. Чтобы закрепить на ней флаг победителя, необходимо разгадать кроссворд, составленный из названий химических элементов. По вертикали в выделенной колонке вы получите название одной из естественных наук.
За правильно разгаданный кроссворд вы максимально получите жетон на 500 метров.
Кроссворд.
По горизонтали:
Без первой буквы я – напиток, который очень любил капитан Сильвер. (Ответ: хром).
Если первые три буквы моего имени поставить в конец, то получится название леса. (Ответ: никель).
Первыми тремя буквами моего имени называют волшебников. (Ответ: магний).
Если отбросить вторую половину имени, останется название места, куда вы любили ходить в детстве. (Ответ: цирконий).
Мое имя состоит из названий двух животных. (Ответ: мышьяк).
Ответы к каждому вопросу можно посмотреть, нажав на соответствующую цифру в блоке «Ответы».
Вопросы также можно посмотреть в блоке «Вопросы».
| | | 1 | х | р | о | м | | | |
| 2 | н | и | к | е | л | ь | |
| 3 | м | а | г | н | и | й |
| | 4 | ц | и | р | к | о | н | и | й |
м | ы | ш | ь | я | к | | | | |
8 этап*: Привал. Подведение итогов экспедиции. Путь домой
Горы - величественное творение природы. Тот, кто хоть раз побывал в
горах, никогда не забудет их красоты. Уважаемые химики-альпинисты, наше восхождение завершено. Примите наши поздравления. Все участники благополучно дошли до вершины. Правда, вершина у каждого своя. Но, главное, что вы ее одолели. Пройдет еще немного времени, и ваши познания в химии станут еще выше и тогда, мы отправимся покорять следующие вершины. А что же сегодня?
1 команда «Соли» покорила вершину высотой в … метров.
2 команда «Сливки» покорила вершину высотой в … метров.
3 команда «Кислоты» покорила вершину высотой в … метров.
За наибольшую высоту оценка «5» всей команде, другим участникам «4».
Просим вас проанализировать допущенные вами ошибки, наметить план работы по ликвидации пробелов, составить вопросы педагогам.
Приложение
Маршрутный лист
Команда «Соли»
1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение. ( )
2 этап: Прогноз погоды. ( )
3 этап: Снежная лавина. ( )
4 этап: Первая доврачебная помощь. ( )
5 этап: Спасательная операция. ( )
6 этап: Родственные связи. ( )
7 этап: Побежденная вершина. ( )
8 этап: Привал. Путь домой.
Маршрутный лист
Команда «Сливки»
1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение. ( )
2 этап: Прогноз погоды. ( )
3 этап: Снежная лавина. ( )
4 этап: Первая доврачебная помощь. ( )
5 этап: Спасательная операция. ( )
6 этап: Родственные связи. ( )
7 этап: Побежденная вершина. ( )
8 этап: Привал. Путь домой.
Маршрутный лист
Команда «Кислоты»
1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение. ( )
2 этап: Прогноз погоды. ( )
3 этап: Снежная лавина. ( )
4 этап: Первая доврачебная помощь. ( )
5 этап: Спасательная операция. ( )
6 этап: Родственные связи. ( )
7 этап: Побежденная вершина. ( )
3 этап: Снежная лавина.
Команда «Соли»
Поднимаясь по «химической лестнице» составьте формулы оксидов, назовите их. За каждый правильный ответ – жетон 100 на метров
3 этап: Снежная лавина.
Команда «Сливки»
Поднимаясь по «химической лестнице» составьте формулы оксидов, назовите их. За каждый правильный ответ – жетон 100 на метров
3 этап: Снежная лавина.
Команда «Кислоты»
Поднимаясь по «химической лестнице» составьте формулы оксидов, назовите их. За каждый правильный ответ – жетон 100 на метров
5 этап: Спасательная операция.
Во время снегопада затерялись Кислоты, Основания и Соли среди веществ других классов. Найдите их разместите по палаткам. За правильный ответ – жетон на 300 метров.
На слайде № 31 появляются палатки, каждая из которых соответствует определенному классу веществ.
Кислоты | Основания | Соли |
Даны следующие вещества: HNO2, CaCO3, H3PO4, Al(NO3)3, HCl, HNO3, H2SO3, Na2SO3, H2CO3, H2SiO3, FeSO4. Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните! | Даны следующие вещества: Al(OH)3, Al(NO3)3, Ba(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2, ZnCl2, Ca(OH)2, NaOH, Na2SO4, LiOH. Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните! | Даны следующие вещества: Al(NO3)3, H2SO3, ZnCl2, NaOH, Na2SO4, ВaCO3, СaCO3 FeSO4, K3PO4, N2O5, Fe(OH)3. Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните! |
5 этап: Спасательная операция.
Команда «Кислоты»
Во время снегопада затерялись Кислоты, Основания и Соли среди веществ других классов. Найдите их разместите по палаткам.
За правильный ответ – жетон на 300 метров.
Кислоты |
Даны следующие вещества: HNO2, CaCO3, H3PO4, Al(NO3)3, HCl, HNO3, H2SO3, Na2SO3, H2CO3, H2SiO3, FeSO4. Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните! |
5 этап: Спасательная операция.
Команда «Сливки»
Во время снегопада затерялись Кислоты, Основания и Соли среди веществ других классов. Найдите их разместите по палаткам.
За правильный ответ – жетон на 300 метров.
Основания |
Даны следующие вещества: Al(OH)3, Al(NO3)3, Ba(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2, ZnCl2, Ca(OH)2, NaOH, Na2SO4, LiOH. Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните! |
5 этап: Спасательная операция.
Команда «Соли»
Во время снегопада затерялись Кислоты, Основания и Соли среди веществ других классов. Найдите их разместите по палаткам.
За правильный ответ – жетон на 300 метров.
Соли |
Даны следующие вещества: Al(NO3)3, H2SO3, ZnCl2, NaOH, Na2SO4, ВaCO3,CaCO3, FeSO4, K3PO4, N2O5, Fe(OH)3. Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните! |
6 этап: Родственные связи.
Команда «Соли»
Задание. Осуществить превращения веществ по схеме:
металл → основный оксид → соль → основание → новая соль.
Напишите уравнения реакций, назовите вещества.
За правильный ответ – жетон на 500 метров.
6 этап: Родственные связи.
Команда «Сливки»
Задание. Осуществить превращения веществ по схеме:
металл → основный оксид → соль → основание → новая соль.
Напишите уравнения реакций, назовите вещества.
За правильный ответ – жетон на 500 метров.
6 этап: Родственные связи.
Команда «Кислоты»
Задание. Осуществить превращения веществ по схеме:
металл → основный оксид → соль → основание → новая соль.
Напишите уравнения реакций, назовите вещества.
За правильный ответ – жетон на 500 метров.
7 этап: Побежденная вершина
Команда «Соли»
Кроссворд.
Разгадайте кроссворд, составленный из названий химических элементов. По вертикали в выделенной колонке получите название одной из естественных наук.
По горизонтали:
Без первой буквы я – напиток, который очень любил капитан Сильвер.
Если первые три буквы моего имени поставить в конец, то получится название леса.
Первыми тремя буквами моего имени называют волшебников.
Если отбросить вторую половину имени, останется название места, куда вы любили ходить в детстве
Мое имя состоит из названий двух животных.
7 этап: Побежденная вершина
Команда «Сливки»
Кроссворд.
Разгадайте кроссворд, составленный из названий химических элементов. По вертикали в выделенной колонке получите название одной из естественных наук.
По горизонтали:
Без первой буквы я – напиток, который очень любил капитан Сильвер.
Если первые три буквы моего имени поставить в конец, то получится название леса.
Первыми тремя буквами моего имени называют волшебников.
Если отбросить вторую половину имени, останется название места, куда вы любили ходить в детстве
Мое имя состоит из названий двух животных.
7 этап: Побежденная вершина
Команда «Кислоты»
Кроссворд.
Разгадайте кроссворд, составленный из названий химических элементов. По вертикали в выделенной колонке получите название одной из естественных наук.
По горизонтали:
Без первой буквы я – напиток, который очень любил капитан Сильвер.
Если первые три буквы моего имени поставить в конец, то получится название леса.
Первыми тремя буквами моего имени называют волшебников.
Если отбросить вторую половину имени, останется название места, куда вы любили ходить в детстве
Мое имя состоит из названий двух животных.
22