СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Покори вершину Химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке описан сценаий проведения интерактивной игры  "Покорим вершину химии", которая проведена в рамках Недели дисциплин со студентами 1 курса. 

Просмотр содержимого документа
«Игра "Покори вершину Химии"»


Сценарий интеллектуальной игры «Покори вершину Химии»


Цель: создание условий для систематизации и совершенствования знаний студентов о веществах, их номенклатуре, свойствах, применении.


Сегодня у нас не совсем обычное мероприятие. Мы с вами отправляемся в экспедицию. Сергей Иванович Ожегов дает вот такое определение термина «Экспедиция» – это поездка группы лиц, отряда с каким-либо специальным заданием.

И так, мы отправляемся в горы, и даже не путешествовать, а покорять новую горную вершину – вершину Химии. Горные вершины, пусть даже и химические, очень грозны и капризны. Они покоряются только тем, кто исполнителен, грамотен, терпелив, трудолюбив. Вот сегодня мы и выясним, можете ли вы стать химическими альпинистами.

В путешествие мы пойдем тремя группами альпинистов, в состав которых входят студенты технологических отделений колледжа. Прошу поприветствовать:

- команду студентов отделения технологии мяса и мясных продуктов «Соли»,

- команду студентов отделения технологии молока и молочных продуктов «Сливки»,

- команду студентов, изучающих поварское и кондитерское дело,- «Кислоты». Каждая группа выбирает проводника, который будет координировать действия всей команды и, при необходимости, брать всю ответственность на себя.

Наши проводники:

О результатах восхождения каждой группы будем судить по высоте покоренных вершин. В маршрутных листах проводники будут указывать высоту, на которую поднялась команда после каждого этапа восхождения. На каждом этапе маршрута вы будете выполнять определенные задания, которые будут оцениваться в метрах высоты над уровнем моря. Мы надеемся, вы все доберетесь до «вершины знаний» - вершины Химии. За правильный ответ группа получает жетон, на котором указано, на какую высоту она поднялась. И так, наш путь лежит в мир химии. Он необычный, интересный и загадочный.

Наш маршрут разбит на 8 этапов:

1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение.

2 этап: Прогноз погоды.

3 этап: Снежная лавина.

4 этап: Первая доврачебная помощь.

5 этап: Спасательная операция.

6 этап: Родственные связи.

7 этап: Побежденная вершина.

8 этап: Привал. Путь домой.


1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение.

Чтобы поход в горы был успешным и вся группа благополучно вернулась на базу, нужно соблюдать правила безопасного поведения. От каждой команды отвечает один альпинист. Что мы возьмем с собой в дорогу? Проверяем снаряжение. Выберите верные утверждения и положите их в «рюкзак». За правильный ответ – жетон на 200 метров.

1. Универсальное средство защиты органов дыхания – носовой платок. (Нет, носовой платок в рюкзак не кладем, он не защитит органы дыхания. Универсальным средством защиты органов дыхания является противогаз)

2. Организованный вывоз населения из зоны чрезвычайной ситуации – это эвакуация. (Да)

3. Альпинист, отправляясь в поход, налил горячий чай во фляжку из пластмассы. Фляжка имела маркировку: «Для холодной воды». Правильно ли поступил альпинист? (Нет, не правильно. Фляжка с маркировкой: «Для холодной воды» изготовляется из полиэтиленовой пластмассы низкого давления. В качестве катализатора при получении этой пластмассы используются соединения хрома и титана. Тепло, выделяемое чаем, вызывает переход хрома и титана из пластмассы в жидкость)

4. Комплекс предупредительных мер – авария. (Нет, профилактика)

5. Йодоформ (СНI3) – антисептическое (обеззараживающее) средство. Используется наружно в виде присыпок и мазей. (Да. Йодоформ, нанесенный на ранку, окисляется кислородом воздуха и выделяет йод. Йод – антимикробное средство. СНI3 + 2О2 → 3I2 + СО + СО2 + Н2О)

6. Инструмент, используемый при тушении пожара, разборке конструкций – это огнетушитель. (Нет, топор)


2 этап: Прогноз погоды

Погода в горах бывает непредсказуемой: то ясно, то пасмурно… Отвечая правильно на вопросы, вы продолжаете свое восхождение к вершине. За каждый правильный ответ – жетон на 100 метров.

Вопросы:

  1. Щелочным металлом среди перечисленных металлов является:

1) медь 2) натрий 3) железо 4) свинец

II. Самая сильная из предложенных кислот – это

1) азотная кислота 2) фосфорная кислота 3) серная кислота 4) соляная кислота

III. К нерастворимым основаниям относится:

1) Cu (OH)2 2) Ca(OH)2 3) Ba (OH)2 4) NaOH

IV. Единственным жидким неметаллом в природе является:

1) сера 2) хлор 3) йод 4) бром

V. Амфотерным оксидом среди предложенных веществ является:

1) FeO 2)CuO 3) ZnO 4) MgO

VI. Самым электроотрицательным элементом является:

1) водород 2) хлор 3) кислород 4) фтор

VII. Единственный жидкий металл – это:

1) литий 2) алюминий 3) ртуть 4) олово

VIII. Среди предложенных веществ не является оксидом вещество с формулой:

1) BaO 2) B2O3 3) H2O2 4) N2O5

IX. Самый неактивный металл из предложенных – это

1) цинк 2) медь 3) серебро 4) золото

X. Органическим веществом среди предложенных являются:

1) сода 2) поваренная соль 3) сахар 4) вода

XI. Среди перечисленных элементов галогеном не является:

1) бор 2) фтор 3) хлор 4) астат

XII. Число периодов в периодической системе химических элементов:

1) пять 2) шесть 3) семь 4) восемь

XIII. Процесс распада электролитов на ионы называется:

1) электролиз 2) гидролиз 3) диссоциация 4) выпаривание

XIV. Выделить поваренную соль из водного раствора можно с помощью:

1) фильтрования 2) действия магнитом 3) выпаривания 4) отстаивания

XV. Вещество, ускоряющее химическую реакцию, называется:

1) индикатор 2) электролит 3) ингибитор 4) катализатор

3 этап: Снежная лавина.

В походе особо разговаривать некогда. Нужно двигаться. Но впереди оказалась снежная лавина, прогноз погоды оказался не совсем верным. Поэтому, чтобы справиться со снежной лавиной, нужно выполнить следующее задание: написать формулы оксидов и дать им названия.

За каждый правильный ответ – жетон 100 на метров.

П однимаясь по «химической лестнице» составьте формулы оксидов, назовите их.







4 этап: Первая доврачебная помощь.

В горах на человека сильно влияет перепад высот и температур, повышенная ультрафиолетовая активность солнца и другие факторы. Возможно также появление признаков горной болезни, связанных с недостатком кислорода, - слабости и головокружения. Поэтому ответив на вопросы задания «Солнечный удар», вы достойно пройдете и этот этап.

За правильный ответ – жетон 200 метров.

Задания «Солнечный удар».

1. В медицине используется в качестве сосудорасширяющего средства при сердечной недостаточности. Это мощное взрывчатое вещество. Образуется из трехатомного спирта глицерина. Назовите это вещество (тринитроглицерин)

2. В 1852 г. немецкий химик Фридрих Вёлер пытался выделить металлический кальций из известняка, прокаливая его с древесным углем. Он получил спёкшуюся массу сероватого цвета, в которой не обнаружил никаких признаков металла. С огорчением Вёлер выбросил эту массу на свалку во дворе лаборатории. Во время дождя лаборанты заметили, что каменистая масса выделяет какой-то неизвестный газ. Что это за газ? Его применяют для сварки и резки металлов. (ацетилен)

3. Грибники нашли в лесу небольшое болото, из которого вырывались местами пузырьки какого-то газа. От спички газ вспыхнул, и слабосветящееся пламя стало блуждать по болоту. Какой это газ? (метан)

5 этап: Спасательная операция. Во время снегопада затерялись Кислоты, Основания и Соли среди веществ других классов. Найдите их и разместите по палаткам.

За правильный ответ – жетон на 300 метров.

На слайде № 31 появляются палатки, каждая из которых соответствует определенному классу веществ.

Кислоты

Основания

Соли

Даны следующие вещества:

HNO2, CaCO3, H3PO4, Al(NO3)3, HCl, HNO3, H2SO3, Na2SO3, H2CO3, H2SiO3, FeSO4.

Семь формул = семи палаткам, остальные лишние.

Их зачеркните!

Даны следующие вещества:

Al(OH)3, Al(NO3)3, Ba(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2, ZnCl2, Ca(OH)2, NaOH, Na2SO4, LiOH.

Семь формул = семи палаткам, остальные лишние.

Их зачеркните!

Даны следующие вещества:

Al(NO3)3, H2SO3, ZnCl2, NaOH, Na2SO4, CaCO3, FeSO4, K3PO4, N2O5, Fe(OH)3.

Семь формул = семи палаткам, остальные лишние.

Их зачеркните!


Слайд № 32. Кислоты. Веществ дано больше, чем формул кислот. Рекомендуется сначала убрать лишние формулы, а затем поселить в каждый домик по одному жильцу. Чтобы узнать правильный ответ, нужно нажать на «Ответ».

Слайд № 33. Основания. Необходимо выбрать только вещества, которые относятся к классу оснований. Чтобы посмотреть на правильный ответ нажми на «Ответ».

Слайд № 34. Соли. Семь домиков ждут своих жильцов, остальные формулы, представленные на слайде лишние. Проверь себя: кнопка «Ответ».

6 этап: Родственные связи.

Задание. Осуществить превращения веществ по схеме: металл → основный оксид → соль → основание → новая соль. Напишите уравнения реакций, назовите вещества.

За правильный ответ – жетон на 500 метров.

7 этап: Побежденная вершина.

И так, мы почти на вершине. Чтобы закрепить на ней флаг победителя, необходимо разгадать кроссворд, составленный из названий химических элементов. По вертикали в выделенной колонке вы получите название одной из естественных наук.

За правильно разгаданный кроссворд вы максимально получите жетон на 500 метров.

Кроссворд.

По горизонтали:

  1. Без первой буквы я – напиток, который очень любил капитан Сильвер. (Ответ: хром).

  2. Если первые три буквы моего имени поставить в конец, то получится название леса. (Ответ: никель).

  3. Первыми тремя буквами моего имени называют волшебников. (Ответ: магний).

  4. Если отбросить вторую половину имени, останется название места, куда вы любили ходить в детстве. (Ответ: цирконий).

  5. Мое имя состоит из названий двух животных. (Ответ: мышьяк).

Ответы к каждому вопросу можно посмотреть, нажав на соответствующую цифру в блоке «Ответы».

Вопросы также можно посмотреть в блоке «Вопросы».






1

х

р

о

м





2

н

и

к

е

л

ь



3

м

а

г

н

и

й



4

ц

и

р

к

о

н

и

й

м

ы

ш

ь

я

к







8 этап*: Привал. Подведение итогов экспедиции. Путь домой

Горы - величественное творение природы. Тот, кто хоть раз побывал в
горах, никогда не забудет их красоты. Уважаемые химики-альпинисты, наше восхождение завершено. Примите наши поздравления. Все участники благополучно дошли до вершины. Правда, вершина у каждого своя. Но, главное, что вы ее одолели. Пройдет еще немного времени, и ваши познания в химии станут еще выше и тогда, мы отправимся покорять следующие вершины. А что же сегодня?

1 команда «Соли» покорила вершину высотой в … метров.

2 команда «Сливки» покорила вершину высотой в … метров.

3 команда «Кислоты» покорила вершину высотой в … метров.


За наибольшую высоту оценка «5» всей команде, другим участникам «4».

Просим вас проанализировать допущенные вами ошибки, наметить план работы по ликвидации пробелов, составить вопросы педагогам.

Приложение

Маршрутный лист

Команда «Соли»


1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение. ( )

2 этап: Прогноз погоды. ( )

3 этап: Снежная лавина. ( )

4 этап: Первая доврачебная помощь. ( )

5 этап: Спасательная операция. ( )

6 этап: Родственные связи. ( )

7 этап: Побежденная вершина. ( )

8 этап: Привал. Путь домой.








Маршрутный лист

Команда «Сливки»


1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение. ( )

2 этап: Прогноз погоды. ( )

3 этап: Снежная лавина. ( )

4 этап: Первая доврачебная помощь. ( )

5 этап: Спасательная операция. ( )

6 этап: Родственные связи. ( )

7 этап: Побежденная вершина. ( )

8 этап: Привал. Путь домой.

Маршрутный лист

Команда «Кислоты»


1 этап: Инструктаж по ТБ. Личное снаряжение. ( )

2 этап: Прогноз погоды. ( )

3 этап: Снежная лавина. ( )

4 этап: Первая доврачебная помощь. ( )

5 этап: Спасательная операция. ( )

6 этап: Родственные связи. ( )

7 этап: Побежденная вершина. ( )









3 этап: Снежная лавина.

Команда «Соли»


Поднимаясь по «химической лестнице» составьте формулы оксидов, назовите их. За каждый правильный ответ – жетон 100 на метров








3 этап: Снежная лавина.

Команда «Сливки»


Поднимаясь по «химической лестнице» составьте формулы оксидов, назовите их. За каждый правильный ответ – жетон 100 на метров














3 этап: Снежная лавина.

Команда «Кислоты»



Поднимаясь по «химической лестнице» составьте формулы оксидов, назовите их. За каждый правильный ответ – жетон 100 на метров







5 этап: Спасательная операция.


Во время снегопада затерялись Кислоты, Основания и Соли среди веществ других классов. Найдите их разместите по палаткам. За правильный ответ – жетон на 300 метров.

На слайде № 31 появляются палатки, каждая из которых соответствует определенному классу веществ.


Кислоты



Основания


Соли

Даны следующие вещества:

HNO2, CaCO3, H3PO4, Al(NO3)3, HCl, HNO3, H2SO3, Na2SO3, H2CO3, H2SiO3, FeSO4.

Семь формул = семи палаткам, остальные лишние.

Их зачеркните!



Даны следующие вещества:

Al(OH)3, Al(NO3)3, Ba(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2, ZnCl2, Ca(OH)2, NaOH, Na2SO4, LiOH.

Семь формул = семи палаткам, остальные лишние.

Их зачеркните!


Даны следующие вещества:

Al(NO3)3, H2SO3, ZnCl2, NaOH, Na2SO4, ВaCO3, СaCO3 FeSO4, K3PO4, N2O5, Fe(OH)3.


Семь формул = семи палаткам, остальные лишние.

Их зачеркните!








5 этап: Спасательная операция.

Команда «Кислоты»


Во время снегопада затерялись Кислоты, Основания и Соли среди веществ других классов. Найдите их разместите по палаткам.

За правильный ответ – жетон на 300 метров.


Кислоты

Даны следующие вещества:

HNO2, CaCO3, H3PO4, Al(NO3)3, HCl, HNO3, H2SO3, Na2SO3, H2CO3, H2SiO3, FeSO4.

Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните!





5 этап: Спасательная операция.

Команда «Сливки»


Во время снегопада затерялись Кислоты, Основания и Соли среди веществ других классов. Найдите их разместите по палаткам.

За правильный ответ – жетон на 300 метров.


Основания

Даны следующие вещества:

Al(OH)3, Al(NO3)3, Ba(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2, ZnCl2, Ca(OH)2, NaOH, Na2SO4, LiOH.

Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните!


5 этап: Спасательная операция.

Команда «Соли»


Во время снегопада затерялись Кислоты, Основания и Соли среди веществ других классов. Найдите их разместите по палаткам.

За правильный ответ – жетон на 300 метров.


Соли

Даны следующие вещества:

Al(NO3)3, H2SO3, ZnCl2, NaOH, Na2SO4, ВaCO3,CaCO3, FeSO4, K3PO4, N2O5, Fe(OH)3.

Семь формул = семи палаткам, остальные лишние. Их зачеркните!


















6 этап: Родственные связи.

Команда «Соли»


Задание. Осуществить превращения веществ по схеме:

металл → основный оксид → соль → основание → новая соль.

Напишите уравнения реакций, назовите вещества.


За правильный ответ – жетон на 500 метров.























6 этап: Родственные связи.

Команда «Сливки»


Задание. Осуществить превращения веществ по схеме:


металл → основный оксид → соль → основание → новая соль.

Напишите уравнения реакций, назовите вещества.


За правильный ответ – жетон на 500 метров.





















6 этап: Родственные связи.

Команда «Кислоты»


Задание. Осуществить превращения веществ по схеме:


металл → основный оксид → соль → основание → новая соль.

Напишите уравнения реакций, назовите вещества.


За правильный ответ – жетон на 500 метров.





















7 этап: Побежденная вершина

Команда «Соли»


Кроссворд.

Разгадайте кроссворд, составленный из названий химических элементов. По вертикали в выделенной колонке получите название одной из естественных наук.

По горизонтали:

  1. Без первой буквы я – напиток, который очень любил капитан Сильвер.

  2. Если первые три буквы моего имени поставить в конец, то получится название леса.

  3. Первыми тремя буквами моего имени называют волшебников.

  4. Если отбросить вторую половину имени, останется название места, куда вы любили ходить в детстве

  5. Мое имя состоит из названий двух животных.






1









2 3









3







4


4


























7 этап: Побежденная вершина

Команда «Сливки»



Кроссворд.

Разгадайте кроссворд, составленный из названий химических элементов. По вертикали в выделенной колонке получите название одной из естественных наук.

По горизонтали:

  1. Без первой буквы я – напиток, который очень любил капитан Сильвер.

  2. Если первые три буквы моего имени поставить в конец, то получится название леса.

  3. Первыми тремя буквами моего имени называют волшебников.

  4. Если отбросить вторую половину имени, останется название места, куда вы любили ходить в детстве

  5. Мое имя состоит из названий двух животных.






1









2 3









3









4

























7 этап: Побежденная вершина


Команда «Кислоты»




Кроссворд.

Разгадайте кроссворд, составленный из названий химических элементов. По вертикали в выделенной колонке получите название одной из естественных наук.

По горизонтали:

  1. Без первой буквы я – напиток, который очень любил капитан Сильвер.

  2. Если первые три буквы моего имени поставить в конец, то получится название леса.

  3. Первыми тремя буквами моего имени называют волшебников.

  4. Если отбросить вторую половину имени, останется название места, куда вы любили ходить в детстве

  5. Мое имя состоит из названий двух животных.




1









2

3









3









4









5
















































22