СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра - проект «Карта профессий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра - проект «Карта профессий»»

Игра - проект «Карта профессий»


Руководители проекта - специалисты

коррекционной службы НОО:

Коростелёва М.С., Миронова А.Б.,

Погудина О.Н., Филиппова Н.Н.


Мы хотим представить вашему вниманию опыт нашей работы, проектная деятельность в рамках профориентационной работы, проект «Карта профессий».

У детей с ОВЗ преобладает наглядно-образное мышление, в связи с чем, появляется необходимость использования новых методов и форм работы и передачи информации.

С целью решения данной проблемы мы с учащимися создали красочную карту города в виде дидактической игры, которая наглядно демонстрирует важную роль каждой профессии всех родителей детей, их одноклассников и друзей в развитии города. Тем самым мы стимулировали мотивацию, активизировали размышления учащихся о своем профессиональном будущем, способствовали развитию чувства гордости и патриотизма, формировали представления о ценности труда, стимулировали интерес обучающихся к миру профессий и помогли им в формировании профориентационных навыков.

Цель проекта: Создание карты, наглядно демонстрирующей значимость каждой профессии в развитии и процветании города, и дальнейшая модернизация её в дидактическую игру.

Задачи:

  • Повысить уровень знаний детей о профессиях;

  • Стимулировать интерес обучающихся к ранней профориентации;

  • Привить любовь, гордость, уважение и интерес к собственному роду и выбору профессий;

  • Развить поисково-продуктивную активность и познавательно-исследовательскую деятельность детей;

  • Расширить знания детей с ОВЗ о трудовой гордости города посредством использования наиболее эффективных форм восприятия ими информации;

  • Закрепить полученный опыт путем организации игровой деятельности;

  • Сформировать чувство патриотизма.


Объект исследования:

Город Нерюнгри; Родители учащихся

Предмет исследования:

Профессия и место работы родителей учащихся; Карта города.

Методы исследования:

  • Опрос учащихся;

  • Изучение карты города;

  • Поиск информации в библиотечном фонде и глобальной сети;

  • Исследовательский (творческий) поиск и применение интегрированного знания детьми с ОВЗ;

  • Применение исследовательских методов проектирования для детей с ОВЗ;

  • Самостоятельная деятельность учащихся с ОВЗ в ситуации выбора.


ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Подготовка.

Для создания своей карты ребятам понадобились:

  • Карта города Нерюнгри

  • Ножницы и цветная бумага;

  • Карандаши и фломастеры;

  • Клей и ватман.

Педагоги помогли нанести на ватман очертания города, а ребята раскрасили и подписали на нем улицы. Больше всего ребятам понравилось искать на карте свои дома и знакомые здания.

  1. Опросы.

Затем ребята провели опросы среди учащихся 1-4 классов. Всего была собрана информация о 87 родителях.

  1. Создание карты.

Полученные данные о местах работы ребята перенесли на свою карту. Знакомые адреса они отмечали серыми квадратами, а незнакомые искали в интернете и затем также отмечали. Оказалось, что почти в каждом уголке города работают чьи-то родители. Но больше всего в нашей школе детей горняков и водителей. Чтобы карта не казалась пустой, ребята отметили на ней также свои дома, а еще знакомые здания, магазины и достопримечательности.

  1. Библиотека и уроки профориентации

Ученики 3 класса посетили библиотеку и нашли интересные факты о разных профессиях, а также подробнее ознакомились с историей города.

Затем взяли у учителей начальной школы фотографии с уроков профориентации. Эти данные были добавлены на карту и стали частью игры.

  1. Классификация профессий.

Затем данные о профессиях были классифицированы и разделены на 4 группы:

  • природа (связанные с природными ресурсами);

  • искусство (с искусством);

  • техника (с техникой);

  • человек (работой с людьми).

Каждая категория была маркирована своим цветом. Ребята вырезали цветы нужных расцветок, чтобы потом наклеить их на карту в те места, где работают люди соответствующих профессий.

  1. Создание игры

  • Ученики наметили маршрут и распределили точки по карте;

  • Составили правила игры;

  • Подготовили специальные карточки, фишки и кубик;

  • Апробировали и исправили недочеты.

Процесс создания игры был очень творческим и увлекательным. Дети еще раз вспомнили улицы и дома своего города. К концу проекта они уже хорошо ориентировались по карте.

Проект был представлен учащимся 3 класса МБОУ «С(К)НШ – ДС №2» г. Нерюнгри и получил положительные отзывы. Ученики отметили увлекательный характер игры. Они все вместе искали на карте места работы своих родителей, рассказывали об их труде; В итоге у нас получилась вот такая одновременно интересная и полезная дидактическая игра.


Выводы

В конце работы над проектом ребята выбрали по одному из цветов и рассказали о своем выборе. Классификация профессий и их наглядное представление помогли детям легче сориентироваться в огромном выборе специальностей.

Процесс превращения безликой карты в большое цветочное поле вызвал в детях осознание необходимости ценить каждую профессию и их высокую значимость.

Ребятам очень понравилось находить информацию из разных источников и применять ее в своей работе. Они узнали, какую пользу приносят профессии для процветания нашего города и лучше поняли мысль о том, что все профессии важны. Работа с картой была для детей особенно увлекательным занятием, ведь они не только развивали пространственную ориентацию, но и использовали в процессе свои жизненные знания.

Таким образом, можно сделать вывод, только системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии.


Используемая литература:

  1. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. _ М.: Академический Проект: Трикста, 2005

  2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. -М., 2006.

  3. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ. -М., Академия, 2012.

  4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. - М., 2004.