Игра - проект «Карта профессий»
Руководители проекта - специалисты
коррекционной службы НОО:
Коростелёва М.С., Миронова А.Б.,
Погудина О.Н., Филиппова Н.Н.
Мы хотим представить вашему вниманию опыт нашей работы, проектная деятельность в рамках профориентационной работы, проект «Карта профессий».
У детей с ОВЗ преобладает наглядно-образное мышление, в связи с чем, появляется необходимость использования новых методов и форм работы и передачи информации.
С целью решения данной проблемы мы с учащимися создали красочную карту города в виде дидактической игры, которая наглядно демонстрирует важную роль каждой профессии всех родителей детей, их одноклассников и друзей в развитии города. Тем самым мы стимулировали мотивацию, активизировали размышления учащихся о своем профессиональном будущем, способствовали развитию чувства гордости и патриотизма, формировали представления о ценности труда, стимулировали интерес обучающихся к миру профессий и помогли им в формировании профориентационных навыков.
Цель проекта: Создание карты, наглядно демонстрирующей значимость каждой профессии в развитии и процветании города, и дальнейшая модернизация её в дидактическую игру.
Задачи:
Повысить уровень знаний детей о профессиях;
Стимулировать интерес обучающихся к ранней профориентации;
Привить любовь, гордость, уважение и интерес к собственному роду и выбору профессий;
Развить поисково-продуктивную активность и познавательно-исследовательскую деятельность детей;
Расширить знания детей с ОВЗ о трудовой гордости города посредством использования наиболее эффективных форм восприятия ими информации;
Закрепить полученный опыт путем организации игровой деятельности;
Сформировать чувство патриотизма.
Объект исследования:
Город Нерюнгри; Родители учащихся
Предмет исследования:
Профессия и место работы родителей учащихся; Карта города.
Методы исследования:
Опрос учащихся;
Изучение карты города;
Поиск информации в библиотечном фонде и глобальной сети;
Исследовательский (творческий) поиск и применение интегрированного знания детьми с ОВЗ;
Применение исследовательских методов проектирования для детей с ОВЗ;
Самостоятельная деятельность учащихся с ОВЗ в ситуации выбора.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Подготовка.
Для создания своей карты ребятам понадобились:
Педагоги помогли нанести на ватман очертания города, а ребята раскрасили и подписали на нем улицы. Больше всего ребятам понравилось искать на карте свои дома и знакомые здания.
Опросы.
Затем ребята провели опросы среди учащихся 1-4 классов. Всего была собрана информация о 87 родителях.
Создание карты.
Полученные данные о местах работы ребята перенесли на свою карту. Знакомые адреса они отмечали серыми квадратами, а незнакомые искали в интернете и затем также отмечали. Оказалось, что почти в каждом уголке города работают чьи-то родители. Но больше всего в нашей школе детей горняков и водителей. Чтобы карта не казалась пустой, ребята отметили на ней также свои дома, а еще знакомые здания, магазины и достопримечательности.
Библиотека и уроки профориентации
Ученики 3 класса посетили библиотеку и нашли интересные факты о разных профессиях, а также подробнее ознакомились с историей города.
Затем взяли у учителей начальной школы фотографии с уроков профориентации. Эти данные были добавлены на карту и стали частью игры.
Классификация профессий.
Затем данные о профессиях были классифицированы и разделены на 4 группы:
природа (связанные с природными ресурсами);
искусство (с искусством);
техника (с техникой);
человек (работой с людьми).
Каждая категория была маркирована своим цветом. Ребята вырезали цветы нужных расцветок, чтобы потом наклеить их на карту в те места, где работают люди соответствующих профессий.
Создание игры
Ученики наметили маршрут и распределили точки по карте;
Составили правила игры;
Подготовили специальные карточки, фишки и кубик;
Апробировали и исправили недочеты.
Процесс создания игры был очень творческим и увлекательным. Дети еще раз вспомнили улицы и дома своего города. К концу проекта они уже хорошо ориентировались по карте.
Проект был представлен учащимся 3 класса МБОУ «С(К)НШ – ДС №2» г. Нерюнгри и получил положительные отзывы. Ученики отметили увлекательный характер игры. Они все вместе искали на карте места работы своих родителей, рассказывали об их труде; В итоге у нас получилась вот такая одновременно интересная и полезная дидактическая игра.
Выводы
В конце работы над проектом ребята выбрали по одному из цветов и рассказали о своем выборе. Классификация профессий и их наглядное представление помогли детям легче сориентироваться в огромном выборе специальностей.
Процесс превращения безликой карты в большое цветочное поле вызвал в детях осознание необходимости ценить каждую профессию и их высокую значимость.
Ребятам очень понравилось находить информацию из разных источников и применять ее в своей работе. Они узнали, какую пользу приносят профессии для процветания нашего города и лучше поняли мысль о том, что все профессии важны. Работа с картой была для детей особенно увлекательным занятием, ведь они не только развивали пространственную ориентацию, но и использовали в процессе свои жизненные знания.
Таким образом, можно сделать вывод, только системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии.
Используемая литература:
Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. _ М.: Академический Проект: Трикста, 2005
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. -М., 2006.
Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ. -М., Академия, 2012.
Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. - М., 2004.