Игра - средство развития познавательного интереса
учащихся по физике
И.Н. Киселева
МБОУ СОШ №2 г. Ливны
Основная цель общего среднего образования – подготовка разносторонней развитой личности. Если мы хотим, чтобы выпускник не говорил по окончанию школы «О! У меня в школе с физикой были такие проблемы!», если мы действительно исходим из необходимости создать благоприятные условия для проживания школьного периода жизни каждым ребенком, обеспечить возможность максимального раскрытия, заложенного в нем потенциала, то необходимо учитывать психологические и возрастные особенности. Изучение физики должно восприниматься всеми учениками как жизненно значимое и интересное.
Школьный курс физики дает не меньше возможности для воспитания, чем любой другой предмет. Вовремя рассказанный эпизод из жизни великого ученого может больше дать для воспитания, чем целый учебник по этому вопросу. При всем этом необходимо иметь в виду, что никому не дано определить, ту сумму знаний, которая необходима сегодняшнему школьнику в его будущей жизнедеятельности. Поэтому важнейшей задачей становится содействие формированию личности, способной ориентироваться в потоке новой информации.
Несомненно, в современном обществе физические знания должны соответствовать развитию науки, способствовать умению самостоятельно ориентироваться в информационных потоках, использовать школьные знания по физике в процессе получения профессионального образования и в практической жизни.
Для организации образовательно-воспитательного процесса на уроках физики можно использовать следующие подходы:
Информационно-коммуникационные технологии
Проблемное обучение
Игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии
Демонстрационный эксперимент
Различные домашние задания
Анализ работы многих педагогов, а также мой собственный педагогический опыт говорит, что наилучшей формой развития интереса к предмету является внеурочная работа. Внеурочная работа может быть индивидуальной, групповой и массовой.
Индивидуальная – домашний эксперимент, зачетная система, исследовательская работа учащихся.
Групповая – факультатив, экспериментальные работы по группам. Массовая – игры, декады. Я остановлюсь именно на организации внеурочных мероприятий – интеллектуальных игр.
С. Т. Шацкий говорил, что игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
Использование игры на уроках, во внеклассной работе по физике наиболее эффективно способствует возникновению интереса у учащихся к физике.
Актуальность применения интеллектуальных игр связана с тем, что в настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема как повысить интерес школьников к предметам естественного цикла – физике и математике. Анализ состояния физико-математического образования подтверждает падение интересов.
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся является игра. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также создаются ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулируется деятельность учащихся. В игре проявляются многие качества личности.
Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Игру по праву называют восьмым чудом света. Ведь именно здесь, в процессе игры, мир детства соединяется с миром науки. Все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.
Основная цель применения игры на внеклассных занятиях по физике – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых физических игр.
Цели применения физических игр:
Развитие мышления;
Углубление теоретических знаний;
Самоопределение в мире увлечений и профессий;
Организация свободного времени;
Общение со сверстниками;
Воспитание сотрудничества и коллективизма;
Приобретение новых знаний, умений и навыков;
Формирование адекватной самооценки;
Развитие волевых качеств и практических навыков
Контроль знаний;
Мотивация учебной деятельности.
Игры по физике призваны решать различные задачи.
Образовательные задачи:
Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
Способствовать расширению кругозора учащихся.
Развивающие задачи:
Развивать у учащихся творческое мышление;
Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей.
Воспитательные задачи:
Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
Воспитать нравственные взгляды и убеждения;
Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.
Успех любой игры зависит от её организации. Она состоит из следующих этапов:
1. Предварительная работа
2. Подготовительный
3. Проведение игры
4. Подведение итогов игры (в заключительной части подводятся итоги, дается коллективная оценка, вручаются грамоты. Конец игры должен быть всегда результативным – победа, поражение, ничья. Он всегда яркий, эмоциональный).
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что физическая игра дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование физической игры во внеклассной работе по физике влечет за собой формирование и развитие познавательного интереса у учащихся.
Считаю, что физическая игра, как эффективное средство развития познавательного интереса, должна использоваться на уроках и во внеклассной работе по физике как можно чаще. Интеллектуально-познавательные игры особенно привлекательны для школьников среднего и старшего возраста, т.к. являются той формой обучения и воспитания подростков, которая ими не отторгается, а принимается в отличие от традиционных форм и методов.
С точки зрения педагогики, интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом, особенно когда они организуются как система. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний. Момент соревновательности позволяет ребенку оценить свои возможности, а в случае победы – утвердиться в глазах сверстников. Наличие команды или клуба способствует развитию у детей навыков коллективной мыследеятельности, совместного поиска решения проблемы.
Таким образом, какой бы не была тема игры, она должна решать следующие задачи:
Игра должна содействовать сплочению коллектива.
Иметь познавательное значение, развить интерес школьников к предмету.
Обеспечить мыслительную активность участников игры.
Создать условия для детского творчества.
Выработать умения у учащихся объяснять многие природные явления.
Подготовить учащихся к творческому решению жизненных проблем независимо от выбора профессии.
В результате главное – зажечь искорку интереса к той или иной области знаний!
Источники:
Ланина И. Я. 100 игр по физике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.
Лис Е.П. Применение игровых элементов на уроке физики: [Электронный ресурс]. URL: https://www.alsak.ru/item/339-5.html (дата обращения: 10.02.2025).
Нашёл. Игры на уроках физики и после, 8-11 классы. [Электронный ресурс]. URL: https://nashol.me/20200802123435/igri-na-urokah-fiziki-i-posle-8-11-klassi-semke-a-i-2007.html (дата обращения: 20.12.2024).
Сёмке А.И. Игры на уроках физики и после, 8-11 классы: учебное пособие. 2007.