СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игра в ансамбле как средство профессионально – исполнительского и личностного развития учащихся"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

«Игра в ансамбле как средство профессионально – исполнительского и личностного развития учащихся».

Воспитание детей на народных музыкальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Ансамбль  представляет собой процесс совместной исполнительской деятельности, состоящий из множества технологических компонентов в индивидуально - групповой форме обучения.

В развитии учащихся при игре в ансамбле можно выделить два основных направления: 1 – профессионально - исполнительское развитие; 2 – личностное развитие.

Просмотр содержимого документа
«"Игра в ансамбле как средство профессионально – исполнительского и личностного развития учащихся"»

«Игра в ансамбле как средство профессионально – исполнительского и личностного развития учащихся».

Воспитание детей на народных музыкальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Ансамбль представляет собой процесс совместной исполнительской деятельности, состоящий из множества технологических компонентов в индивидуально - групповой форме обучения.

В развитии учащихся при игре в ансамбле можно выделить два основных направления: 1 – профессионально - исполнительское развитие; 2 – личностное развитие.

К профессионально - исполнительскому развитию относится воспитание музыкальных способностей, такие как: чувство ритма, гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство партнѐра (совместное создание и умение слышать партию единой музыкальной палитры), чтение с листа, умение держать свою партию правильной нюансировкой, штрихами, фразировкой, формы и характера.

Ритм, ощущение метроритма - тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Как правило, у участников детских ансамблей по-разному развито чувство ритма и менее «ритмичные» участники ансамбля тянуться к более сильным в ритмическом отношении, что способствует более быстрому развитию чувства ритма и более успешному формированию учеников. Коллективное музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха, в значительно большей степени, чем сольное исполнительство. Разделение музыки на партии создает трудности понимания учеником музыкального произведения в целом. Развитие мелодического слуха даѐт возможность исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения. В вопросе развития гармонического слуха ансамблевая форма игры также оказывается целесообразной и необходимой, так как воспроизведение ансамблем многоголосия, аккордовой вертикали позволяет ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки, что создает наиболее благоприятные условия для развития гармонического слуха. Прослушивание отдельных голосов в своей партии и партии партнера, поиски динамических, тембровых звуковых решений способствуют активизации музыкально - слуховых представлений учащихся. Коллективное музицирование позволяет успешно развивать полифонический слух так как в ансамблевых произведениях часто встречаются элементы и подголосочного, и контрастного, и имитационного видов полифонии. Таким образом, ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию. Чувство партнѐра - необходимое условие успешного ансамблевого исполнительства, умение слышать свою партию в звучании всего коллектива, умение слушать партнера по ансамблю, в то же время исполнять свою партию свободно, корректировать звук, характер исполнения в соответствии с общими задачами и конкретными условиями конкретного исполнения, стремясь к созданию единым коллективом единого произведения. Впоследствии, приобретенные умения переносятся и на сольное исполнительство.

К личностному развитию относится воспитание личностных качеств: чувства ответственности, чувства коллектива, коммуникативные умения. Ансамблевые занятия стимулируют интерес ученика к инструменту, к урокам по специальности и прививают любовь к коллективному творчеству; развивают чувство ответственности перед партнером, коллективом за результат общей работы, качество публичного выступления. Понимание исполняемого произведения, положительные эмоции, вызываемые им, создают атмосферу коллективного творчества, необходимого для эффективных занятий и повышения качественного уровня исполнительской деятельности коллектива.

Таким образом, коллективные формы музицирования способствуют установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений; способны значительно повысить заинтересованность учащихся и имеют большое значение в плане общего музыкального развития, а также играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности и личностного развития.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!