СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Игровая деятельность как механизм развития дошкольника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Игровая деятельность как механизм развития дошкольника»»

Игровая деятельность дошкольников как основное условие развития

До поступления в школу ребенок знакомится с миром при помощи игры.

Именно она влияет на познавательное развитие и способствует адаптации к

социальному окружению. Игровая деятельность дошкольников помогает

формированию

психических

функций

и

личностных

качеств,

развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей.

Место игры в жизни дошкольника

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни

ребенка

дошкольного

возраста.

Подавляющее

большинство

действий

происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные.

Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя

игровые элементы.

Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей,

многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит

психическое

развитие,

социализация

дошкольников,

значительно

расширяется

кругозор

и развивается

речь,

повышается

физическая

активность.

Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и

чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели

в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства,

которые переживаются и в реальной жизни.

Дополнительная польза – психотерапевтический эффект. Взаимодействия с

игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от

отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для

детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к

обидам и страхам.

Виды и формы игровой деятельности в дошкольном возрасте

Этапы развития игровой деятельности дошкольника обеспечивают на

протяжении возрастного периода обогащение видов и форм детских занятий.

Если малыши в большей степени играют с простыми игрушками и

предметами, то старшие дошкольники строят сюжет игры, разрабатывают

правила, создают целые проекты для коллективного развлечения.

Если

представить

краткую

характеристику

игровой

деятельности

дошкольников, то следует отметить, что в этом возрасте игры отличаются по

содержанию, по логике действий, по наличию или отсутствию правил, по

характеру ролей.

Некоторые виды могут требовать двигательной активности ребенка, а другие

– активизации мыслительных процессов. Но каждая игровая ситуация имеет

моделирующий характер, так как дети создают модель того, что они

наблюдают вокруг.

Предметные игровые действия



Подобная разновидность характерна для самых маленьких детей. В этот

период игровые действия заключаются в копировании действий взрослых.

Такие подражательные игры заключаются в приготовлении еды, разговоре по

телефону и в моделировании других простых ситуаций.

В качестве объекта выступают предметы-заместители. Девочка укладывает

спать куклу так же, как это делает мама, прикладывает к уху игрушечный

телефон или предмет, напоминающий его своей формой. Такой формат игры

готовит ребёнка к более сложным видам, способствует пониманию, что

существуют определённые правила, является основой для будущей ролевой

активности. Подвижные игры, Полноценное развитие требует достаточного количества физической активности в жизни ребёнка. Обычная зарядка вряд ли заинтересует малыша,

а вот подвижные игры – отличный способ побегать и попрыгать, получая

удовольствие.

Традиционные игры, связанные с движениями, известны столетиями. Это

салочки, «кошки-мышки», вышибалы. Для групп детей существуют игры по

правилам. Последние усложняются в зависимости от возраста играющих.

Наиболее известные разновидности заключаются в необходимости занять

свободное месте, поймать оставшегося, сбежаться по команде в «домик».

Кроме необходимой двигательной активности, в процессе пробуждается

азарт, возникает соревновательный эффект, обучающий ребёнка добиваться

цели.

Ролевая игра

Первые ролевые элементы появляются у малыша в 3 года, когда он

примеряет чужой образ – доктора, мамы, продавца. По мере взросления

игровая деятельность усложняется: появляется сюжет, добавляются новые

игроки, разрабатываются чёткие правила игры.

Именно данная форма относится к основной деятельности ребёнка. Она

может длиться как несколько минут, так и продолжаться днями, когда

девочка воображает себя принцессой или героиней, а мальчик стремится

стать пиратом, супергероем, великим разбойником.

Ролевая деятельность в наибольшей степени способствует

развитию воображения и творческих способностей: даже если за основу

берётся сказка или мультфильм, сюжет тщательно перерабатывается, могут

появляться новые персонажи, а развитие событий часто уходит далеко в

сторону от изначальной канвы.

Познавательная игровая активность

Игровая активность помогает ребёнку осваивать новые знания и понимать

Незнакомые для него процессы. Познавательный интерес подталкивает

многих дошкольников разобраться с теми действиями взрослого мира, в

которых применяются вполне доступные инструменты.

Механизм заключается в следующем: ребёнок увидел, как продавец или

родители в супермаркете взвешивают продукты. Или наблюдает, как

строители рулеткой замеряют длину или высоту. Интерес к данным

действиям побуждает ребёнка освоить их самостоятельно.

Взяв в руки линейку, он может перемерить все предметы в доме, а если

имеются весы, то узнать количество граммов всего содержимого в

холодильнике. Несмотря на то, что все происходит в рамках развлечения,

ребёнок приобретает навыки и получает знания, которые в дальнейшем

пригодятся в учебной и профессиональной деятельности.

Развитие игровой деятельности в дошкольном периоде

Чем старше ребёнок, тем сложнее его игровая активность. Важно, чтобы

взрослые занимались руководством игрой детей младшего дошкольного

возраста. Необходимо предлагать варианты, простые правила, заменять

объекты. Без помощи родителей игровая деятельность будет однообразной, и

развитие ребенка будет проходить медленнее и сложнее.

Пятилетние дети хорошо справляются сами в известных им видах игры, но

нуждаются в подсказках взрослых, чтобы расширить тематику своих

занятий. Дети 6-7 лет выбирают свободно тему игры, самостоятельно

распределяют роли, контролируют ход и развитие.

Особенности игры старших дошкольников

Основная особенность игровой деятельности детей старшего дошкольного

возраста – коллективность. Выделяются лидеры, предлагающие сюжет и

устанавливающие правила. Такие лидеры способны заинтересовать своей

инициативностью и фантазией друзей.

В этот период группа дошкольников может стать относительно устойчивой,

объединённой сходными интересами. Соответственно, замысел игры зависит

от того, чем увлечены все члены команды. Роли распределяются чётко и до

начала процесса, а правила выполняются по возможности неукоснительно,

хотя случается, что в процессе они меняются. Перед началом происходит

осознанная подготовка: в зависимости от целей изготавливается атрибутика

или даже костюмы.