Игровая деятельность на уроках математики
Прогрессивная педагогика во все времена ценила игровые формы целенаправленной жизни детей. A.M. Горький считал: желание детей играть - «биологически законным» и утверждал, что игра - основной путь познания мира. Ш.А. Амоношвили подчеркивает, что без педагогической игры на уроке не возможно увлечь ученика в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Главная задача, стоящая перед учителем математики - научить учиться, развить желание учиться, находить удовлетворение в учении.
В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к математике.
Именно игровая деятельность способствует развитию умственных способностей: внимания, памяти, логического мышления и воображения. Она позволяет использовать учебный материал, как предмет активных действий учащихся. Эффективность игровой деятельности способствует реализации детьми своих умственных способностей и потенциала личности.
Игровая деятельность позволяет:
а) организовать учение без принуждения, основанное на подлинном интересе, на достижении успеха;
б) формировать коммуникативные качества личности;
в) развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
г) развивать всесторонний интерес к предметам, знаниям;
д) учить « учиться»;
е) помочь ребёнку в познании и самоутверждении.
Игровые формы обучения обеспечивают активное участие на занятии каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучаемых за результаты труда. Интересная игра повышает умственную активность обучаемого, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном уроке.
Игра в высокой степени адаптивна, мотивирует ребёнка на активную деятельность и её можно проводить не только на начальной степени обучения, но и в среднем и в старших звеньях, ведь каждый школьник остаётся, прежде всего, ребёнком.
Для использования игр характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятие участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения правил.
Дидактическая игра отличается от игры вообще прежде всего тем, что математическое содержание этой игры подчинено однозначно обозначенной цели и направлено на достижение конкретного результата (овладение и отработка некоторого алгоритма, правила, навыка в процессе применения определенных теоретических знаний).
Такая игра в своей структуре имеет:
• название, иллюстрирующее авторский замысел;
• правила, в результате выполнения которых каждый участник овладевает игровыми действиями;
• дидактический материал (карточки с заданиями, наборы геометрических фигур и т.п.);
• механизм оценки или подведения итога дидактической игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из его структурных элементов.
1. Дидактические игры, использую при актуализации знаний. Такими играми служать блиц - опросы, небольшие викторины, математические ребусы, игры для проверки устного счета.
2. Игры, используемые при изучении нового материала.
Как правило, при изучении нового материала применять дидактические игры не так уж удобно, но всегда можно использовать игровые ситуации. Для создания которых на уроках использую исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений. В математическом содержании игровых ситуаций должны содержаться противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия с необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью осуществить его.
3. Дидактические игры, нацеленные на закрепление только что изученного материала на уроке, обычно провожу в конце урока и занимают они не более 10-15 минут
4. Дидактические игры, использующиеся для обобщения и систематизации знаний.
В качестве таких игр использую как короткие игры, например, «Математическое лото», зашифрованные слова, а также игровые оболочки, например, «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать математиком?», викторины, КВНы, игры-путешествия, игры – сказки и т.д.
5. Игровые ситуации, применяемые во время самостоятельных работ.
Процесс обучения немыслим без самостоятельной работы учащихся. Однако каждый преподаватель знает, что при проведении урока часто трудно пробудить интерес учащихся к активной мыслительной деятельности. В связи с этим учителю необходимо уделять особое внимание организации и проведению самостоятельных работ.
При проведении письменных самостоятельных работ, выполняемых в классе, использую игры-соревнования, игры с зашифрованными словами, математическое лото, задания с самопроверкой и самооценкой и др.
Учебная и игровая деятельности в учебном процессе должны гармонично сочетаться. Можно использовать игровые моменты. Их можно использовать на различных этапах урока. Игровые ситуации повышают интерес учащихся к математике.
Игровые формы я использую и во внеклассной работе по предмету.
Внедрение в преподавание математики игровых педтехнологий, значительно повышает интерес учащихся к математике и повышает качество знаний.
Игра является достаточно распространённым и эффективным методом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Но игровое обучение будет более эффективным, если при организации игры будут учтены дидактические условия организации развивающих игр. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности…..» - писал В.А. Сухомлинский.
Игровые формы обучения обеспечивают активное участие на занятии каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучаемых за результаты труда. Интересная игра повышает умственную активность обучаемого, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь учащихся в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности учащегося: на чувства, на волю и на поведение в целом.