Для того, чтобы закрепить умения решать задачи на нахождения долей целого, решим задачу №1 на карточках. Прочитайте задачу про себя. Сейчас вслух прочитает… а вы внимательно слушайте и думайте о чем задача? У Ксюши было 20 пирожных. Из них ¾ Ксюша съела. Сколько пирожных съела Ксюша? О чем задача? (о пирожных). Для того, чтобы лучше понять условие задачи, составим краткую запись. Сколько пирожных было всего? (20). Записывайте за мной. Сколько пирожных съела Ксюша? (3/4) Записывайте за мной. Прочитайте вопрос задачи? (Сколько пирожных съела Ксюша?) Всего – 20 п. Съела – ?, ¾ На что показывает число 4, стоящее под чертой ( 4 показывает, на сколько долей поделили пирожные) Т. е. пирожные поделили на 4 равные части. -Что можно узнать, зная, что всего 20 пирожных, а разделили на 4 равных части? Каким действием? (делением). Как узнать, сколько ПИРОЖНЫХ в ¼ части? (20 пирожных:4 равные части) -Кто запишет решение по действиям без пояснения? (20:4) (ученик у доски) Сколько будет в одной части пирожных? (20: 4=5 (п.) Мы ответили на вопрос задачи? Прочитайте вопрос задачи еще раз. -На что показывает число 3 в дроби? (сколько равных частей пирожных взяли). Что можно узнать зная, что в одной части 5 пирожных, а всего взяли 3 части? (сколько пирожных взяли.) Каким действием? (умножением) -Как узнать, сколько пирожных в 3-х частях, если мы знаем, что в одной части 5 пирожных? (5 3) Запишите решение без пояснения. (5 3=15 (п). Ответили на вопрос задачи? (да) Запишите ответ кратко. (Ответ: 15 пирожных.) Во сколько действий задача? (два действия). Как записать решение задачи одним выражением? Кто попробует записать? Вот способ записи решения задачи выражением. 20:4 3=15 (п) -Что мы узнали? (сколько пирожных съела Ксюша). Мы ответили на вопрос задачи? (да) -Запишите ответ. (15 пирожных). Отличаются ли ответы в первом варианте решения и во втором? (нет) Что узнавали первым действием? (сколько в одной части) Что узнавали вторым действием? (сколько в нескольких частях). Т.е чтобы решить задачу на нахождение нескольких долей числа нужно сначала найти, сколько получится в одной доле, а затем умножить на количество взятых долей. Посмотрите на алгоритм, который я приготовила для вас. Он поможет вам решать задачи на нахождение нескольких долей целого. 1. Делением находим одну долю числа 2. умножением находим несколько долей Физминутка А сейчас. Давайте, отдохнем и выполним физминутку. Вставайте. Раз - руки вверх махнули И при том вздохнули Два - три нагнулись. пол достали А четыре - прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики Присаживайтесь. А для того, чтобы закрепить умения решать задачи на нахождение нескольких долей целого, решим задачу на странице 65, №299 Прочитайте задачу про себя. Сейчас вслух читает… а вы внимательно слушайте и думайте о чем задача? Для школы купили 5 мотков электрического провода по 56 м в каждом. Израсходовали две седьмых части всего провода. Сколько метров провода осталось? О чем задача? (об электрическом проводе) Чтобы лучше понять условие задачи, сделаем краткую запись. Что известно про электрический провод? ( купили 5 мотков по 56 м в каждом) Что еще известно в задаче? ( 2/7 части провода израсходовали). Как это записать? (долей, дробью) Есть ли еще числа в задаче? Прочитайте вопрос. Всего – 5 мот. по 56 м Израсходовали - 2/7 ч Осталось - ? Можно ли на вопрос задачи ответить сразу? (нет) Значит задача какая? (составная). Что можно узнать зная, что было 5 мотков по 56 метров? ( можно узнать сколько всего метров проволоки было) Каким действием? (умножением) Как ? (по 56 м 5 мотков = 280 м) Запишите первое действие без пояснения (56 5=280 (м)). А у доски действие запишет… (записывает действие ученик) Коррекционная работа 56 5 1.Что удобно сделать с числом 56? (представить в виде суммы разрядных слагаемых 50 и 6). Какое выражение получилось? ( сумма 50 и 6 умноженная на 5) (50+6) 5 Как удобно умножать сумму на число? ( каждое слагаемое суммы умножить на число) (50+6) 5=50 5+6 5 Что нужно сделать с полученными результатами? (сложить) (50+6) 5=50 5+6 5=250+30=280 2. Какое число сначала умножим? (50 на 5). (Показываю стрелочкой). Сколько получится? (250) Какое число потом умножим? (6 5). (Сколько получится? (30). Что сделаем с полученными результатами? (складываем). 56 5=250+30=280 Мы ответили на вопрос задачи? (нет) Что можно узнать, зная, что всего было 280 м проволоки, а истратили 2/7 части проволоки? (можно узнать сколько метров истратили. Как найти сколько в 1/7 части метров? (280м:7ч) А как найти сколько в 2ух частях метров? ( полученный результат 280:7 умножить на 2). Значит как записать 2ое действие составным выражением? (280:7 2=80 (м) (записывает действие ученик) Если по действиям + корр. работа На что показывает число 7, стоящее под чертой ( 7 показывает, на сколько равных долей поделили проволоку) Т. е. проволоку поделили на 7 равных частей. -Что можно узнать, зная, что всего 280 м проволоки, а разделили на 7 равных частей? (сколько метров проволоки в одной части). Каким действием? (делением). Как узнать, сколько в 1/7 части? (280 м:7 равных частей) -Кто запишет решение по действиям без пояснения? (280:7) (ученик у доски) Сколько будет метров проволоки в одной части? (280: 7=40 (м.) -На что показывает число 2, стоящее над чертой в дроби 2/7? (сколько равных частей проволоки взяли). Что можно узнать зная, что в одной части 40 метров проволоки, а всего взяли 2 части? (сколько метров проволоки взяли.) Каким действием? (умножением). Как? (40 метров 2части = 80метров) Запишите решение без пояснения (40 2=80 (м) Мы ответили на вопрос задачи? (нет) Что можно узнать зная, что было 280 м проволоки и израсходовали 80 м (сколько проволоки осталось) Каким действием, покажите на пальчиках. (вычитанием) Как? (280 м – 80 м =200 м) Запишите в тетради без пояснения. 280-80=200 (м) (записывает действие ученик) Запишите ответ кратко. Ответ: осталось 200 м проволоки . Итак, подведем итог, решенной задачи. Какие действия мы выполняли, чтобы узнать сколько метров проволоки истратили 2/7 части? Что находили делением? ( сколько метров проволоки в одной части). Что находили умножением? (сколько метров проволоки в 2 частях). Физминутка Психогимнастика на координацию движений. |