СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ «Прокопьевская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальная научно-практическая конференция педагогических работников
«Качество современного образования: традиции, инновации, опыт реализации»
Игровая методика, как способ повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка
Направление
Проблемы повышения качества школьного математического, филологического, естественнонаучного образования
Выполнил:
Сергеева Мария Александровна,
учитель английского языка
МБОУ «Прокопьевская СОШ»
Прокопьевский МО, 2022 г
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации…………………………………………..5
Мотивация. Виды и методы мотивации………………………………….5
Проблема низкой мотивации школьников на уроках иностранного языка и пути ее решения ………………………………………………………………..7
Глава 2. Использование игровой методики, как способ повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка …………………………………………9
Формирование внутренней мотивации…………………………………...9
Использование игрового метода на уроке иностранного языка……….13
Анализ уровня мотивации учащихся 2-6 классов МБОУ «Прокопьевская СОШ» на конец 3 четверти 2021-2022 учебного года……………16
Введение
Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях реформ всех его структур, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей повышения мотивации при изучении иностранных языков. Чем выше уровень мотивации учащихся, тем эффективней будет изучение иностранного языка.
Современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из главных является отсутствие мотивации учащихся к обучению. Проблема мотивации в учении возникает по каждому изучаемому предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении её от класса к классу.
Игра является одним из способов повышения мотивации к овладению языком, она ведет за собой развитие. Развивающие функции игры заложены в самой природе, так как игра – это всегда коммуникативная ситуация и заряд положительных эмоций, а там, где эмоции, там активность, внимание, заинтересованность и воображение. Так развивается мышление. Таким образом, одним из путей поддержания интереса к учебному процессу, повышения степени владения языком является использование языковых игр. Они воздействуют на мыслительную деятельность обучающихся, предоставляя возможность сделать учебный процесс увлекательным.
Актуальность данной работы заключается в поиске решения проблемы повышения мотивации на уроках английского языка посредством использования игрового метода.
Объектом данного исследования является мотивация и процесс формирования мотивации школьников к изучению иностранного языка.
Предметом исследования является игра, как способ формирования мотивации школьников к изучению иностранного языка.
Цель исследования: повышение мотивации при обучении иностранному языку при помощи игровой методики.
Исходя из целей исследования, можно выдвинуть гипотезу: использование игровой методики повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:изучить и обобщить имеющиеся данные по проблеме мотивации;
изучить теоретический материал об особенностях игрового метода;
применить на практике игровые методики;
провести сравнительный анализ уровня мотивации школьников на двух этапах.
Материалом исследования являются данные, полученные в ходе анкетирования учащихся МБОУ «Прокопьевская СОШ».
В работе были использованы следующие методы:
теоретические: комплексный анализ и синтез педагогического, психологического и лингвистического знания по проблеме исследования;
эмпирические: мониторинг уровня сформированности мотивации учащихся к изучению иностранного языка, наблюдение, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении особенностей использования игровой методик и подборе игр для развития положительной мотивации учащихся при изучении иностранного языка.
Практическая значимость исследования является анализ и внедрение игровой методики, обеспечивающей динамику положительной мотивации при изучении иностранного языка. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами иностранных языков при повышении мотивации школьников на уроках иностранного языка.
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации
Мотивация. Виды и методы мотивации
Мотивация (от lat. movere ) — 1)побуждение к действию; 2)динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3)способность человека через труд, удовлетворять свои материальные потребности.
Проанализировав труды учёных-психологов, было установлено, важным является то, что мотивационная сфера понимается как изменяющееся образование.
В структуре мотивации учёными выделяются её составляющие компоненты. Так, например, Б.И. Додонов выделяет следующие составляющие мотивационной деятельности:
Удовольствие от самой деятельности.
Значимость для личности непосредственного её результата.
«Мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность.
Принуждающее давление на личность [Додонов 1984: 69].
Первый и второй компоненты выявляют направленность на процесс и результат деятельности и являются внутренними по отношению к мотивации. Третий и четвёртый – фиксируют внешние (положительные и отрицательные по отношению к деятельности) факторы воздействия.
На сегодняшний день существует множество различных классификаций мотивации. Большинство из них базируется на выделении двух основных категорий мотивов: внутренних и внешних. Таким образом, различают внутреннюю и внешнюю мотивацию.
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Виды мотивации при изучении английского языка:
1. Широкая социальная мотивация (внешняя)
Каждый образованный человек должен знать английский язык (для общего развития; его необходимо знать как самый распространённый в мире).
Язык знают мои родители, а я хочу быть как они.
Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку.
Не хочу быть хуже товарищей.
Не хочется огорчать уважаемого мной учителя.
Без знания английского невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы, упаковочного ярлыка.
Английский нравится больше, чем русский, потому что в нём больше интересного, незнакомого.
Предмет нравится из-за учителя.
2. Внутренняя:
2.1. Мотивация, связанная с перспективным развитием личности
Изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни.
Английский язык может пригодиться в институте (в работе, в жизни), может стать предметом гордости.
2.2. Коммуникативная мотивация
Нравится общение в классе на языке.
На уроке английского интересно. И о других мотивах я не задумываюсь.
Английский язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов (компьютер, электронная связь интернет, современная музыка, видео).
Хочу научиться писать письма на английском языке.
Нравится, когда читаем письма из англоязычных стран.
Хочу переписываться со сверстниками - иностранцами, как сосед - старшеклассник.
2.3. Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью
Интересуюсь английским как предметом: нравится переводить тексты, изучать новые слова, выполнять упражнения, ощущать успех в учении.
Нравится когда мы играем.
Мне легко запоминаются английские слова.
Нравится учить стихи.
Люблю готовить карточки к уроку, рисунки.
Выделяют следующие методы мотивации:
Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 -учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 -удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 –познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговой штурм”, 7 -развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 – прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации: 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2- побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 -поиск контактов и сотрудничества, 5 – заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.
Проблема низкой мотивации школьников на уроках иностранного языка и пути ее решения
Исследования вопроса мотивации к изучению иностранного языка школьниками показывают снижение её от класса к классу. Высокая начальная мотивация и желание изучать язык в процессе овладения им постепенно снижаются. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается успеваемость по предмету, что, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.
Проблема мотивации – одна из основных, фундаментальных в психологии. Ей посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей. Мотивация – является одним из важнейших компонентов любой деятельности и представляет интерес для многих дисциплин. Асеев В.Г. отмечает, что «динамика формирования личности скрывает в себе те устойчивые закономерности, раскрытие которых является основной целью психологии. Самыми важными из них являются закономерности развития мотивации как высшей формы регуляции психических процессов и движущей силы человеческой деятельности» [Асеев 1976: 98]. В педагогике мотивации также уделяется пристальное внимание: она является одним из основных компонентов организации учебной деятельности и важной характеристикой самого субъекта этой деятельности [Зимняя 2000: 197].
Основные препятствия в достижении мотивации к обучению иностранному языку
1. Возраст учащегося.
Как правило, мотивация к обучению резко падает в подростковом возрасте. Подростки уделяют большое внимание общению со сверстниками, самоутверждению в коллективе. Таким образом, учеба уходит на второй или даже третий план. При решении данной проблемы педагоги и родители стараются делать упор на мотивацию оценками, что чаще всего срабатывает.
2. Зависимость от современных технологий.
Современные технологии развиваются очень быстро. Многие школьники попадают в серьезную зависимость от гаджетов и социальных сетей, что мешает их учебе. Но при правильном подходе к современным технологиям, гаджеты могут очень помогать в обучении. Например, старшие ученики могут использовать дополнительные электронные учебники, загружая их в планшеты, выходить на предоставленные учителем ресурсы, используя Интернет. Средние и младшие школьники любят играть в компьютерные игры, большинство из которых на иностранном языке. Поэтому для лучшего понимания этих игр, школьников можно мотивировать изучением иностранного языка.
3. Неспособность к концентрации внимания.
Многим учащимся очень сложно долго концентрировать внимание на одном задании. В этом случае нужна частая смена деятельности в ходе урока и в выполнении домашнего задания. На уроках иностранного языка педагог может применять чередование упражнения на виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение), просмотр короткого видеоролика на иностранном языке, викторина, повторение лексики. С младшими школьниками возможны подвижные игры, групповые или парные работы.
Непонимание целей обучения.
В любые времена находятся учащиеся, которые не видят никакого смысла в обучении. Обычно эти дети из неблагополучных семей, которые не видят перед собой достойного примера. Проще всего повысить их мотивацию можно средствами уроков иностранного языка.
Личная значимость предмета.
Этот мотив является самым труднодостижимым и вместе с тем значимым. Здесь многое зависит от педагога, от его манеры вести урок и общаться, от его личных качеств.
Ситуация неуспеха.
Учащимся не всегда бывает понятна тема, ученик теряется, испытывает дискомфорт, от этого страдает мотивация.
Мотивация обучения зависит от нескольких факторов:
- особенности учащегося (пол, уровень интеллектуального развития);
- качеств учителя и его отношение к педагогической деятельности;
- организации педагогического процесса;
- особенностей учебной программы (в данном случае иностранного языка).
Глава 2. Использование игровой методики, как способ повышения мотивации обучающихся на уроках иностранного языка
Формирование внутренней мотивации
Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.
Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.
Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо провести:
диагностику учебной мотивации учащихся, которая включает в себя
– анкетирование учащихся, в результате которого определятся уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий
– анкетирование учащихся, в результате которого определятся значимые для учащегося мотивы учения;
самоанализ и административный анализ работы учителя по созданию мотивационной сферы учащихся.
Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:
– учет возрастных особенностей школьников;
– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
– использование коллективных и групповых форм работы;
– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
– использование игровых технологий;
– нестандартная форма проведения уроков;
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
– создание ситуации успеха;
– вера учителя в возможности ученика;
– применение поощрения и порицания;
– формирование адекватной самооценки у учащихся;
– эмоциональная речь учителя.
Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.
Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Существующий факт снижения мотивации к учебе от класса к классу не может благоприятно сказываться на положительной динамике качества знаний. Это же относится и к изучению английского языка. В этой связи проблема повышения мотивации к изучению английского языка является очень актуальной.
Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.
Чтобы школьник, отстающий в учении, внутренне мотивировано решал выдвинутые перед ним задачи, необходимо поставить его в позицию активного участника коллективного учебного труда. В процессе разрешения этой задачи активная позиция слабоуспевающего ученика обеспечивается: вариативностью заданий, работой по предложенному плану, привлечением этих учащихся к ответам на более лёгкие, наводящие вопросы, тактичным исправлением ошибочных высказываний, ободрением, поддержкой, поощрением.
Стремление школьников к успеху является огромным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует каждого школьника независимо от того, успевает он или нет. Для поддержания стремления к достижениям на уроках необходимы ситуации успеха. А, обращаясь к слабоуспевающим, надо стараться выбирать такие моменты, когда учитель уверен в положительном результате деятельности ученика.
Для того чтобы вселить веру слабоуспевающему ученику в свои силы, учителя могут обратиться к приёму авансирования доверия. Этот приём состоит в специальных поручениях или заданиях из той сферы деятельности, которая по убеждению отстающих им малодоступна (выписать словосочетания, описывающие какого-либо человека, животное, предмет и перевести их, найти сообщение, найти в Интернете поздравление, групповое создание стенгазеты и т.д.). С этого может измениться отношение к предмету, это вызовет у ученика чувство собственного достоинства, желание оправдать доверие.
Учителя иностранного языка часто сталкиваются в процессе обучения с отсутствием потребности пользоваться иностранным языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Проведение различных форм занятий, обеспечивающих активность учащихся, поддерживает плодотворную и эффективную деятельность.
В условиях реформы образования педагогам необходимо внедрять инновационные педагогические технологии и учебные программы, учитывать индивидуальные особенности и реализовывать гуманный подход к детям. Педагогический процесс должен быть ориентирован на неповторимую личность ребенка, раскрывать и развивать его таланты, способствовать активной позиции учащегося. Мотивация к обучению является важнейшим двигателем. Это процесс, направленный на продуктивную познавательную деятельность, это система мотивов и побуждений.
Формирование учебной мотивации — это долгая и сложная работа.
Для изучения мотивации школьников было проведено исследование, которое проводилось на базе МБОУ «Прокопьевская СОШ» в следующих классах:
класс – 16 человека;
класс – 12 человек;
класс - 15 человек;
класс – 18 человек;
классы – 27 человек.
В ходе исследования необходимо определить, какой уровень мотивации превалирует у школьников. Как правило, в большинстве случаев положительная мотивация к учебной деятельности недостаточно сформирована. Исследование проводилось методом письменного анкетирования, что позволило охватить наибольшее количество участников. Вопросы анкеты были составлены таким образом, чтобы определить уровень мотивации учащегося. Для скрининговой оценки уровня мотивации учащихся 2-6 классов использовалась краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, которые наилучшим способом отражают отношение детей к школе и учебному процессу. Вопросы анкеты представлены в Приложение 1.
Для определения уровня мотивации была выбрана методика, разработанная Лускановой Н.Г. Согласно данной методики, выделяются 5 уровней школьной мотивации:
Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности
Дети, имеющие данный уровень, имеют высокие познавательные мотивы, стремятся успешно выполнять все требования предъявляемые учителем, четко следуют всем указаниям, добросовестны и ответственны, сильно расстраиваются, если получают замечания педагога или неудовлетворительную оценку за выполненную работу.
Хорошая школьная мотивация.
Данный уровень мотивации является средней нормой, большинство младших школьников имеют этот уровень. Ученики успешно справляются с учебной деятельностью и ведут активную школьную жизнь, но меньше зависимы от жестких правил и норм.
Положительное отношение к школе.
Познавательные мотивы детей с данным уровнем мотивации сформированы в меньшей степени. Они комфортно чувствуют себя в школе, но учебный предмет их мало интересует, их привлекает внеучебная деятельность, общение с учителями и сверстниками.
Низкая школьная мотивация.
Ученики ходят в школу без желания, часто прогуливают занятия, во время уроков, отвлекаются и занимаются посторонними делами, имеют серьезные трудности в процессе обучения, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в учебной деятельности, у них возникают проблемы в общении с одноклассниками и учителями. Именно поэтому данные ученики воспринимают школу как враждебную среду, пребывание в которой для них невыносимо. Они могут проявлять агрессию и отказываться от выполнения заданий и требования, не следуют установленным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья [Лусканова 1999: 32].
Для возможности дифференцирования детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 балла;
нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;
ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов
Баллы интерпретируются следующим образом:
25-30 баллов – высокий уровень учебной мотивации;
20-24 балла – хорошая школьная мотивация;
15-19 баллов – положительное отношение;
10-14 баллов – низкая школьная мотивация;
ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Результаты анкетирования представлены в таблице №1.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
класс | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
2 «а» | 1 | 6 | 5 | 31 | 5 | 31 | 4 | 26 | 1 | 6 |
3 «а» | 0 | 0 | 5 | 42 | 4 | 33 | 3 | 25 | 0 | 0 |
4 «а» | 0 | 0 | 3 | 20 | 3 | 20 | 9 | 60 | 0 | 0 |
5 «а» | 0 | 0 | 6 | 33 | 8 | 45 | 4 | 22 | 0 | 0 |
6 «а» | 2 | 13 | 3 | 20 | 7 | 47 | 3 | 20 | 0 | 0 |
6 «б» | 1 | 8 | 3 | 25 | 5 | 42 | 3 | 25 | 0 | 0 |
Таким образом, вы видим, что мотивация 2 и 3 уровня преобладает над другими. В практике обучения присутствуют как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.
Проанализировав полученные данные, в течение полугода будут проводиться уроки с использованием игровых технологий. В конце исследования будет проведено повторное анкетирование, для выявления результатов деятельности.
2.3Использование игрового метода на уроке иностранного языка
Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.
Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в частности английскому языку, принадлежит использованию учебных игр или игровых упражнений. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции. Где эмоция – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
По цели использования игры могут быть занимательные, которые проводятся для снятия усталости; учебные, проводимые с целью формирования, углубления и совершенствования практических умений и навыков по языку, их проверки.
Можно использовать различную наглядность, например: схемы, картины, таблицы, слайды, лото. Игры можно организовать индивидуальные, парные, групповые. Сила игры в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка.
Применяя на уроках игровой метод, важно соблюдать следующие принципы:
Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.
Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи.
Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Жаль, что многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом вспоминают о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять учитель, не смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.
Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.
С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:
1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из "мира родного языка", поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического коммуникативного комфорта (Hello, students. How are you? What’s the weather like? Фонетическая разминка «Сказка о зайке». Используется в начальной школе. Из урока в урок в гости к учащимся приходит зайка, который выполняет определенные действия, сопровождая их звуками. Учащиеся повторяют эти звуки. Например, Наступила зима. У зайки замерзли лапки и он решил погреть их. Зайка дует на замерзшие ладоши [h]- [h]- [h]. Зайка пытается завести свой автомобиль [dr] –[dr]-[dr]. И вот зайке удалось завести мотор, и он поехал [ᶾ]-[ᶾ]-[ᶾ]).
2. Формировать у учащихся определенные навыки. Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!
3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например: После изучения темы "Квартира" можно провести такую игру: - Три поросенка решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это сделать! Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает название комнаты: kitchen (кухня), bedroom (спальня), living room (гостиная) и одинаковый набор предметов мебели. Учащиеся должны выбрать только те предметы, которые можно отнести к их комнате .Например, This is a bedroom. There is a bed, a table, two chairs, a wardrobe and a small sofa in this room. Данная игра вовлекает учащихся и направлена на закрепление изученной лексики.
4. Учить учащихся общению на иностранном языке.- Игра «Незнайка». Выбирается Незнайка, который задает вопросы другим учащимся по заданной учителем теме. Игра «Угадай цвет» (для 2-3 класса). Учитель прячет фломастер, цветной магнит …, так чтобы учащиеся не могли видеть какого он цвета. Задача учащихся, задавая вопросы, отгадать цвет.
5. Развивать необходимые способности и психологические функции.
Игра "Снежный ком" развивает внимание и память учащихся, умение слушать (популярна среди учащихся 5-9 классов)
У1. - Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку.
У2. -Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку и мыло: и т.д.
6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка к традиционным праздникам.
7. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры, которые сопровождаются движениями.
Игра является сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно — побудительную функцию.
В приложение № 2 приведен список различных игр, направленных на развитие разных видов учебной деятельности.
Анализ уровня мотивации учащихся 2-6 классов МБОУ «Прокопьевская СОШ» на конец 3 четверти 2021-2022 учебного года
Проведено повторное анкетирование в параллелях 2-6 х классов на определение уровня мотивации обучающихся по методике Лускановой Н.Г. в анкетирование приняли участие 90 учащихся.
Итоги анкетирования представлены в таблице № 3.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
класс | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
2 «а» | 3 | 18 | 7 | 41 | 4 | 23 | 3 | 18 | 0 | 0 |
3 «а» | 1 | 8 | 7 | 58 | 3 | 25 | 2 | 17 | 0 | 0 |
4 «а» | 0 | 0 | 4 | 27 | 5 | 33 | 6 | 40 | 0 | 0 |
5 «а» | 2 | 11 | 8 | 44 | 5 | 28 | 3 | 17 | 0 | 0 |
6 «а» | 3 | 20 | 5 | 33 | 5 | 33 | 2 | 14 | 0 | 0 |
6 «б» | 2 | 15 | 5 | 39 | 4 | 31 | 2 | 15 | 0 | 0 |
Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что применение игрового метода преподавания иностранного языка существенно влияет на положительные изменения в уровне сформированности мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Уровень сформированности мотивации школьников повысился. Одним из главных результатов является формирование у учащихся внутренней мотивации, хотя некоторым учащимся все же свойственна внешняя мотивация.
Таким образом, использование игрового метода позволило повысить уровень сформированности мотивации и вывести на первое место внутренние мотивы изучения иностранного языка. В связи с этим, можно определить следующие рекомендации педагогу по формированию мотивации у школьников:
Цель деятельности педагога заключается в развитии мотивационной сферы, в формировании у школьника системы фундаментальных потребностей и связанных с ними мотиваций - интеллектуальной потребностью, потребностями в познании, в достижении, в познавательном общении, потребностями в учении, в труде. Учителю необходимо формировать гармоничную мотивационную сферу - в школьном возрасте ее основу составляет мотивация учения и труда с ее неотъемлемыми компонентами (мотивация учения, мотивация труда, мотивация достижения, мотивация общения, мотивация конструктивного конфликтного поведения). Это означает, что развитие и формирование мотивации учения и труда необходимо рассматривать в качестве одной из основных задач процесса обучения.
Целенаправленное формирование мотивации невозможно, если педагог не знает, насколько развито это свойство у каждого учащегося и всего класса в целом. Знание уровня развития мотивации позволяет учителю сориентироваться в педагогической ситуации и сделать правильный выбор цели ее развития. Важно своевременное выявление сформированности мотивации учения и труда - систематическое определение уровня ее развития у большинства учащихся.
Целесообразный отбор и применение на уроках средств побуждающего и формирующего воздействия. Эти средства необходимо применять так, чтобы они способствовали развитию различных компонентов и сторон мотивации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем приемы побуждения, вызванные и стимулирующим влиянием содержания учебного материала, и побуждающей функцией методов обучения, и за счет сочетания различных видов деятельности.
Необходимо учитывать закономерности и условия эффективного функционирования мотивационной структуры учебной деятельности учащихся: обеспечить динамику развития положительных потребностно-мотивационных состояний учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности.
Необходимость анализа результатов деятельности педагога по формированию мотивационной сферы учащихся. Необходимо своевременно выявлять результаты применения педагогических средств воздействия на мотивационную сферу учащихся - анализировать свою деятельность и корректировать ее так, чтобы обеспечить гармоничное развитие данной сферы.
Чтобы выполнить эти требования, необходимо руководствоваться следующими правилами:
Систематически выяснять, какие потребности, цели, мотивы и другие побуждения преобладают у большинства учащихся. Постоянно на основе педагогической диагностики анализировать причины и условия, влияющие на формирование мотивации.
Формировать у учащихся интеллектуальную потребность, потребности в познании, труде, познавательном общении, потребность в достижении и связанные с ними мотивации как компоненты целостной мотивационной сферы.
При определении целей уроков предусмотреть активизацию состояний заинтересованности, добросовестности, ответственности, инициативности, организованности, самостоятельности.
Соотносить цели развития мотивации с возможностями педагогических средств; применение любого педагогического средства должно быть целесообразным, своевременным и психологически оправданным.
Взаимодействие учителя и учащихся осуществлять в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности.
Анализировать свою деятельность, пользуясь специально разработанными методиками анализа и самоанализа педагогической деятельности.
Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у них заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению, к знаниям; своевременно выявлять сформированность мотивации учащихся, ее основных признаков.
Заключение
Анализ литературы позволил установить, что обучение английскому языку направлено на всестороннее развитие личности. Основная цель обучения иностранному языку, трактуемая Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, заключается в формировании коммуникативной компетенции. Из этого следует, что обучение должно быть коммуникативно-направленным. Обеспечить данную направленность помогает игровой метод обучения. Рассмотрение характеристики и функций игровой деятельности показало, что игра может быть использована как метод обучения английскому языку.
В результате решения поставленных задач были сделаны следующие выводы:
благодаря использованию игр на уроке иностранного языка, в классе создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, развиваются внимание, память и мышление, возрастает мотивация, что также способствует активному усвоению материала и коммуникации между обучающимися;
использование игр на уроке английского языка позволяет создать коммуникативную ситуацию на уроке;
использование игр на уроке иностранного языка способствует активному усвоению учебного материала и его продуцированию в речи.
качественное овладение иностранным языком не может осуществляться без должного уровня учебной мотивации у обучающихся.
Проанализировав литературу по данной теме, мы можем сделать вывод, что учителю необходимо постоянно наблюдать за уровнем учебной мотивации обучающихся, помочь в этом могут разные диагностики для его определения. Стоит отметить, что повысить уровень учебной мотивации у обучающихся можно с помощью разного типа игр – это доказывает разработанная и успешно апробированная система игровых технологий. Результаты проведенных исследований во время практики позволяют утверждать, что проблема низкого уровня учебной мотивации у обучающихся начальной школы, остается актуальной.
Изучив теоретический материал и получив результаты исследований, мы провели серию уроков с использованием системы игровых технологий с целью развития заинтересованности у обучающихся – система была успешно реализована, исходя из результатов постоянной рефлексии на каждом уроке.
Через игру обучающимся легче усваиваются те, или иные правила. Она помогает в формировании умений и навыков разговорной и письменной речи, в обучении грамматике, лексике и обеспечивает подледную заинтересованность к обучению, а, следовательно, эффективность обучения.
Игра не означает постоянное веселье, стоит подчеркнуть, что использование игр на уроках не исключает традиционные методы обучения, а лишь гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения, таких как тренировка, применение и контроль. Использование игры позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, а, следовательно, и
мотивацию обучающихся, но и стимулировать детей к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.
В игровой деятельности меняется роль педагога, основной задачей которого становится поддержание и направление развития личности обучающегося, его творческих способностей. Это, в свою очередь, создает благоприятную психологическую атмосферу на занятии, так как отношения на уроке строятся на принципах взаимопомощи и сотрудничества.
Список используемой литературы
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. - //ЯИШ, 2001, №4.
Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович ; Ред. Д.И. Фельдштейн. – М: Международная педагогическая академия, 1995.
Гальскова Н.Д.Современная методика обучения иностранным языкам:
Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.
Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А.С.Герасимова/ Институт психологии Российской академии наук [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/g erasimova.html
Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И.Додонов // Вопросы психологии. 1984. - №4.
Душина И.В. Методы обучения в современной школе [Текст] / И.В. Душина, Р.Г. Иванова, В.И. Капинос. – М.: Просвещение, 2002.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М: Просвещение, 1999.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.
Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, 1990.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология мотивации и эмоций: под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. — М.: АСТ: Астрель, 2002.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие / Н.Г. Лусканова. – М: Фолиум, 1999.
Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2007.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя–– М.: Просвещение, 1983.
Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка. Методическое пособие. – М: Эксмо, 2004.
Скрипкин И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса: научно-методическое издание / И. Н. Скрипкин —Липецк, 2010
Приложение 1
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
Тебе нравится в школе или не очень?
не очень
нравится
не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Приложение №2
Игра "Hangman" (Виселица). Ребята угадывают слово по буквам. Если данной буквы нет в слове, то учитель рисует один из элементов. Дети выигрывают, если угадывают слово до того, как учитель завершит свой рисунок. Ребята и не заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение изученных лексических единиц.
Игра "Crosses and Noughts" (крестики-нолики). Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола :; назови предлоги к глаголам :; переведи выражения :; найди ошибку в предложении : и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.
1. Гонка слов (Word race).
Это отличная игра для закрепления слов, которые вы изучали на прошлом уроке. Такие грамматические игры на уроках английского языка позволяют оживить обстановку и сделать урок более веселым. Причем игра подходит для студентов любого возраста и уровня.
Правила игры:
Ученики делятся на две команды;
Доска делится на две половины и сверху обозначается тема состязания;
Затем студенты начинают записывать по одному слову в соответствии с темой;
Одно слово, один бал. Побеждает команда, написавшая самое большое количество слов на доске за отведенное время.
2. Саймон говорит (Simon says).
Очень популярная игра в США среди младших учеников. Такие игры для детей на уроке английского языка настолько увлекательны, что ученики хотят провести за ними как можно больше времени, даже в ущерб основным занятиям.
Как играть в «Simon says»:
Один человек принимает роль Саймона и становится лицом к участникам.
Затем Саймон говорит предложение на английском и остальные выполняют задания. К примеру: Simon says put your hand on the left shoulder of your classmate.
Чтобы подловить игроков иногда следует упускать фразу «Simon says». В этом случае тот, кто совершает действие, выбывает из игры.
Побеждает последний оставшийся.
Чтобы усложнить задачу следует постепенно ускорять темп и давать более сложные задачи.
3. Пазлы.
Отличная игра, нацеленная на командную работу. Она подходит для повторения времен, фраз, оттачивания навыков чтения и т.д. Как играть в пазлы?
На бумаге пишутся 3-5 предложений разным цветом;
Затем лист разрезается так, чтобы разделить все фразы;
Слова перемешиваются и складываются в шапку;
Класс делится на 2-3 команды и каждая поочередно собирает предложения;
Побеждает та команда, которая быстрее сложит все слова в правильном порядке, чтобы получились исходные предложения.
Игра «Реши пример». Ребятам предлагается не только решить пример, но и записать каждый символ словом. Например, 5+2=7 five+(plus) two is seven
Вставь букву. Образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово.
Например: c..t, a..d, a..m, p..n, r..d, c..r, s..t, r..n, t..n, o..d, l..g, t..a, h..n, h..r, h..s, f..x, e..g, e..t, b..d (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten, old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).
Примеры использования игры на уроках для младших школьников.
1) Грамматическая игра «Подарки»
Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.
Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и составит предложения без ошибок.
2) Фонетические игра «Слышу - не слышу»
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в называемом слове есть также согласные звуки ... или ..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
3) Лексическая игра «Цифры»
Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Грамматические игры
1 игра:
Глагол to have хорошо усваивается в игре “Button”. Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: “Button, button! Have you got a button? No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.
2 игра:
Для обработки более сложных фраз с глаголом to have может быть использована игра «Скорый поезд». Предлагается умеренный темп проговаривания фразы, например: “I have got a book in my hand”. Через некоторое время предупреждаю, что поезд набирает скорость и ускоряет темп проговаривания фразы. Все учащиеся спешат проговорить фразу, чтобы «не отстать от поезда».
3 игра:
Дети водят хоровод и проговаривают считалочку:
One potato, two potatoes, three potatoes, four;
Five potatoes, six potatoes, seven potatoes more.
Как только считалка завершается, дети должны назвать имя того, на ком она закончилась: His name is…кто не успел или не правильно назвал her или his, садится на место.
4игра “Where do you live?”
Игра идет по цепочке. Дети передают другу друг мяч со словами:
Уч.1: You are a crocodile. Where do you live?
Уч.2: I live in the river. (обращаясь к следующему ученику) You are a frog. Where do you live?
Уч.3: I live in the pond. You are a horse. Where do you live?
Уч.4: I live at the farm. You are a bear. Where do you live?
Уч.5: I live in the forest. You are a dog. Where do you live?
Уч.6: I live in the house. You are a tiger. Where do you live?
Уч.7: I live in the zoo.
Лексические игры
1 игра: «Выучи слова, используя рифмовку»
1) Очень любит манку обезьянка – monkey.
2) В английском я вершин достиг! Свинья, я знаю, будет – pig.
3) Каждый из ребят поймет: птица – по-английски bird.
4) Имеет пышный рыжий хвост проказница лисица – fox.
5) В цирке он большой талант, слон могучий – elephant.
6) Прыгнула к нам на порог лягушка зеленая – frog.
7) Игрушку вдруг я захотела. Куплю зайчонка: заяц – hare.
8) В каждой стране он названье имеет: по-русски – медведь, по-английски – bear.
9) По двору ходил – чирикал маленький цыпленок – chicken.
10) Курица известна всем, по-английски она – hen.
2 игра: «Спортивная тренировка»
Один ученик показывает действие, не называя его, например play tennis. Остальные должны сказать это действие по-английски.
3 игра: “Touch faster!” (прикоснись быстрее!)
Учитель просит детей встать, затем быстро командует: Touch your eyes! Touch your nose! Touch your feet! Touch your ears! Выбывает ученик, либо не выполнивший команду, либо выполнивший ее неверно или последним.
4 игра: «Цветик-семицветик» Оборудование: ромашки со съемными разноцветными лепестками. Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.
P1 : This is a blue leaf.
P2 : This is a red leaf., etc.
Фонетические игры
1 игра: «Игра-загадка»
- Какой звук я задумала? Называется ряд слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
2 игра:» Игра с предметом»
Назови слово. Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя слово в котором слышится этот звук.
3 игра «I spy»
Учитель: I spy with my little eye.
Something beginning with [b].
Дети называют известные им слова, начинающиеся со звука [b]: bear, big, ball… победителем считается ученик, назвавший последнее слово.
4 игра «Слышу – не слышу»
Учитель называет слова, в которых есть буква “N”. Ученик поднимает руку, если услышит эту букву в слове. Побеждает тот, кто назовет больше слов.
5 игра «Отгадай, какое слово здесь зашифровано»
Английский алфавит нумеруется. Цифра означает номер буквы по порядку как она идет в алфавите. Предлагаются шифровки английских слов, например, 6,1,13,9,12,25 (family)
Орфографические игры
1игра:
На доске написаны слова, с пропущенными буквами. Ученик должен вставить пропущенные буквы.
2 игра: «Буквы рассыпались»
Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.
Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово.
3 игра:
На доске записаны слова, в которых гласная буква Uu читается звуками [ju:] и [ ]. Найти слова, которые читаются в первом типе чтения, а затем во втором.
Творческие игры
1 игра: «Придумай рифму к слову»
Слова: like, my, fox, grey, cat
2 игра «My friend»
Составить рассказ о своем друге по образцу:
My friend is…
He (she) is…
He (she) lives in the …