СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая программа «Страна Толерантности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровая программа «Страна Толерантности»»

Игровая программа

«Страна Толерантности»


(для школьников младшего возраста)





















Пояснительная записка.

В нашей повседневной жизни очень часто проявляется нетерпимость к действиям, поступкам и словам других людей. Неприятие, неспособность понимать и уважать другую культуру, другие взгляды и проявления человеческой индивидуальности ведут к конфликтам на межнациональной основе, к международному терроризму.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

Воспитание на основе вечных, истинных ценностях – это проблема развития общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования.

Толерантность – это социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в:

  • праве быть различными всех граждан общества;

  • обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;

  • уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;

  • готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Наша задача – воспитывать в детях толерантность. Этим мы обеспечим мирное будущее наших детей, более продуктивное будущее нашей страны и всего мира.

В связи с актуальностью данной проблемы нами разработана игровая программа «Страна толерантности». Программа предназначена для младших школьников.

Практическая значимость программы состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить учащихся начальной школы толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию обучающихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель программы: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи:

  1. Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;

  2. Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

  1. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

  2. Развитие творческого потенциала обучающихся.


Методы: беседа, игровые задания и упражнения, творческие задания.

Возраст участников: обучающиеся 7-11 лет 

Материалы и оборудование:

  • мультимедийное оборудование, презентация,

  • CD-проигрыватель, музыкальное оформление,

  • Лепестки со словами: сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение.

Ход игровой программы.

Ведущий:

Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности».

  • Толерантность – это милосердие

  • Толерантность – это доброта души

  • Толерантность – это сострадание

  • Толерантность – это уважение

  • Толерантность – это дружба

  • Толерантность – это терпение

Ведущий: А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

Девиз нашего путешествия: «Мы разные, но мы вместе»? А как вы понимаете наш девиз: (Ответы детей).

Ведущий: Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие у вас бантики красивые.

А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

У кого голубые глаза, карие, серые.

Ведущий: Подумайте и скажите: «Какие все мы?» (ответы детей)

«Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные».

Мы все с вами обучаемся в одном Центре, отмечаем вместе праздники, любим конфеты, мы дружим. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны.

Что же значит быть Толерантными? (Ответы детей).

Ведущий: Ребята, я вам предлагаю собрать цветок толерантности (на магнитной доске середина цветка со словом толерантность, на лепестках слова – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение), дети выбирают лепестки, которые подходят к цветку толерантности. Дети собирают цветок.

Ведущий: Что общего в этих словах? ( они толерантны)

А оставшиеся лепестки почему не подходят? ( эти слова не толерантные)

Наш цветок такой красивый и разноцветный и так похож на радугу из страны Толерантности.

Ведущий: Сегодня мы отправимся в путешествие на волшебном поезде

Путешествуя по стране Толерантности, мы поиграем, а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.

(дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Ведущий: И вот впереди город. А название города мы узнаем, если вспомним заветные желания всех героев сказки «Волшебник изумрудного города».

Вопросы к детям:

  • О чем больше всего мечтала Элли? ДОМ

  • Кого Элли взяла с собой в путешествие? ТОТОШКА

  • Самое заветное желание Трусливого Льва? ХРАБРОСТЬ

  • О чем мечтал Железный Дровосек? СЕРДЦЕ

  • Какое заветное желание было у Страшилы? МОЗГИ

Ведущий: Как называется наш первый город? (Добро)

Верно! Этот город необычный: туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные», то есть вежливые – толерантные слова. А вы знаете волшебные слова? (ответы детей)

Человека, который использует в речи такие слова как можно назвать толерантным, а все эти слова можно объединить под одним понятием - толерантность.

А в городе Добро нас ждут герои из сказок (на экран выводится слайд со сказочными героями: Волк, заяц, Снегурочка, ).

Вы их узнали?

Кто из них не толерантный? (волк). А почему? (ответы детей). Он приготовил для нас испытания, и если мы будем дружными, помогать друг другу, то мы с ними справимся.

Ведущий: Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, какой он. Если добрый, то хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.

Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина

Дети выполняют задание.

Ведущий: Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, они что говорят? (ответы детей)

Конечно, здороваются. Каждый воспитанный человек должен здороваться. Здравствуйте! Сейчас мы научимся, какие слова можно говорить при встрече?

  • На поезде едет человечек и говорит: «Привет». Вам надо весело махать руками. Понятно? Давайте попробуем. (Дети приветствуют друг друга).

  • Итальянец может поздороваться: «О-ля-ля». Вам надо махать правой рукой.

  • На Востоке здороваются: «Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью.

  • Французы при встрече говорят: «Бонжур» - наклоняют голову вниз и снимают шляпу.

  • Англичане при встрече говорят «Хеллоу». Надо поднимать над головой собранные в замок руки.

  • А можно сказать «Салют» и взмахнуть над головой двумя руками.

(На экран выводятся слайды с изображениями. Дети повторяют движения за педагогом).

Ведущий: А теперь, по команде, когда я скажу: «Здравствуйте», вы все вместе поздоровайтесь так, как вам больше нравится. (Дети выполняют задания). Молодцы, с первым испытанием справились.

Ведущий: Мы отправляемся дальше. Нас ждёт город Мудрецов! Садимся на поезд.

(дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Мы с вами оказались в городе Мудрецов

В этом городе нужно собрать пословицы.

  • Добрые дела - красят человека.

  • Спеши делать добро.

  • Без добрых дел нет доброго имени.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • За добро - добром платят.

Молодцы!

Ведущий: Продолжаем путешествие! (дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Ведущий: Внимание город «Озеро Улыбки!»

Я думаю, вы согласитесь со мной, если к человеку относиться с добротой, то ему в ответ захочется поделиться с другим человеком своей улыбкой. Возьмитесь за руки, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), Теперь приложите к сердцу ваши ладошки, подумайте о чем – то хорошем и поделитесь теплом своего сердца, своей души друг с другом крепким рукопожатием. Молодцы!

Ведущий: Возьмитесь за руки, и скажите:

Мы одна семья

Вместе мы всегда.

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!

Молодцы!

Ведущий: Нас ждёт город Волшебных слов! (дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Ведущий: Мы прибыли в город Волшебных слов.

Если мы выполним все задания в этом городе, то попадём с вами на главную площадь Страны Толерантности. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно сказать.

  • Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (Спасибо)

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день)

  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

  • Когда нас бранят за шалости, говорим: … (Простите, пожалуйста)

  • И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: … ( До свидания)

Ведущий: Для того чтобы убедиться, что вы точно запомнили вежливые слова, проведем игру.

Когда я подниму желтый кружок – вы говорите - «спасибо», красный - «извините»,

Смотрите не перепутайте! Игра «Спасибо - извините»

Ведущий: Молодцы! Стать вежливым нелегко, но это очень важно и в дальнейшем пригодится.

Ведущий: Наше путешествие продолжается, ( дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Ведущий: И мы попали в город Загадок.

Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать.

Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

  • Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

  • Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

  • Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?

  • Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?

  • А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

  • Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?

  • Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить кто сможет?

  • Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?

Ведущий: Переезжаем на улицу Вежливости. (дети двигаются по кругу и имитируют движение поезда под фонограмму песни «Голубой вагон»).

Ведущий: Мы с вами прибыли на улицу Пожалуйста. Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять. Только в том случае, если я перед заданием скажу слово «Пожалуйста». Если этого слова не будет - задание не выполняйте. Все понятно? Давайте попробуем. Будьте очень внимательны. Игра «Пожалуйста».

  • Пожалуйста, встаньте.

  • Будьте добры, поднимите правую руку.

  • Пожалуйста, поднимите левую руку.

  • Будьте любезны, сядьте.

  • Пожалуйста, похлопайте.

  • Потопайте.

  • Пожалуйста, улыбнитесь!

Ведущий: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Не забывайте говорить «Пожалуйста», когда обращаетесь с просьбой.

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади Страны Толерантности.

Я буду задавать вопросы, а вы улыбнетесь если так поступает толерантный человек и нахмуритесь если так поступает не толерантный человек

  • Поздороваться при встрече?

  • Толкнуть и не извиниться?

  • Говорить: «Спасибо» за подарок?

  • Обозвать обидным словом соседа?

  • Попрощаться при расставании?

  • Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

  • Помогать родителям?

Ведущий: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Сегодня мы с вами путешествовали по стране, которою вы не найдете на карте, но найдете в своем сердце, душе, мыслях – по стране Толерантности. Ребята, а вы как думаете, каким человеком нужно быть, чтобы вас любили и уважали ? (Ответы детей).

Ведущий: Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, уважать друг друга, дарить улыбки, добрые слова.

Ведущий: Давайте друзья встанем в круг толерантности. Положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга и улыбнитесь друг другу. (Дети выполняют)

Ведущий: Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.

Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч. Давайте хором весело скажем:

Если каждый будет друг другу терпим

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!

Молодцы!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!