СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проб­лема: как развивать умственную деятель­ность учащихся, не нанося вреда их здоровью?  Оказывается один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся на­чальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в примене­нии игровой технологии обучения.

Просмотр содержимого документа
«Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии»



МОУ «Гимназия №6 г.Усть-Джегуты»


Доклад

на тему:




Выполнила учитель

начальных классов

МуратковаЛ. А.



.

Образовательный процесс в условиях ме­няющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников боль­шого умственного и нервно-психического напряжения.

Многочисленные исследования послед­них лет показывают, что около 25-30 % де­тей, поступающих в I класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здо­ровья детей, сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоя­нии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности ме­дицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью уча­щихся.

Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проб­лема: как развивать умственную деятель­ность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся на­чальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в примене­нии игровой технологии обучения.

В отечественной педагогике и психоло­гии проблему игровой деятельности разра­батывали многие ученые, но наиболее пол­но сущность игры раскрыта в работах ЮЛ. Азарова и О.С. Газман.

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделе­ны в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая технология строится как цело­стное образование, охватывающее опреде­ленную часть учебного процесса и объеди­ненное общим содержанием, сюжетом, пер­сонажем.

Игровой сюжет развивается параллель­но основному содержанию обучения, помо­гает активизировать учебный процесс, ос­воить ряд учебных элементов.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от по­нимания учителем функции и классифика­ции педагогических игр.




Функции игры как педагогического феномена

Развлекательная. Основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

Коммуникативная. Игра вводит уча­щихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует ос­воению общения.

Самореализация. Игра важна как сфе­ра реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.

Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления раз­личных трудностей, возникающих в пове­дении, в общении с окружающими, в уче­нии.

Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра — это особое «поле самовыражения».

Коррекционная. При соблюдении уча­щимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать по­мощь учащимся с отклонением в поведе­нии, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному само­чувствию и общению со сверстниками.

Межнациональная коммуникация. Игры — национальны и в то же время ин­тернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфлик­тов, не прибегая к агрессивности, способ­ствуют усвоению единых для всех социаль­но-культурных ценностей.

Социализация. Эта функция заключа­ется в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования лич­ности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Технология проведения игры.

1. Подготовка игры:

• тема;

• учебные цели;

• предложение основы для составления модели;

• определение состава участников игры, распределение ролей;

• проработка сценария, подбор нагляд­ного материала, размещения участни­ков в аудитории, определение времен­ных границ проведения игры.

2. Проведение игры:

• разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсужде­нии проблемной информации, в при­нятии решений).

3. Подведение итогов игры:

• время;

• общая оценка учителем работы уча­щихся в целом и некоторых в отдель­ности;

  • рефлексия (сами участники игры фор­мулируют предложения по совершен­ствованию игровой деятельности).

Период обучения детей младшего школь­ного возраста является особенно интенсив­ным и имеет большое значение для дальней­шего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее мес­то в учебном процессе начальной школы.



Предлагаю модель учебного занятия по окружающему миру для II класса (автор учебника А. А. Плешаков).

Тема: «Невидимые нити в осеннем лесу».

Цель: создать условия для осмысления блока нового учебного материала средства­ми технологии игровой деятельности.

Цели: образовательная — дать представ­ление о разнообразии грибов; научить вы­делять признаки предметов, сравнивать, проводить простые наблюдения; уметь ра­ботать с учебным текстом;

развивающая — способствовать формированию умений: вы­делять признаки предметов, проводить простые наблюдения;

воспитательная — воспитать бережное отношение к природе.

Методы обучения: объяснительно-ил­люстративный, частично-поисковый, ис­следовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуаль­ная, парная.

Оборудование: А. А. Плешакова «Ок­ружающий мир». Учебник для II класса; А.А. Плешаков «От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и эколо­гии для учащихся начальных классов».

Дидактические материалы: письмо Землянички, иллюстрации травянистых растений, трехэтажные домики, иллюстра­ции растений.

Самодельные наглядные пособия: ге­рои Шарик с Матроскиным; деревня Простоквашино; лес с грибами.

Игровой реквизит: два лукошка, муля­жи грибов.

Карточки с творческим и проблемным заданиями для групп.

Игра «По грибы в Простоквашино».

Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной ситуации активизиро­вать мышление учащихся: превратить про­цесс изучения нового материала в процесс активной и интересной деятельности, са­мостоятельных открытий.

Правила игры. Учащиеся отправля­ются в гости в Простоквашино к Матроскину и Шарику собирать грибы.

Учитель — организатор деятельности уп­равляет самостоятельной работой учащихся.

Учащиеся незнакомы с некоторыми ви­дами грибов. Игровые действия состоят в том, чтобы без ошибок отвечать на вопросы учителя; выполнять задания для самостоя­тельной работы, активно и дисциплиниро­ванно действовать; развивать познаватель­ный интерес и творческую деятельность.

Ход занятия.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организаци-

онный момент

Приветствие. Определяет готовность учащихся к ра­боте

Проверяют готовность свое­го рабочего места, настраи­ваются на работу

Актуализация

Показывает письмо Земля­нички (см. приложение 1) и спрашивает: «От кого могло прийти это письмо? 0 чем может писать нам Земля­ничка?» По предложению Землянички организует ИГ­РУ

Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Принимают участие в игре. Узнают растения. Вспомина­ют их особенности. Обоб­щают знания о лесных тра­вянистых растениях. Дела­ют вывод: травянистые рас­тения — наши друзья

Работа с письмом Земля­нички.

Игра «Узнай травянистое растение»

Целеполагание и мотивация

Предлагает ответить на воп­росы: «0 каком многоэтаж­ном доме мы говорили на последних уроках? Почему лес мы называем домом?» Предлагает задания для са­мостоятельной работы. Проблемный вопрос: «Для кого в домике на первом этаже осталось одно окош­ко?» Просит сформулиро­вать тему и цели урока

Отвечают на вопросы учите­ля.

Выполняют задание: запол­няют домик лесными расте­ниями по этажам. Выдвигают гипотезу, анали­зируют, доказывают. Дела­ют вывод.

Формулируют с помощью учителя тему и цели урока


Изучение нового материала

Для достижения этих целей предлагает отправиться в гости в Простоквашино к Матроскину и Шарику, кото­рые уже давно приглашают детей в лес собирать грибы. Вызывает желающих к дос­ке найти гриб.

Предлагает положить в од­но лукошко грибы съедоб­ные, в другое — несъедоб­ные.

Показывает собранные гри­бы, не называя их, и кладет в лукошки.

Достает из лукошка по од­ному грибу и вывешивает табличку с названием гриба.

Принимают предложение учителя, отправляются в лес по грибы с героями. Находят грибы на картине, «срывают», кладут в лукош­ко.

Рассматривают картинки с грибами, определяют, в ка­кое лукошко положить. Опытные грибники делают сообщение о грибах (см. приложение 2). Отвечают на вопрос. Делают вывод.

Вывешиваются самодель­ные наглядные пособия: де­ревня Простоквашино с ле­сами, Шариком, Матроскиным. Лес с грибами


Предлагает ответить на воп­росы после прослушивания сообщений: «Почему грибы имеют такие названия?» Обобщает знания учащихся, проводит фронтальную бе­седу по вопросам (см. при­ложение 3)

Участвуют в беседе, отвеча­ют на вопросы учителя


Осознание и осмысление учебного материала

Мотивирует деятельность учащихся.

Предлагает практическую работу по плану с муляжами грибов (см. приложение 4). Предлагает задание для са­мостоятельной работы (см. приложение 5). Корректирует вопросы и от­веты учащихся

Выполняют практическую работу в парах. Отвечают на вопросы.

Делают выводы вместе с учителем о частях гриба и существовании грибницы. Читают текст, предлагают заголовок. Выполняют за­дание.

Задают вопросы классу. Учащиеся отвечают

Шарик и Матроскин разда­ют детям грибы

Закрепление учебного мате­риала

Предлагает игру по просьбе кота Матроскина (см. при­ложение 6)

Участвуют в игре

Матроскин предлагает игру «Собери грибы в лукошко»

Применение знаний и уме­ний, полученных на уроке

Предлагает работу в твор­ческих группах. Одна пара составляет правила поведе­ния в лесу при сборе гри­бов; другие отвечают на проблемный вопрос: «Гри­бы и травянистые растения живут на первом этаже ле­са. Тогда почему ученые не включили грибы в царство травянистых растений?»

Работают в группах. Пред­лагают свои варианты отве­тов (зачитывают ответы ли­деры групп). Делают выводы. Решают проблему вместе с учителем


Домашнее задание

Выучить правила поведения в лесу (см. учебник). Объяс­нить, почему каждому чело­веку нужно знать эти правила

Записывают задание в дневник


Рефлексия

Предлагает алгоритм реф­лексии: что нового вы узна­ли сегодня на уроке? Чему научились сегодня на уроке? Какое главное дело мы сде­лали?

Анализируют результаты своей деятельности на уро­ке

Матроскин и Шарик называ­ют самых активных учащих­ся урока


Дидактические материалы к учебному за­нятию

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Письмо Землянички.

Дорогие ребята! Вы, наверное, догадались, почему я написала вам это письмо?

Я, Земляничка, — ваша сладкая сестричка. Вам вопрос поставлю я,

Мы враги вам? Иль друзья? Ответьте, почему? А я прислала вам игру.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сообщения о грибах.

Подосиновик примечателен своей ярко-крас­ной или оранжевой шляпкой. Подосиновик встречается в тех местах, где растет осина, за что/ и получил свое название. Это ценный съедоб­ный гриб.

Подберезовик отличается мягкой шляпкой, тонкой и длинной ножкой. Цвет шляпки бывает разным, от темно-коричневого до белого. Это очень распространенный съедобный гриб.

Масленок получил название из-за слизистой, словно смазанной маслом, клейкой шляпки. Из­вестно несколько видов маслят. Они съедобны.

Опенок растет на пнях, на стволах живых и погибших деревьев. Появляется в конце лета и в начале осени в таком количестве, что грибники собирают эти грибы мешками.

Сыроежки очень разнообразны по окраске шляпок. Настоящая разноцветная семейка! На­звание они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде, с солью. Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.

Рыжик получил название за свой цвет. Ры­жик растет в хвойных лесах. Это один из самых вкусных грибов.

Волнушка розовая, похожа на рыжик. Но она розовато-красноватого цвета. Шляпка у нее с пу­шистым краем, а у рыжика — гладкая.

Груздь, весь белый. На Руси этот гриб издав­на ценится. Он очень вкусный и хрустящий. Ес­ли увидишь один — поищи вокруг, найдешь еще много груздей.

Сморчок появляется ранней весной. Встречает­ся в лесах, среди кустарников, на вырубках. Перед приготовлением их надо отварить, а отвар слить.

Мухомор красный встречается в лиственных и хвойных лесах. Это гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Мухомор из­вестен не только у нас в России, он растет и в других странах, например Южной Америке. Это ядовитый гриб.

Бледная поганка — смертельно ядовита. У нее бело-зеленоватая шляпка и белая ножка, на ножке белое кольцо.

У желчного гриба шляпка снизу розовая. Он несъедобен, но не ядовит. Он очень горький, по­этому его не собирают.

Свинушка. Их не советуют собирать. Они поглощают много вредных веществ из окружаю­щей среды и накапливают их.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопросы для фронтальной беседы.

На какие две группы можно разделить гри­бы?

Какие съедобные грибы вы запомнили?

Назовите несъедобные грибы.

Почему белки и бурундуки, съев бледную по­ганку, не отравляются, а человек может от этого умереть?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Алгоритм выполнения практической ра­боты с муляжами.

Рассмотрите гриб.

Ответьте на вопросы: из чего он состоит? Что вы видите под шляпкой? Вспомните, растут ли грибы поодиночке? Как вы думаете, почему? Что может их связывать?

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Задание. Прочитай текст. Перескажи. Со­ставь три вопроса по содержанию текста.

Раньше грибы считали растениями. Сейчас ученые выделяют их в особое царство живой природы. Грибов очень много, и все они очень разные. Не все знают, что плесень, покрывающая корочку хлеба, — это гриб. Нарост на стволе де­рева, гниль на яблоке — это тоже грибы.

Грибы, которые растут в лесу, называются шляпочные. Под землей у них находится грибни­ца — тонкие белые нити.

Многие грибы очень похожи друг на друга, поэтому собирать их нужно со взрослыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Задание. Положи в лукошко съедобные грибы. Проведи линии от съедобного гриба к лу­кошку.

Бледная поганка Подосиновик Рыжик Свинушка Сыроежка Сморчок

Мухомор Желчный гриб Опенок Груздь Подберезовик Волнушка

Русский язык






Математика





Литературное чтение.






















22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!