СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая технология ШАШКИ в образовательном пространстве ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девчонки и мальчишки: Никитки и Наташки, Грызут гранит науки, Зовут который «шашки».

Не легкая задача, Не куклы – неваляшки! Познать хотят игрушку С названьем «чудо – шашки»!

И вскоре от победы Забегают мурашки, В восторге скажут детки: « Ох эти чудо шашки!»

 

Просмотр содержимого документа
«Игровая технология ШАШКИ в образовательном пространстве ДОУ»

Игровая технология ШАШКИ

в образовательном пространстве ДОУ


Ещё Эммануил Ласкер, немецкий шахматист и математик, второй чемпион мира по шахматам, говорил: «Шашечная игра — мать шахматной. И достойная мать!»

В нашей стране игра в шашки пользуется большой популярностью. На сегодняшний день эта игра является одним из видов спорта и занимает восьмое место среди других видов спорта по массовости.

Шашки – не новинка в дошкольном образовании. Она и ранее применялась в работе с детьми детского сада. Однако, как показывает опыт, педагоги сегодня все реже их используют, а молодые воспитатели и вовсе не владеют методикой ознакомления детей с данной игрой. Можно сказать, что в настоящее время шашки переживают второе рождение. И это не случайно.


Реальные потребности современных детей диктуют необходимость все шире использовать технологии развивающих игр, направленные на развитие математических способностей, математического мышления, интеллекта. О важности математического интеллектуального развития современной молодежи подчеркивается и в принятой 24 декабря 2013года Концепции развития математического образования в Российской Федерации (N 2506-р).


Шашки входят в категорию так называемых «игр шашечного типа», включающую множество разнообразных настольных игр для двух-четырёх игроков, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками.

Кроме шашек в неё входят также такие игры как го, нарды, рэндзю и другие.




Историческая справка об игре «Шашки»


Достоверных сведений об изобретении шашек история не сохранила. Известно лишь, что шашечная игра возникла давно: в древнем Египте ее знали за несколько тысяч лет до нашей эры. Из Египта игра перешла в Грецию, а оттуда в Рим. По каким правилам играли в шашки в древности, не установлено. Благодаря исследованиям знаменитого русского шашиста Давыда Ивановича Саргина (1859—1921) удалось лишь выяснить, что в древнем Риме играли в шашки на 64-клеточной доске. От римлян шашки проникли во многие страны Европы, Азии и Африки. Впоследствии разные народы выработали свои правила шашечной игры.


В средние века каждый рыцарь в Европе должен был уметь играть в шашки, это было частью его воспитания.


В 1952 г. археологическая экспедиция Академии наук УССР обнаружила комплект шашек в могильном кургане древневосточных славян. Курган относится к III—IV вв. Видимо, игра в шашки была так широко распространена у древних славян, что они не представляли себе, как можно обойтись без нее даже в загробном мире! В Древнем Киеве шашки изготовляли из различных материалов – стекла, кости, глины.

В Россию шашки попали примерно в середине Х века. Известно, что большим ценителем шашек был Петр 1. Император всегда любил поиграть, как в шашки, так и в шахматы. На “ассамблеях”, помимо застолий, обязательно выделялось отдельное помещение под игру в шахматы и шашки. О признании шашек у русского народа говорит и тот факт, что в каждом уездном городке, на всех базарных площадях обязательно можно было встретить играющих в шашки. Особенно эта игра полюбилась купцам и торговцам.

Первая статья об игре в шашки, которая появилась в нашей стране в 1803 году, была написана Николаем Михайловичем Карамзиным. Пушкин и Державин очень любили поиграть в эту интеллектуальную игру. А Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” сравнивает стратегию ведения боя с умением играть в шашки. Даже Наполеон, выбирая между шахматами и шашками, выбирал второе, черпая в них мысли для стратегии сражения — его перламутровая шашечная доска всегда была при нем.


Шашечных турниров до конца XIX в. в России не проводилось. Попытку выявить сильнейших шашистов России в 90-х гг. прошлого века предпринял преподаватель, а затем директор 3-й киевской гимназии Павел Николаевич Бодянский. Он провел четыре Всероссийских турнира (1894, 1895, 1898, 1901). Победителем на всех Всероссийских турнирах был Сергей Андреевич Воронцов, который сохранял лидерские позиции в течение 23 лет (до первого чемпионата СССР).

В советские годы в нашей стране начался подлинный расцвет шашечной игры, которая стала у нас массовым видом спорта. В 1960 г. в СССР насчитывалось свыше полутора миллионов организованных шашистов.


Варианты игры «Шашки»


Существует несколько вариантов игры в шашки:

1) Русские шашки

2) Международные шашки

3) Алтайские шашки

4) Унифицированные шашки

5) Бразильские шашки

6) Канадские шашки

7) Английские шашки

8) Пул (США)

9) Итальянские шашки

10) Испанские шашки

11) Турецкие шашки

12) Поддавки

13) Столбовые шашки

14) Ставропольские шашки

15) Диагональные шашки

Они отличаются размером поля, количеством шашек и принятыми в данной игре правилами. Например, в канадские шашки играют на доске 12×12, по 30 шашек с каждой стороны. В остальном правила аналогичны международным шашкам. В турецких шашках начальная позиция — 16 белых и 16 чёрных шашек занимают вторую и третью горизонтали с каждой стороны, оставляя первую свободной.


Международные шашки с доской 10*10, количество шашек – по 20 белых и чёрных.


Русские шашки — традиционный и наиболее популярный вид шашек в России, странах бывшего СССР. В эту игру играют как взрослые, так и дети. Она становится снова популярной и в детских садах РФ. Если вы наберёте в поисковике фразу: «Шашки для дошкольников», то получите 12 млн. результатов. География весьма обширна. В шашки играют и в детских садах Москвы, и Петербурга, и Астрахани, и Сургута, и Волгограда, и Ярославля… Что же даёт данная игра дошкольникам?


Особенности игры и её влияние на развитие ребёнка дошкольного возраста


Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5 – 12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль – слово», «мысль – действие». В связи с этим можно с уверенностью утверждать, что шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Иными словами, шашки – отличный тренажёр для ума.

В ходе освоения игры «Шашки» детьми старшего дошкольного возраста происходит:

  • формирование умений логически мыслить, анализировать и оценивать сложившуюся ситуацию, предвидеть ход дальнейших действий противника, выстраивать стратегию собственной игры;

  • происходит формирование способности действовать «в уме», что является важнейшим показателем общего развития психики человека, представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления;

  • умение сосредоточиться на достаточно длительное время на определённых действиях;

  • умение взаимодействовать друг с другом;

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие глазомера (умению видеть и ощущать игровое пространство);

  • развитие творческих способностей (дети придумывают собственные комбинации ходов).


В ходе игры в шашки происходит формирование и развитие не только мыслительных, интеллектуальных способностей детей, но и их нравственно-волевых, личностных качеств:

  • выдержка, осмотрительность, дисциплинированность

  • дети учатся контролировать свои эмоции, слова и поступки

  • уважительно относиться к сопернику

  • адекватно оценивать свои возможности

  • добиваться поставленной цели и др.

Одним словом, происходит формирование сильной личности, способной адаптироваться в различных жизненных обстоятельствах, найти своё место в жизни.







Правила игры «Шашки»


Правила игры в шашки достаточно просты и понятны. Однако за кажущейся простотой скрываются большие возможности.

Играют в шашки на специальной доске (шашечнице). Используется доска 8х8 клеток. Светлые клетки называются белыми полями, а темные, на которых ведется игра, — черными. Для записи партий или отдельных положений пользуются специальной системой обозначения полей, которая называется нотацией. Все поля доски располагаются в восьми горизонтальных и восьми вертикальных рядах. Вертикальные ряды обозначают первыми восемью буквами латинского алфавита: а, Ь, с, d, e, f, g, h. Горизонтальные ряды обозначаются цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.


Название вертикалей идет в порядке алфавита слева направо от играющего белыми, а счет горизонталям — снизу вверх, также со стороны белых. Так как горизонтали и вертикали пересекаются между собой, то каждое поле получает и буквенное, и цифровое обозначение.


Косой ряд полей от одного края доски до другого образует диагональ. Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край – верхними диагоналями.

Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется большой дорогой.

У каждого игрока в начальной позиции по 12 фишек — так называемых простых шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны. По принятым правилам игру начинают белые. Цель игрока — срубить все шашки противника или создать такую ситуацию на доске, при которой оппонент не мог бы сделать ход. Тихий ход – перемещение на одно поле вперед по диагонали. Тихий ход возможен, если соответствующее поле свободно и нигде на доске не требуется выполнить взятие шашки противника. Ударный ход (бой шашки противника) – перемещение на два поля вперед или назад по диагонали, через шашку противника. Шашка при своем ходе обязана побить (взять) шашку противника, если та находится на соседнем (по диагонали) поле и если следующее за ней поле свободно. Берущая шашка становится на это свободное поле, перескакивая через вражескую шашку, которая снимается с доски. Взятие шашки, если оно возможно, строго обязательно. При тихом ходе шашки передвигаются только вперед. Ударный же ход можно сделать как вперед, так и назад.

Одним приемом (ходом) можно и нужно брать столько шашек, сколько их есть на пути взятия. Если для взятия имеются два или несколько направлений, то выбор направления зависит исключительно от играющего и не связан с количеством или качеством уничтожаемых шашек.


Простая шашка, доведенная до последнего горизонтального ряда противника, превращается в дамку. Дамка имеет перед простой шашкой ряд преимуществ. При тихом ходе она может передвигаться как вперед, так и назад, не только на одно поле, а на любое количество. При взятии дамка тоже имеет большое преимущество перед простой.

Если простая попадает на последнюю горизонталь в результате взятия шашек противника, то она тотчас же приобретает права дамки.


Основные особенности:

  • Шашки ходят только по клеткам тёмного цвета.

  • Доска расположена так, чтобы угловое поле внизу слева со стороны игрока было тёмным.

  • Тронул шашку – ходи.

  • Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку или дамку на другое поле, но не отнял от нее руку, он вправе переставить эту шашку или дамку на любое возможное для них другое поле.

  • Если игрок хочет поправить одну или несколько шашек, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: "поправляю". Поправлять шашки можно только при своей очереди хода.

  • Простая шашка бьёт вперёд и назад, дамка ходит и бьёт на любое поле диагонали.

  • Во время боя простая шашка может превратиться в дамку и сразу продолжить бой по правилам дамки.

  • При наличии нескольких вариантов боя можно выбрать любой из них.

  • Взятие шашек противника обязательно (бить обязательно!!) Если после взятия одной шашки является возможным побить ещё одну шашку соперника, взятие продолжается.

В игре существуют, так называемые, Джентльменские правила, которые основаны на уважительном отношении к сопернику:

  • Игра начинается с приветствия соперников рукопожатием.

  • Игра должна проходить в полной тишине.

  • Не следует отвлекать внимание соперника, подсказывать.

  • Не следует смеяться над проигрышем соперника.

  • Свою победу следует принять спокойно, с достоинством, без ярких ликований.

  • В конце партии соперники обязаны поблагодарить друг друга за игру (рукопожатие).


Когда мы только учимся играть в шашки, кажется, будто решающую роль играет четкое и неукоснительное соблюдение правил. Конечно, запрещается отступать от правил, но не меньший приоритет принадлежит знанию базовых тактических приемов. Доведя владение ими до совершенства, можно говорить о том, что ваш уровень игры в шашки будет достаточно высок.

Остановимся на основных стратегических секретах игры в шашки:

  1. использование «поддавков». Стратегия основана на постановке заранее продуманных ловушек для соперника. Нужно жертвовать собственными шашками для того, чтобы в будущем провести выигрышные комбинации;

  2. заход между двумя шашками противника. Позволяет обеспечить безопасность своей шашки и забрать одну из фигур противника;

  3. блокировка противника. Шашки располагаются так, чтобы ликвидировать возможность движения противника без потерь для него;

  4. стремление к центру. Раздумывая, как научить ребенка играть в шашки, следует не упускать из виду, что больше шансов на победу у тех шашек, которые располагаются по центру доски. Это поля c5 – d4 – e5 – f4. Поэтому эти позиции нужно постараться занять в первую очередь.

  5. быстрое продвижение в дамки. Чем оперативней получится попасть на последнюю линию противника, тем быстрее в руках окажется мощное оружие – дамка;

  6. сохранение бортовых шашек (дамочной линии). Шашки с-1,е-1,жэ -1 у белых и f-8, d-8, b-8 e у чёрных являются не бортовыми, а защитниками. Их во время игры лучше совсем не снимать или сохранять как можно дольше на своих позициях.

  7. расчет возможных ходов противника. Нужно стараться предусмотреть последствия передвижения каждой шашки соперника. Соперник может специально расставлять ловушки, которые желательно определять как можно быстрее.


В каждом виде спорта есть своя терминология, понятная только тем, кто уже не один год занимается этим видом спорта. Шашки не исключение и имеют тоже свою терминологию. Например:

  • Атака — наступление одной из сторон в шашечной партии.

  • Партия — процесс сражения двух сторон с первого хода до окончательного результата.

  • План игры — составление общей стратегической идеи, на игру в партии.

  • Позиция — расположение шашечных сил на доске.

  • Прорыв — приём, позволяющий прорваться в дамки.

  • Проходная шашкашашка, которой обеспечен проход в дамки.

  • Тихий ход — ход шашки без взятия.

  • Ударный ход — взятие шашки (шашек) соперника.

  • Фланг — левая или правая половина шашечной доски и т.д.


Методика ознакомления детей дошкольного возраста с шашками


Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуем в старшем дошкольном возрасте (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно – образная функция мышления, что позволяет решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут и способны играть по установленным правилам.

При обучении игре ШАШКИ важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме.

Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность.

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Играть с детьми в шашки нужно не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса.


Требования к шашкам для дошкольников:

  • шашки должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям;

  • шашки должны привлекать и вызывать желание играть в них;

  • шашки следует хранить в группе в коробке в доступном для детей месте.

Чтобы ребенок овладел материалом и не потерял к нему живого интереса, весь процесс обучения должен строиться на увлекательной игре с сюжетом по определенным этапам:

  1. Знакомство с доской.

  2. Знакомство с фишками и их расстановкой.

  3. Обучение правилам игры.

  4. Включение игры в совместную деятельность детей со взрослыми и свободную деятельность детей.

  5. Организация турниров между детьми.


Знакомство и обучение детей игре в ШАШКИ происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять их на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы.

После того, как дети усвоили общие сведения об игре, можно приступать к знакомству с основными правилами.


Опыт подтверждает эффективное использование при работе с игрой ШАШКИ следующих методов и приемов:

1) использование демонстрационного пособия «Магнитные шашки» (педагогу и всем детям удобно следить за показом правил и ходом игры, дает возможность ребятам двигаться);

2) придумывание сказочных образов;

3) использование дидактических игр;

4) использование загадок, сказок и стихов;

5) рассматривание схем ходов.


Одним из важных приемов знакомства детей с правилами игры ШАШКИ является придумывание сказочных образов, рассказывание сказки о шашечной стране и разыгрывание представления о сражении шашечных войск. («В некотором царстве, в шашечном государстве жили-были…»)

При знакомстве детей дошкольного возраста с правилами игры на первом этапе рекомендуем заменять белые и черные фишки сказочными фигурами (как будто шашки могут оживать, и ребенок может ими управлять). Фигурки должны быть эстетически красиво оформлены, чтобы детям было удобно их держать.

Немаловажную роль играет использование дидактических игр, способствующих возникновению интереса к игре, её особенностям. На этапе ознакомления детей с доской возможны следующие игры и упражнения.


  • «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шашечницу. 

  • Из кубиков двух цветов выложить фрагмент шашечной доски, обращая внимание на чередование светлых и темных кубиков.

  • Начертить мелом на асфальте фрагмент шашечной доски.

  • Вспомнить, где кроме доски, видели клетки, расположенные в шахматном порядке.

  • «Собери доску». Найти белые и черные поля, спрятанные в группе, собрать из них доску для игры в шашки. (Искать можно как по словесной инструкции педагога, так и по карточкам-схемам).


Второй этап освоения игры – ознакомление с фишками и их расстановкой на доске:

  • «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке спрятаны различные предметы, среди которых есть шашки. Дети на ощупь по очереди достают из мешочка только шашки.


  • «Что общего?» Педагог берет две шашки и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга, чем отличаются? (Можно использовать шашки разного цвета, размера).


  • «Да или нет?» Перед детьми доска с расставленными на ней шашками. Педагог произносит фразу о положении шашек на доске, к примеру: «Белая шашка стоит в правом верхнем углу», и передаёт свободную шашку кому-то из детей. Если утверждение верно, то шашку следует взять, если нет, то поставить предложенную шашку на новую позицию и назвать её.

  • Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.

  • Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.

  • При работе с игрой ШАШКИ с детьми дошкольного возраста эффективно использовать рассматривание схем ходов (например, применяя дидактическую игру «Разгадай стратегию»).


Знакомить детей дошкольного возраста с новым для них материалом необходимо в простой форме. Полезно при проведении игры использовать всевозможные загадки, сказки и стихи. Это позволяет разнообразить игру и сделать атмосферу более непосредственной.

На третьем этапе рассказывать детям о правилах игры ШАШКИ можно в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро осваивают правила игры и перестают путаться.

    1. Начинать бой можешь смело –
      Первый ход всегда за белой!
      2) Шашки медленно, но метко
      Шагают лишь по черным клеткам!
      3) Наверно, шашкам не везет,
      Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
      4) Знают все: и стар, и млад,
      Шашкой бьем вперед – назад!
      5) Шашка соперника сразу погибнет,
      Если твоя ее перепрыгнет!
      6) Поля вдруг конец настанет,
      Сразу шашка «дамкой» станет!
      7) Чтобы «дамку» не поймали,
      Ход ее по всей диагонали!
      8) Цель игры – побить «врагов»,
      чтоб им не было ходов!



Следующий этап приобщения детей к игре - это её включение в совместную деятельность детей со взрослыми (организуются партии игры между детьми группы под руководством педагога) и свободную деятельность детей.

Необходимо помнить, что играть в ШАШКИ ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее его.

Важно каждого ребенка время от времени хвалить и никогда нельзя его критиковать за проигрыш. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

После освоения всех этапов игры дети участвуют в различных турнирах сначала внутри ДОУ между собой, с родителями, между садами.


В процесс овладения дошкольниками интеллектуальной игрой ШАШКИ вовлекаются и родители. Здесь на помощь приходят такие формы работы, как родительское собрание, мастер-классы совместно с детьми, турниры между детьми и родителями, наглядная информация на стендах, совместные интеллектуальные досуги.

Весьма интересно и увлекательно проходит подвижный вариант игры ШАШКИ, в который могут играть сразу несколько детей. При подвижной игре дети обычно бывают более эмоциональными, у них появляется чувство сопереживания, спортивный азарт. Игра проходит интересно, увлекательно способствует повышению положительных эмоций у детей, развивает нравственные качества игроков.


Наблюдения показывают, что после проведенной работы некоторые дети проявляют к игре повышенный интерес, демонстрируют интеллектуальные способности, активизируется интерес к игре в семьях. Нужно помнить, чтобы ребенок хорошо научился играть, он должен постоянно тренироваться. Лучше всего для этого можно воспользоваться компьютерными играми. Здесь можно выполнять сохранение, проводить анализ игр, выявлять ошибки и избегать их в последующих играх.

Итак, шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.


Огромную помощь вам смогут оказать книги для малышей о шашках:

  • Максим Мосин «Как обыграть папу в шашки»

  • Погрибной В.К., Юзюк В.Я. «Шашки для детей»

  • Лангин В., Герцензон Б.

  • Герцензон Б.М., Напреенков А.А.

  • Барский Ю. П., Городецкий В. Б.

Помогут и интернет-ресурсы.



Творческих успехов!



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!