СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровое распевание как технология для развития вокальных способностей детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровое распевание как технология для развития вокальных способностей детей дошкольного возраста»

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассказывается об игровом распевание как игровой технологии для обучения детей пению. Раскрываются вопросы о том, как заинтересовать детей и сделать распевание увлекательной и эффективной частью музыкального занятия. Описываются игровые приемы, используемые на моих занятиях в процессе распевания детей. Этот материал будет полезен музыкальным работникам детских садов, учителям музыки в начальных классах, руководителям младших хоров, руководителям вокальных студий.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос? Как увлечь, заинтересовать дошколят пением? [4, с. 127]. Большое внимание важно уделять распеванию, т. е. упражнениям для развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса. Как правило, детям очень нравится петь. А вот распеваться никто не любит. Всё дело в том, что раздел "распевание" - это "белое пятно" в программе музыкального воспитания, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Для детей эти распевки скучны, неинтересны и не всегда понятны. [2, с. 19]

Но как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если не будут этому обучаться? Все чаще я стала задаваться вопросом: как сделать так, чтобы моим воспитанникам стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? И пришла к выводу: ведь мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться. Игровая технология обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. [3, с. 5] Поэтому на своих занятиях я применяю методику игрового распевания.

Игровое распевание – это упражнения для голоса в форме коротких песен с игровым содержанием.

Задачи игрового распевания:

  1. Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.

  2. Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.

  3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и

расширить диапазон голоса.

  1. Проучить сложные моменты изучаемых произведений. [3, с. 6]

Наиболее интересной мне показалась методика игрового распевания современного музыканта-педагога, композитора - Аллы Евтодьевой. Она является автором пособия «Учимся петь играя». Распевки А. Евтодьевой включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса; лёгкий, запоминающийся текст, каждая распевка подкреплена картинкой. Многие распевки написаны по сюжету известных сказок.

В основе распевок сопоставление двух героев, поющих в среднем и высоком регистрах, например: «Карабас-барабас и куклы», «Медвежонок и пчела». Контрастность этих образов поможет детям четко сопоставить и воспроизвести их голоса, и даже поиграть в них, cовершенно чётко понимая: что Кот, Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор и Лиса будут петь именно средним голосом, а куклы, Золушка, бабочка, мышка, птичка– только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их пластически или даже с использованием атрибутов. Диапазон этих распевок расширен, так как современные детские песни предлагают интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.

Такое игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей.

3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов, с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

4. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, музицирование или может стать завязкой сюжета следующего занятия. [1, с. 3] Так, упражнение «Дюймовочка и жук» может быть исполнено как приглашение к парному танцу: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на польку или другой танец по теме занятия, спев свои партии в разных регистрах.

Так с чего же начать работу над игровым распеванием? Сначала нужно детей заинтересовать. В диалоге с детьми выясняем: сможет ли летчик без подготовки поднять в небо самолет? Может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Конечно, нет! Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос? Конечно нет. Поэтому мы с вами как настоящие артисты тоже будем тренироваться петь, наше занятие начнём с распевания, чтобы наш голосок научить красиво и чисто петь. [1, с. 4]

Первый этап распевания – знакомство с распевкой, подкреплённое картинкой на экране. Выясняем какие здесь два персонажа. Я пропеваю первую часть распевки и спрашиваю: как вы думаете кто это поёт? (Лисичка). А кто ей вот так отвечает? (пропеваю вторую часть). Рассказываю, что лисичка поёт средним голосом, а у птички высокий голосок. Поэтому, когда мы будем петь за птичку надо петь высоким, звонким голоском как птичка.

Второй этап – добавляем к распевке мимику, выразительные жесты определённого персонажа. Например, когда поём за Лисичку все превратимся в Лисичек и покажем как она хитренько на мягких лапках подкрадывается к птичке. А когда будем петь за птичку – покажем крылышки как у птички.

Третий этап - делим детей на группы: например мальчики будут петь за лисичку, а девочки за птичку. Или делимся при помощи условных значков и исполняем распевку.

Четвертый этап - систематическое повторение, т.е. закрепление. При закреплении детям предоставляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно. Когда распевка уже хорошо выучена можно обыгрывать малыми группами, чередуя разные распевки или исполнять их дуэтом, использую костюмы и реквизит. Такие приёмы не позволят распевке стать надоевшей, и смогут надолго продлить к ней интерес детей.

После разогрева голоса в распевании мы обговариваем с детьми, что и высокий, и средний голос из распевок мы «переносим» в любую песенку, а низкий голос мы с собой в пение не берем, потому что его даже и не было в наших веселых распевках. А если дети «загудели» - напоминаю детям, что только что их голоса были высокими. Куда же они делись - поищите (заглядываем под стульчики, смотрим в карманчиках) Нашли? Верните его в горлышко, положите в ротик, как конфетку, вот проказник - голосок, вздумал бегать от ребяток!

В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы над игровыми распевками я отметила что у детей среднего и старшего дошкольного возраста возрос интерес к исполнительской певческой деятельности. Результаты превосходят все ожидания, они воспринимают игровую распевку, как первую из песен, и часто говорят: "А мы ещё про Золушку не пели..." Дети осознанно, с интересом озвучивают голоса персонажей, одновременно изображая и играя в них, используют мимику, жесты и атрибуты. Тут же совершенствуются и театральные навыки, и голос, и дыхание, и дикция.

Дети поют с таким удовольствием! Они точно интонируют, передают характер, повадки. И все хотят продемонстрировать свой талант! Мои дети заметно лучше стали петь. 

Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста обязательно окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут  музыкальной НОД, закрепления в режимных моментах, дома, в самостоятельной деятельности, на праздниках и развлечениях. [3, с. 6]


Список использованной литературы:

  1. Евтодьева А.А. «Учимся петь, играя», / Калуга, 2007 - C. 3-4

  2. Картушина М.Ю. Вокально - хоровая работа в детском саду./ Издательство «Скрипторий 2003», 2010 – C. 19

  3. Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению»/ «Музыкальная палитра», 2005 – C. 5-6

  4. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей детей»,

/ Москва 1985 – C. 127