ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассказывается об игровом распевание как игровой технологии для обучения детей пению. Раскрываются вопросы о том, как заинтересовать детей и сделать распевание увлекательной и эффективной частью музыкального занятия. Описываются игровые приемы, используемые на моих занятиях в процессе распевания детей. Этот материал будет полезен музыкальным работникам детских садов, учителям музыки в начальных классах, руководителям младших хоров, руководителям вокальных студий.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос? Как увлечь, заинтересовать дошколят пением? [4, с. 127]. Большое внимание важно уделять распеванию, т. е. упражнениям для развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса. Как правило, детям очень нравится петь. А вот распеваться никто не любит. Всё дело в том, что раздел "распевание" - это "белое пятно" в программе музыкального воспитания, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Для детей эти распевки скучны, неинтересны и не всегда понятны. [2, с. 19]
Но как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если не будут этому обучаться? Все чаще я стала задаваться вопросом: как сделать так, чтобы моим воспитанникам стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? И пришла к выводу: ведь мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться. Игровая технология обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. [3, с. 5] Поэтому на своих занятиях я применяю методику игрового распевания.
Игровое распевание – это упражнения для голоса в форме коротких песен с игровым содержанием.
Задачи игрового распевания:
Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.
Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.
Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и
расширить диапазон голоса.
Проучить сложные моменты изучаемых произведений. [3, с. 6]
Наиболее интересной мне показалась методика игрового распевания современного музыканта-педагога, композитора - Аллы Евтодьевой. Она является автором пособия «Учимся петь играя». Распевки А. Евтодьевой включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса; лёгкий, запоминающийся текст, каждая распевка подкреплена картинкой. Многие распевки написаны по сюжету известных сказок.
В основе распевок сопоставление двух героев, поющих в среднем и высоком регистрах, например: «Карабас-барабас и куклы», «Медвежонок и пчела». Контрастность этих образов поможет детям четко сопоставить и воспроизвести их голоса, и даже поиграть в них, cовершенно чётко понимая: что Кот, Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор и Лиса будут петь именно средним голосом, а куклы, Золушка, бабочка, мышка, птичка– только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их пластически или даже с использованием атрибутов. Диапазон этих распевок расширен, так как современные детские песни предлагают интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.
Такое игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей.
2. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение и пение товарищей.
3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов, с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
4. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, музицирование или может стать завязкой сюжета следующего занятия. [1, с. 3] Так, упражнение «Дюймовочка и жук» может быть исполнено как приглашение к парному танцу: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на польку или другой танец по теме занятия, спев свои партии в разных регистрах.
Так с чего же начать работу над игровым распеванием? Сначала нужно детей заинтересовать. В диалоге с детьми выясняем: сможет ли летчик без подготовки поднять в небо самолет? Может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Конечно, нет! Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос? Конечно нет. Поэтому мы с вами как настоящие артисты тоже будем тренироваться петь, наше занятие начнём с распевания, чтобы наш голосок научить красиво и чисто петь. [1, с. 4]
Первый этап распевания – знакомство с распевкой, подкреплённое картинкой на экране. Выясняем какие здесь два персонажа. Я пропеваю первую часть распевки и спрашиваю: как вы думаете кто это поёт? (Лисичка). А кто ей вот так отвечает? (пропеваю вторую часть). Рассказываю, что лисичка поёт средним голосом, а у птички высокий голосок. Поэтому, когда мы будем петь за птичку надо петь высоким, звонким голоском как птичка.
Второй этап – добавляем к распевке мимику, выразительные жесты определённого персонажа. Например, когда поём за Лисичку все превратимся в Лисичек и покажем как она хитренько на мягких лапках подкрадывается к птичке. А когда будем петь за птичку – покажем крылышки как у птички.
Третий этап - делим детей на группы: например мальчики будут петь за лисичку, а девочки за птичку. Или делимся при помощи условных значков и исполняем распевку.
Четвертый этап - систематическое повторение, т.е. закрепление. При закреплении детям предоставляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они играют и поют самостоятельно. Когда распевка уже хорошо выучена можно обыгрывать малыми группами, чередуя разные распевки или исполнять их дуэтом, использую костюмы и реквизит. Такие приёмы не позволят распевке стать надоевшей, и смогут надолго продлить к ней интерес детей.
После разогрева голоса в распевании мы обговариваем с детьми, что и высокий, и средний голос из распевок мы «переносим» в любую песенку, а низкий голос мы с собой в пение не берем, потому что его даже и не было в наших веселых распевках. А если дети «загудели» - напоминаю детям, что только что их голоса были высокими. Куда же они делись - поищите (заглядываем под стульчики, смотрим в карманчиках) Нашли? Верните его в горлышко, положите в ротик, как конфетку, вот проказник - голосок, вздумал бегать от ребяток!
В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы над игровыми распевками я отметила что у детей среднего и старшего дошкольного возраста возрос интерес к исполнительской певческой деятельности. Результаты превосходят все ожидания, они воспринимают игровую распевку, как первую из песен, и часто говорят: "А мы ещё про Золушку не пели..." Дети осознанно, с интересом озвучивают голоса персонажей, одновременно изображая и играя в них, используют мимику, жесты и атрибуты. Тут же совершенствуются и театральные навыки, и голос, и дыхание, и дикция.
Дети поют с таким удовольствием! Они точно интонируют, передают характер, повадки. И все хотят продемонстрировать свой талант! Мои дети заметно лучше стали петь.
Использование игрового распевания для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста обязательно окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут музыкальной НОД, закрепления в режимных моментах, дома, в самостоятельной деятельности, на праздниках и развлечениях. [3, с. 6]
Список использованной литературы:
Евтодьева А.А. «Учимся петь, играя», / Калуга, 2007 - C. 3-4
Картушина М.Ю. Вокально - хоровая работа в детском саду./ Издательство «Скрипторий 2003», 2010 – C. 19
Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению»/ «Музыкальная палитра», 2005 – C. 5-6
Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей детей»,
/ Москва 1985 – C. 127