Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №13 г. Феодосии Республики Крым»
Конспект игрового тренинга
с элементами сказкотерапии
для детей 10-13 лет
Составитель:
Педагог-психолог
К.О. Суржикова
Феодосия 2021г.
Цель: помочь подросткам почувствовать свою общность с другими, развитие эмоционального опыта, психологической наблюдательности и внимательности, умения выполнять инструкцию, гармонизация эмоционального состояния, актуализация и осознание личностных ресурсов.
Материалы и оборудование: небольшая игрушка; карточки по количеству участников с обозначением роли (К (колобок) или Л (лиса)); сухое дерево (срезанная ветка с многочисленными веточками.); фломастеры; цветные ленты (красные, синие, зеленые); музыкальное оформление.
I. Приветствие
Детям предлагается познакомиться с правилами работы в группах (правила висят на доске). Правила зачитываются ребятам.
Игра «Имя +»
Цель: знакомство, создание атмосферы взаимопринятия, открытости, уважения в группе.
Все участники сидят в кругу. Передают друг другу игрушку. Тот, у кого она в руках, называет свое имя и на первую букву своего имени слово, которое бы его характеризовало. Это может быть прилагательное, любимый цветок, блюдо, урок, фильм и т.д.
II. Основная часть.
Игра «Лисы и колобки»
Цель: развитие психологической наблюдательности и внимательности, умения выполнять инструкцию, показать роль ограничений в жизни.
Послушайте, пожалуйста, историю.
Инструкция: В одной замечательной стане жили-были лисы и колобки. Очень они любили общаться, особенно поговорить. Болтали они без умолку день и ночь напролет, где надо и не надо. Волшебнику, жившему неподалеку, надоела пустая болтовня соседей, и решил он их проучить, лишив голоса и облика. Все жители страны превратились в легкие облачка. Облачка помнили, кто они на самом деле, но не могли сказать об этом. Чтобы снять чары, жители должны были узнать друг друга и собраться в два круга (лисы с лисами, колобки с колобками) на разных берегах реки до заката солнца.
Как вы думаете, ребята, получилось ли у них вернуть свой облик и голос?
Сейчас мы с вами станем заколдованными лисами и колобками и попробуем узнать, кто есть кто, без слов. Главное – быть внимательным, наблюдательным, а возможно и самому попытаться привлечь в круг тех, кого надо.
Играющие получают карточки с обозначением роли лисы или колобка. Игроки, не говоря ни слова, передвигаются среди участников, с помощью невербальных средств общения объединяются в две группы.
(Время выполнения 5 мин.)
Анализ игры:
Удалось ли вам справиться с заданием?
Что помогало выполнить задание? На что или на кого вы ориентировались?
Что мешало? Что было трудным?
Как вы думаете, нужны ли в нашей жизни правила? Нужно ли их выполнять? (подвести к ситуации выполнения правил)
75% своего времени мы проводим в общении с другими. Поэтому очень важно уметь не просто общаться, но и быть частью коллектива, выполнять определенные функции. Для этого и создаются правила. Правила помогают нам осознать, что на самом деле является важным в жизни. В самом начале занятия мы с вами зачитывали правила работы в группе. Как вы думаете придерживались ли вы этих правил сегодня?
Игра «Дерево пожеланий»
Цель: создание условий для формирования благоприятного климата в детском коллективе, развитие коммуникативных умений и навыков. Материалы: сухое дерево (срезанная ветка с многочисленными веточками); стикеры (можно разноцветные); фломастеры; музыкальное оформление.
Психолог предлагает подросткам, используя стикеры и фломастеры, написать свои пожелания, а затем прикрепить их (склеивая липкую часть стикера вокруг веточки) на дерево. Когда все «пожелания» развешены на дереве, психолог предлагает подойти к нему и провести обсуждение:
Какие листочки вы разместили на Дереве пожеланий? (их нужно прочесть не снимая с веточки)
Для чего человеку пожелания, в чем их смысл?
III. Рефлексия.
Участники становятся в круг и психолог предлагает выбрать ленточку, которая соответствует их настроению в конце занятия. (красная – занятие понравилось узнал много нового, синий – занятие понравилось, не все понятно, зеленый- занятие не понравилось, ничего не понял)
Я надеюсь, что сегодня на занятии вы смогли понять, почему очень важно уметь не просто общаться, но и быть частью коллектива.
Литература:
1.В занятии использована сказка к игре «Лисы и колобки» (авторы: Загорулько А., Коваленко О., Милогулова М.), созданная в мастерской сказкотерапии Н.Н.Амбросьевой.
Наши сказки. – Краснодар, 2009.
2.Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис,2005.
3.Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь,2007.
КОЛОБКИ
ЛИСЫ