Игровой проект «Развитие эмоциональной сферы у детей раннего возраста»
Актуальность проекта. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Но, к сожалению, в наше время взрослые направляют все свои усилия в первую очередь, на развитие интеллектуальной сферы ребёнка, забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь, о том, что обеднённая эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. Однако как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие».
Сама по себе эмоциональная сфера не складывается - её необходимо формировать.
Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение. Это высказывание не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности обучения и воспитания, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.
Изучением эмоциональной сферы человека занимались многие исследователи. Физиологи, психологи разрабатывали теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джемс, К. Ланге, У. Кеннон, П. Бард, Д.О. Хеббу, Л.Фестингер, С. Шехтер, П.В. Симонов).
Психологом К. Изардом были выделены основные эмоциональные состояния.
Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.
Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха цветка.
Многие психологи занимались исследованием развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Запорожец А.В., Неверович Я. З., Кошелева А.Д., Кулагина И.Ю., Минаева В.М. и др.)
По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Эта деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.
За основу бралась классификация эмоций К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.
Работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, необходимо начинать с раннего возраста, когда эмоции еще неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение.
В 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступают похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различение «хорошо-плохо».
К 3-м годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются характера музыки, ее настроения. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок.
Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия или удовлетворения интереса к окружающему. В этот период ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера. Эмоции детей раннего возраста тесно связаны с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности.В связи с этим происходит социализация эмоций.
Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях.
Особое значение приобретает слово, включенное в протекание эмоциональных процессов.Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без таковых. Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения.
Цель проекта: развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста через совместную игровую деятельность воспитателя, педагога – психолога и детей.
Задачи проекта:
- пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние других людей, сказочных героев и желание помочь – пожалеть, утешить, сказать ласковое слово;
-обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих различные чувства, эмоции, настроения;
-формировать навыки проявления собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
-развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх;
-способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими);
-познакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, звуки, музыку;
-развить коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми.
-создать условия для развития творческой активности детей.
Участники проекта:
-педагоги группы;
-педагог - психолог;
-дети;
-родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023г. - май 2024г.
Периодичность занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю в группе или музыкальном зале.
Продолжительность: 15 минут.
Формы работы с детьми:
- театрализованная деятельность;
- игра-упражнение;
- игра-занятие;
- игра-драматизация;
- игра-сказка;
- рисование, лепка, аппликация;
- дыхательная гимнастика;
- подвижные игры.
Ожидаемый результат: проект способствует снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии, воображения, творческих способностей, а главное, приобретению навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.