Министерство просвещения Российской Федерации
Управление образования, спорта и физической культуры администрации г. Орла
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 комбинированного вида
тел./факс: 44-12-46
302038 г. Орел, ул. Рощинская, 35 [email protected]
Консультация для родителей
«Игровой самомассаж как одна из здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста».
Воспитатели:
Рулева А.С.
Демина О.Е.
Ничто так не ценно, как здоровье!
Б
ез сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Самомассаж - это такой массаж, который ребёнок может, выполнять себе сам.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни.
Цель самомассажа – предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица, научить детей расслаблению мышц лица и шеи, ускорить коррекцию нарушенных звуков, сделать речь чётче.
Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать самомассаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.
Обучая ребят самомассажу, взрослый должен показывать каждый приём на себе и комментировать свои действия. Дети должны делать самомассаж сами, сначала имея зрительный контроль, а затем он должен отсутствовать. Когда дети изучат все приёмы, то массаж можно будет проводить под тихую музыку или под стихотворное произведение. Процедуру самомассажа следует проводить в форме игры.
М
ассаж мышц лица (губ, щёк) – укрепляет круговую мышцу рта, мышцы губ и щёк. Повышенный тонус мышц — это спастическая форма дизартрии: активные движения губ и языка затруднены, губы напряжены и плотно сомкнуты, кончик у языка не выражен, спинка у языка изогнута, язык оттянут назад и напряжён.
Если делать массаж мышц щёк, то мышцы языка будут рефлекторно расслабляться.
Когда шипящие произносятся «щёчно» (щеки раздуваются) или мышцы щёк вялые, нужно делать массаж на их укрепление. Щеки нужно погладить ладонями сверху вниз. С небольшим усилием круговыми движениями потереть щеки. Потом слегка пощипать щеки. Затем слегка побить пальцами. И опять погладить щеки ладонями сверху вниз.
Также можно делать самомассаж с помощью бигуди или мячиков и желательно сопровождать эти действия стихотворным текстом.
Упражнение на проговаривание таких слогов как: аппа, абба, амма. Хорошо будет если проговаривать вместе с детьми скороговорки на выговаривание различных звуков, начиная с лёгких, а затем постепенно усложняя.
Если губы слабые, то можно выполнять упражнения с присоской.
Массаж мышц языка.
Когда нарушено звукопроизношение приходится делать упражнения, для того чтобы укрепить мышцы языка. Массировать язык нужно не больше минуты и где-то три раза за день. Важно знать то, если кончик языка синюшного цвета, то это может означать сердечную недостаточность. А если усиленно массировать заднюю стенку языка, то это может привести к появлению гастрита.
Один из самых простых приёмов:
· надо покусать кончик языка, потом спинку, а затем как жвачку покусать один бок и другой.
·
Язычок нужно ласково погладить губками, а потом аккуратно постучать ими. Зубками надо погладить язычок, и опять легонько постучать ими.
· Массаж с помощью трубочки для коктейля или зубной щётки.
· Массаж с помощью горошин – нужно переворачивать во рту горох или фасоль. Такое упражнение отлично подойдёт, если язык малоподвижен или вялый.
· Можно перекатывать во рту виноградинку.
· Упражнение с помощью ложки – облизывать сначала большую ложку, чтобы задействовать большую область языка и постепенно уменьшать ее размер.
· Массаж с помощью салфетки.
· Массаж с помощью груши. Особенно подходит для тех детей, которые сильно смягчают согласные, стимулирует жевательные мышцы и кинестетические ощущения. Надо взять детскую спринцовку под номером 1, сложить ее вдвое, обмакнуть в сиропе сложенную часть, и положить ребёнку в рот, но так чтобы кончик языка был снаружи. После проделанной работы предложить ребёнку пожевать. Чтобы усложнить упражнение нужно сложить спринцовку в 4 раза.
Этот самомассаж дети могут делать после дневного сна, занятий по релаксации, утренней зарядки. Самомассаж также можно включить в логопедические занятия, причём эти приёмы могут, как начинать артикуляционную гимнастику, так и завершать ее. Выполняя процедуру самомассажа, ребёнок не должен испытывать дискомфорт, а наоборот эти движения должны приносить удовольствие.
Самомассаж кистей рук, пальцев и ладоней для детей.
С
амомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.
«Растирание ладоней» — трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.
«Браслетик» — растирание запястья одной руки другой.
Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальчиком отдельно, что активирует работу головного мозга.
«Снятие перчатки» — указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.
Со стопами делаем то же самое: растираем, поглаживаем, массируем каждый пальчик, стучим кулачком по пяточке.
П
еред занятиями для концентрации внимания предложите детям помассировать «точку ума» — указательным пальцем массировать между бровей над носом (9 раз — в одну сторону, 9 — в другую).
А по окончании какого-либо занятия предложите указательным пальцем помассировать кончик носа «точку веселья» (9 раз в одну сторону, 9 в другую).
Аурикуломассаж или самомассаж ушей для детей.
Аурикуломассаж — это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.
Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных забеолваний.
Точки ушных раковин, рефлекторно связанные с верхними дыхательными путями:
Точка горла и гортани.
Козелок.
Точка полости носа.
Противозавиток.
Самомассажу обучают детей с 3-летнего возраста. Большой эффект наблюдается, когда массаж проводится в игровой форме, на психоэмоциональном подъеме.
«Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и среднего пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении (10 — 12 с).
«
С днем рождения». Напоминаем ребенку, что при поздравлении с днем рождения принято потягивать именинника за уши вверх с пожеланием расти большим и здоровым. Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх 7—10 раз.
«Возьмем силы от земли». Потягиваем мочку уха 7 — 10 раз.
«Чебурашка». Оттягиваем уши в стороны. Устраиваем «конкурс», кто больше всех похож на Чебурашку (7 — 10 с).
«Слоник». «Похлопаем» ушками, как слоник в зоопарке. Сначала заворачиваем ушные раковины вперед, затем назад. Каждое движение повторяем 5 — 7 раз.
«Наушники». Вначале «разогреваем» ладошки, потерев правую руку о левую в течение 5 —7 с. Затем плотно ладонями закрываем ушные раковины. Выполняем вращение вперед, затем назад. Каждое вращение повторить 5 — 7 раз.
«Козелок». Находим козелок, при небольшом надавливании вращаем его вправо, а затем влево (7 — 10 с).
Рекомендуется делать массаж регулярно. Он стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань. Со временем отступят насморк, кашель, аллергия.
Массаж шейных позвонков. Игра «Буратино».
Буратино своим длинным любопытным носом «рисует» солнышко, морковку, дерево. Наклоны, повороты, круговые движения головы в разные стороны.
М
ассаж шеи (сидя «по-турецки»)
1. Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку — «Лебедь», «Жираф».
2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кистей рук.
4. «Лебединая шея» — представив, что у него красивая лебединая шея, ребенок любуется ею, как в зеркале.
Таким образом, если уделять несколько минут в день массажу, можно добиться более быстрого эффекта в развитии не только речи ребенка, но и укрепить здоровье всего организма в целом. Большое значение имеет и тот факт, что детям очень нравятся такие минутки отдыха, они с удовольствием включаются в игру.