СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые методы обучения в биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровые методы обучения в биологии»

5

Использование игровой технологии на уроках биологии

Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них навыков самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание узнавать новое, проявлять творческую инициативу.

Развитию познавательного интереса учащихся способствуют нестандартные игровые уроки. Игра всегда занимала важное место в деятельности человека, а у детей она является ведущей. Учителю часто приходится сталкиваться с нежеланием, неготовностью детей участвовать в трудных, «слишком взрослых» видах коллективной работы, игра является одним из методов пробуждения интереса к другим видам деятельности, она выступает здесь как способ оформления познания, труда, самообразования.

В руках педагога игра становиться элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике.

В современной школе, в основе которой лежат процессы активизации и интенсификации учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих формах:

  • в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятий;

  • как элементы более обширных технологий;

  • в качестве урока или его чести;

  • как технология внеклассной работы.

В начале своей педагогической деятельности я поставила перед собой такие вопросы:

Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?

Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?

Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?

Уже первые мои уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся.

Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.

Page 2

Девизом моей педагогической деятельности стало: «Учение без принуждения»

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. И, что радует, нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети.

А теперь остановлюсь на дидактических играх и материалах, которые использовала работая над проблемой «Применение игровых технологий на уроках биологии» и продолжаю использовать в своей практике.

  1. «Знаешь ли ты местную фауну?»

Игра может быть использована при изучении классов: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Обращаюсь к классу с небольшим рассказом о фауне нашей местности. Предлагаю вспомнить животных, которые обитают у нас на полях, лугах, в лесу, в водоёмах. Затем называю животных, а школьники выбирают из них только те, которые обитают у нас. Если животное местное то ребята должны хлопнуть в ладоши (поднять руку), если нет, то не реагировать.

  1. Игра «Парадоксов»

Данную игру провожу для закрепления, при изучении класса птиц. Для игры использую художественные произведения, в которых авторы допустили биологические неточности или ошибки, которые учащиеся должны найти и исправить. Давайте и мы с Вами в нее поиграем: (карточки)

А.Н. Плещеев Травка зеленеет

Солнышко блестит,

Ласточка с весною В сени к нам летит. Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких Принесла с собой.

(Ошибка: ласточка – насекомоядная птица, поэтому зёрен не ест) С. Есенин Выткался над озером алый цвет зари, На бору со звоном плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло Только мне не плачется – на душе светло.

(Ошибка: иволга в дупле не живет, она всю жизнь проводит в кроне деревьев)

В.А. Жуковский Где же ты, птаха! Где ты, певичка!

В дальнем краю

Гнездышко вьёшь ты.

Там и поёшь ты песню свою.

Page 3

(Ошибка: перелётные птицы вьют гнезда только на родине)

С.Я. Маршак А эта весёлая птица –синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек.

( Ошибка: синица питается насекомыми, и даже в стужу, при отсутствии

насекомых клюёт семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы)

3. Познавательные игры - путешествия.

В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки. Предлагается работа в группах, каждая из которых может двигаться по индивидуальному маршруту в соответствии с маршрутным листом.

Урок на тему «Семейства двудольных растений»

Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!

Станция первая «Загадкино»

Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству

(Учащимся предлагаются загадки по выбору учителя)

Станция вторая «Исследовательская»

На каждую парту раздают цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.

Станция третья «Знайкино»

Используя учебник и дополнительную литературу составить схему значение розоцветных. Форма произвольная.

Станция четвертая «Угадай-ка »

Необходимо угадать о каком семействе идет речь по нескольким определениям. Побеждает тот, кто догадается первым, но если ошибся, из участия в этом конкурсе выбываешь. Необходимо быть быстрым, но не торопливым.

1. Среди представителей этого семейства есть травы и деревья.

Page 4
  1. Их можно увидеть в поле и на огороде.

  2. Название семейства связано с названием плода.

  3. Для представителей этого семейства характерен симбиоз с азотофиксирующими бактериями.

Ответ: семейство бобовые.

4.Игры - упражнения.

«Найди лишнее». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список. Сегодня на уроке дети находили лишние объекты симбиоза

5.Игры - соревнование.

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных .конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Я во внеклассной работе часто использую имитацию Своей игры.

6.Игра-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

7. Ролевая игра

В основе ролевой игры лежат маленькие сценарии, которые надо разыграть по распределённым ролям. На таких уроках биологии учащиеся принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием темы урока , особенностью решаемой проблемы

Ролевая игра «Суд над вредными привычками» помогла детям сформировать правильную ориентацию и выбор жизненной позиции в условиях прогрессирующих наркомании, алкоголизма и курения в 8 классе. Так же в 8 классе часто использую такую игровую технологию как «Прием к врачу». Например при изучении темы «Гигиена органов пищеварения.

Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». Детям предлагается представить себя в роли врача – диетолога. И дается задание: к вам на приём пришёл пациент с жалобами на плохую работу органов пищеварения, частые боли в животе, диарею, вздутие, плохой аппетит. В беседе с ним вы установили, что причиной всех этих симптомов является неправильное питание. Вы должны дать этому пациенту рекомендации по правильному

Page 5

питанию. Для работы используйте текст учебника стр. 177 – 178 и выданный вам дополнительный материал. Свои рекомендации запишите на выданных вам листах

Лист приема к врачу

1. Ф.И.О. врача_____________________________________________________ 2. Жалобы пациента:________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________ 3. Рекомендации врача по правилам приема пищи:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Заключение

Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

Игровой метод обучения учащихся является интересным и продуктивным,поэтому часто используется на уроках биологии.

Данный метод сделает обучение более увлекательным и творческим.

Играя вместе с учениками, можно получить настоящее удовольствие от общения с ними.




Create PDF in your applications with the Pdfcrowd HTML to PDF API PDFCROWD