5
Использование игровой технологии на уроках биологии
Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них навыков самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание узнавать новое, проявлять творческую инициативу.
Развитию познавательного интереса учащихся способствуют нестандартные игровые уроки. Игра всегда занимала важное место в деятельности человека, а у детей она является ведущей. Учителю часто приходится сталкиваться с нежеланием, неготовностью детей участвовать в трудных, «слишком взрослых» видах коллективной работы, игра является одним из методов пробуждения интереса к другим видам деятельности, она выступает здесь как способ оформления познания, труда, самообразования.
В руках педагога игра становиться элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике.
В современной школе, в основе которой лежат процессы активизации и интенсификации учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих формах:
в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятий;
как элементы более обширных технологий;
в качестве урока или его чести;
как технология внеклассной работы.
В начале своей педагогической деятельности я поставила перед собой такие вопросы:
Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?
Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?
Уже первые мои уроки показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в учебной деятельности обучающихся.
Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.
Page 2
Девизом моей педагогической деятельности стало: «Учение без принуждения»
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. И, что радует, нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети.
А теперь остановлюсь на дидактических играх и материалах, которые использовала работая над проблемой «Применение игровых технологий на уроках биологии» и продолжаю использовать в своей практике.
«Знаешь ли ты местную фауну?»
Игра может быть использована при изучении классов: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.
Обращаюсь к классу с небольшим рассказом о фауне нашей местности. Предлагаю вспомнить животных, которые обитают у нас на полях, лугах, в лесу, в водоёмах. Затем называю животных, а школьники выбирают из них только те, которые обитают у нас. Если животное местное то ребята должны хлопнуть в ладоши (поднять руку), если нет, то не реагировать.
Игра «Парадоксов»
Данную игру провожу для закрепления, при изучении класса птиц. Для игры использую художественные произведения, в которых авторы допустили биологические неточности или ошибки, которые учащиеся должны найти и исправить. Давайте и мы с Вами в нее поиграем: (карточки)
А.Н. Плещеев Травка зеленеет
Солнышко блестит,
Ласточка с весною В сени к нам летит. Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких Принесла с собой.
(Ошибка: ласточка – насекомоядная птица, поэтому зёрен не ест) С. Есенин Выткался над озером алый цвет зари, На бору со звоном плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло Только мне не плачется – на душе светло.
(Ошибка: иволга в дупле не живет, она всю жизнь проводит в кроне деревьев)
В.А. Жуковский Где же ты, птаха! Где ты, певичка!
В дальнем краю
Гнездышко вьёшь ты.
Там и поёшь ты песню свою.
Page 3
(Ошибка: перелётные птицы вьют гнезда только на родине)
С.Я. Маршак А эта весёлая птица –синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек.
( Ошибка: синица питается насекомыми, и даже в стужу, при отсутствии
насекомых клюёт семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы)
3. Познавательные игры - путешествия.
В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки. Предлагается работа в группах, каждая из которых может двигаться по индивидуальному маршруту в соответствии с маршрутным листом.
Урок на тему «Семейства двудольных растений»
Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!
Станция первая «Загадкино»
Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству
(Учащимся предлагаются загадки по выбору учителя)
Станция вторая «Исследовательская»
На каждую парту раздают цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.
Станция третья «Знайкино»
Используя учебник и дополнительную литературу составить схему значение розоцветных. Форма произвольная.
Станция четвертая «Угадай-ка »
Необходимо угадать о каком семействе идет речь по нескольким определениям. Побеждает тот, кто догадается первым, но если ошибся, из участия в этом конкурсе выбываешь. Необходимо быть быстрым, но не торопливым.
1. Среди представителей этого семейства есть травы и деревья.
Page 4
Их можно увидеть в поле и на огороде.
Название семейства связано с названием плода.
Для представителей этого семейства характерен симбиоз с азотофиксирующими бактериями.
Ответ: семейство бобовые.
4.Игры - упражнения.
«Найди лишнее». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список. Сегодня на уроке дети находили лишние объекты симбиоза
5.Игры - соревнование.
Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных .конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Я во внеклассной работе часто использую имитацию Своей игры.
6.Игра-поиск.
Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
7. Ролевая игра
В основе ролевой игры лежат маленькие сценарии, которые надо разыграть по распределённым ролям. На таких уроках биологии учащиеся принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием темы урока , особенностью решаемой проблемы
Ролевая игра «Суд над вредными привычками» помогла детям сформировать правильную ориентацию и выбор жизненной позиции в условиях прогрессирующих наркомании, алкоголизма и курения в 8 классе. Так же в 8 классе часто использую такую игровую технологию как «Прием к врачу». Например при изучении темы «Гигиена органов пищеварения.
Предупреждение желудочно-кишечных инфекций». Детям предлагается представить себя в роли врача – диетолога. И дается задание: к вам на приём пришёл пациент с жалобами на плохую работу органов пищеварения, частые боли в животе, диарею, вздутие, плохой аппетит. В беседе с ним вы установили, что причиной всех этих симптомов является неправильное питание. Вы должны дать этому пациенту рекомендации по правильному
Page 5
питанию. Для работы используйте текст учебника стр. 177 – 178 и выданный вам дополнительный материал. Свои рекомендации запишите на выданных вам листах
Лист приема к врачу
1. Ф.И.О. врача_____________________________________________________ 2. Жалобы пациента:________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________ 3. Рекомендации врача по правилам приема пищи:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Заключение
Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.
Игровой метод обучения учащихся является интересным и продуктивным,поэтому часто используется на уроках биологии.
Данный метод сделает обучение более увлекательным и творческим.
Играя вместе с учениками, можно получить настоящее удовольствие от общения с ними.
Create PDF in your applications with the Pdfcrowd HTML to PDF API PDFCROWD |