Урок-игра
«Путешествие по стране Имен Существительных»
Пояснительная записка
Направление работы: гуманитарное
Раздел: Морфология. Орфография. Культура речи
Тема урока: Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Характеристика класса: в 5 «А» классе обучается 25 человек. Обучались по программе «Школа России». Обучающиеся этого класса показывают средние знания по всем разделам языкознания, демонстрируют среднюю познавательную активность, не всегда способны к эффективной и плодотворной организации урока. Уровень развития учащихся 5 «А» класса средний, есть слабые ученики. В классе 10 учащихся из социально неблагополучных семей, Созданный в классе психологический климат способствует здоровому соперничеству в учебе и взаимопониманию на уроке.
Программа, используемая в работе: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов
Количество часов: в неделю – 5 часов, в год – 170 часов.
УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2017.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Цели деятельности учителя: систематизация ранее изученного об имени существительном, углубить понятие о роли имени существительного в речи, формирование навыков определять синтаксическую роль имен существительных в предложении.
Задачи:
обучающие: обобщение и систематизация материала по теме «Имя существительное»; формирование навыков грамотного написания имен существительных; выработка умений определения и нахождения имен существительных в тексте, правильном их употреблении в устной и письменной речи;
развивающие: развитие речи учащихся, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитательные: воспитание сознательного отношения к языку, как основному средству общения, стремления к самостоятельной работе, любви к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, роль в речи); совершенствовать навыки морфологического разбора; повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные: способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности; способствовать развитию внимания, наблюдательности, речевых умений; развивать навыки сотрудничества и способность извлекать информацию из различных источников.
Личностные: содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка, уважительного отношения и гордости за него, потребности сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Формы и методы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; лексико-орфографическое исследование; наглядно-иллюстративный; игровые технологии; дидактическая игра; фронтальная, групповая работа, в парах, индивидуальная.
Интернет-ресурсы: http://www.infourok.ru,
http://www.открытыйурок.рф
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд (презентация по теме урока), карточки
Основные понятия и термины: орфограмма, общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные
Краткий анализ результатов урока: применение игровых технологий мотивировало интерес учащихся и сохранило их активность на протяжении всего урока. Урок в свете ФГОС немыслим без организации работы в группах, что интересно самим детям, и позволяет разнообразить формы работы. Цели урока достигнуты.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые УУД |
1.Организационный (мотивационный) этап | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся | Создание атмосферы доброжелательности и творческой активности | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку | фронтальная | Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности. Познавательные: осознание учебно-познавательной задачи. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции |
2.Актуализация знаний | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей между прежними и новыми знаниями, применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. | Загадка об имени существительном | Обдумывают ответ, определяют тему урока | фронтальная | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: приобретают мотивацию учебного процесса. Познавательные: осуществляют необходимые для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи |
3.Целеполагание | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся | Формирует цель учебной деятельности | Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем | фронтальная | Познавательная: извлекают необходимую информацию из прослушенного, Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят монологические высказывания. |
4.Творческая практическая деятельность по реализации поставленных целей | Обобщение и систематизация знаний, выполнение упражнений и заданий. Игровые технологии. Физминутка | Организует и направляет деятельность учащихся | Выполняют задания, формулируют, высказывают и обосновывают свою точку зрения Выполняют элементы физических упражнений. | Индивидуальная, групповая,фронтальная Фронтальная | Личностные: участвуют в творческом процессе Познавательные : читают и слушают, извлекают нужную информацию; самостоятельно находят пути решения поставленных задач, выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: осуществляют контроль правильности выполняемых заданий. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом поставленных учебно-познавательных задач, задают уточняющие вопросы, формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают их. |
5.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | Заключительная беседа | Продолжите предложения | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания на практике. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
6.Домашнее задание | | Подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имен существительных | | | |