Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска
Игровые технологии
как эффективное средство
активизации познавательной деятельности обучающихся
в инклюзивном образовании
Горенкова О. Г., учитель начальных классов
Отставание в речевом развитии – начало многих форм интеллектуальных, сенсорных и двигательных нарушений.
У обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) труднее, чем у их сверстников, идёт формирование базовых компетенций, им труднее адаптироваться к учебным нагрузкам.
Проблема, стоящая перед учителем класса обучающихся с ТНР:
- помочь обучающимся с ТНР прочно усвоить знания и избежать усталости ,
- сделать так, чтобы обучение было ребятам в радость и вызывало прилив энергии ,
- помочь школьнику с ТНР жить активной, интересной и полноценной жизнью .
В речевом развитии детей с ТНР младшего школьного возраста большое значение имеет игра.
Монотонную деятельность по усвоению, повторению и закреплению информации игра делает положительно окрашенной и увлекательной, облегчая сложный и утомительный процесс обучения, что повышает мотивацию к учению.
Л.С. Выготский в своей лекции «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» утверждал: « С точки зрения развития игра является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте…»
Уровень сформированности речи младших школьников с ТНР соответствует уровню развития речи дошкольника.
Также учёный считал, что и «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде».
Следовательно, педагоги должны использовать все возможности игры для успешного формирования базовых компетенций у обучающихся.
Все возрастные периоды, следующие за дошкольным, несмотря на определяющий для каждого из них вид деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность), не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка .
В современной школе, игровая деятельность используется либо в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия или темы учебного предмета, либо в качестве фрагмента урока (введения темы, объяснения или закрепления материала, выполнения тренировочных упражнений, контроля).
В классе обучающихся с ТНР важнейшей задачей педагога является развитие речевых компетенций.
Дидактические игры для решения всех задач речевого развития
фонематических процессов и навыка звуко-буквенного анализа;
- способствуют закреплению и уточнению словаря учащихся, развивают навык быстрого подбора наиболее подходящего слова;
- развивают навык изменения и образования слов;
- упражняют в составлении связных высказываний;
- способствуют усвоению образа букв .
Для комфортного начала урока можно использовать игру «Друг».
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие) , Посмотри-ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону). Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа). Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь). Будем мы с тобой друзья (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди ).
В основе правильного произношения и чтения, а также грамотного письма лежит навык звукового анализа слова, который нелегко формируется у обучающихся с ТНР. В игровой деятельности этот процесс проходит проще.
Игры для 1 класса: знакомство со звуками
Знакомство с гласными звуками
в игровой форме
Проблемная
ситуация:
Что случилось? Что случилось? С печки азбука свалилась! Больно вывихнула ножку Прописная буква М, Г ударилась немножко, Ж рассыпалась совсем! Потеряла буква Ю Перекладинку свою! Очутившись на полу, Поломала хвостик У! Ф, бедняжку, так раздуло - Не прочесть её никак. Букву Р перевернуло - Превратило в мягкий знак ! Буква С совсем сомкнулась - Превратилась в букву О. Буква А, когда очнулась, Не узнала никого!
Ю. Тувим
Формирование у учащихся образа буквы
Усвоение образа буквы: дифференцируем оптически сходные буквы
а и о
Дифференцируем оптически сходные
буквы и и о
Дифференцируем оптически сходные буквы а и о
Дифференцируем оптически сходные буквы б и д
Строим буквы
(для запоминания образа буквы):
- составляем прописную букву из элементов буквенного магнитного конструктора на доске;
- выкладываем печатные и прописные буквы из пуговиц, из скатанных комочков салфеток;
- лепим буквы из пластилина.
Вспоминаем буквы:
- пишем букву в воздухе пальцем, ладошкой, носом, носочком ноги;
- выборочно раскрашиваем сектора рисунка;
- закрываем буквенное (слоговое) поле карточками-элементами букв (буквами).
Для развития пространственных представлений и мелкой моторики использую:
- танграм;
- комплект «Весёлые клеточки»;
- раскраски;
- картинки-штриховки;
- картинки, предназначенные для безотрывного рисования предметов.
У обучающихся с ОВЗ есть трудности с переключением с одного вида деятельности на другой и с организацией рабочего места. Настроить учащихся на нужные режимные моменты и организовать рабочее место помогают подсказки-картинки.
Подсказки-картинки оказывают помощь в ориентации на листе бумаги. Обводим шаблоны по краю листа.
Подсказки-картинки оказывают учащимся помощь в ориентации на листе бумаги.
Располагаем рисунок в центре листа.
Большое значение в жизни современного человека имеет орфографическая грамотность .
От уровня владения письменной речью во многом зависит не только уровень образованности, но и успех в карьере.
Формирование орфографических навыков представляет значительную трудность для обучающихся с ТНР. Как сделать обучение менее трудным и более эффективным?
Именно в игре ребенок с большим интересом и желанием выполняет то, что вне игры ему кажется очень трудным и неинтересным.
Древнегреческие философы Платон и Аристотель считали, что всякое познание начинается с удивления, а удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения.
Это положение учитывалось при создании методических пособий: шутливых «запоминалок», предназначенных для усвоения трудных орфографических правил.
Опорные схемы
для запоминания
орфографических правил
Опорные схемы
для запоминания орфографических правил
Опорные схемы.
Лексика в картинках
Опорные схемы.
Лексика в картинках
Правило о правописании букв,
обозначающих парные глухие-звонкие согласные в корне слова, звучит у нас так:
Говорим
Изображаем
Если на конце слова в корне
слышится глухой согласный звук,
у которого есть звонкий парный,
написание буквы надо проверять.
Для этого изменим форму слова
или подберём родственное слово,
чтобы после согласного звука появился гласный звук.
(руки, сцепленные в замок, образуют дугу – корень слова)
(ладонью тихонько похлопываем себя по уху, будто плохо слышим)
(изобразить, будто звонишь колокольчиком)
(сжимаем ладонь в кулак, оставив один выпрямленный палец, затем показываем ладонь с растопыренными пальцами, т. к. чаще всего формы слова – это формы единственного и множественного числа)
(руки, сцепленные в замок, образуют дугу – корень слова).
(широко открываем рот, т. к. при произнесении гласных звуков рот широко открыт и струя воздуха не встречает преград).
Игры помогают снять скованность, если исключить из них элемент соревнования, чтобы не оказывать психологического давления на застенчивых и отстающих учеников, которые боятся не справиться с заданием.
Такие ребята почувствуют себя более уверенно и будут участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать .
Хорошим видом релаксации являются музыкальные игры-паузы, которые снижают утомляемость, несут эмоциональный заряд, служат для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.
Дом Есть в лесу из брёвен дом. Есть окошко в доме том. Посмотрите в то окно: В доме тихо и темно. Мы тихонько кулачком Постучимся в этот дом. Выглянул какой-то зверь. «ГАВ,»- сказал и запер дверь.
Цветочек
Цветочек на клумбе растёт и цветёт. На солнышке греясь, гостей к себе ждёт.
К нему прибежал покачаться жучок,
Качает, качает его ветерок.
За соком к цветку прилетел мотылёк,
Качает, качает его ветерок. За мёдом к цветку прилетела пчела,
Чуть-чуть покачалась и мёд собрала.
Заметим, что музыкально - ритмическая деятельность ускоряет обмен информацией между левым и правым полушариями, благодаря взаимодействию которых возможны процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений.
Сюжетно-ролевая игра
- оказывает благотворное влияние на речь,
- формирует произвольность поведения,
- ответственность,
- самостоятельность,
- целеустремленность,
- доброжелательное отношение к партнерам по игре, умение решать конфликтные ситуации,
- умение совместно преодолевать трудности.
Ролевая игра помогает учащимся освоить культуру межличностных отношений, овладеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: работника, собственника, семьянина, пешехода.
Игры-драматизации – это инсценирование песен, сказок, литературных текстов, потешек.
Работая над выразительностью реплик, мы активизируем словарь учащихся, совершенствуем звуковую культуру речи, грамматический и интонационный строй.
«Новогодняя сказка про Лень»
Театрализованная деятельность направлена также на развитие коммуникативных и двигательных умений и навыков.
«Новогодняя сказка про Лень»
Игры – драматизации способствуют развитию интереса к художественному слову, выразительности речи, развитию речевой активности.
Белорусская сказка «Рукавичка»
«Ах, ярмарка!»
«Новогодняя
сказка»
Формирование молодого поколения происходит в условиях быстро меняющегося мира: заново выстраивается культура социальных отношений.
Ролевые игры помогают учащимся получить опыт жизни в многонациональном и многокультурном обществе.
Для эффективности процессов развития памяти, внимания, воображения умения логически мыслить и использовать приобретенные знания, умения и навыки педагоги, обучающие детей с ТНР, должны создать детям особые условия. Опытом работы с данной категорией детей подтверждено: при умелом использовании игра может стать незаменимым помощником педагога.
Помните: игра – это искра, зажигающая в детях огонек пытливости.
Успехов, дорогие коллеги!