СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Игровые технологии, как условие повышения мотивации к обучению иностранного языка в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии , как условие повышения мотивации к обучению ИЯ.

Просмотр содержимого документа
««Игровые технологии, как условие повышения мотивации к обучению иностранного языка в начальной школе»»

«Игровые технологии, как условие повышения мотивации к обучению иностранного языка в начальной школе»

                                                                   Мотивация – это результат внутренних

                                                          потребностей человека, его интересов и

                                                          эмоций, целей и задач, направленных на  

                                                          активизацию его деятельности.  

                                                                 А.К.Маркова, Т.А.Матис

Актуальность

В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и  определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе.

Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. Педагогический опыт многих преподавателей позволяет сделать вывод, что около 20% детей в школе - это дети замотивированные, добросовестно выполняющие домашние задания, все требования учителя. Они добиваются максимально возможных для себя успехов, а 80 % учащихся учатся посредственно или вовсе остаются вне школьного образования. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?" Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию.

Использование различных современных педагогических технологий (СОТ) позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся.

Цель проекта

Разработка методики использования СОТ в изучении  иностранного  языка.  

Задачи

-  Изучить теоретические основы использования  СОТ.

- Исследовать возможности формирования метапредметных умений  на уроках немецкого языка.

- Выявить условий для повышения мотивации к изучению иностранного языка и  активизации деятельности учащихся через использование игровых технологий на уроках.

   Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в общении на иностранном языке. Особенности общения учащихся  друг с другом, с учителем, с реальными носителями языка свидетельствуют о том, что у учащихся недостаточно  хорошо  развиты коммуникативные способности,  умения применить освоенный языковой материал в ситуации общения. Ведь качество достижения цели - овладение учащимся иностранным языком, зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. По мнению психологов А.К.Марковой, Т.А.Матис, мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, направленных на активизацию его деятельности. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели.  Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету,  но уже на 2 году обучения интерес значительно ослабевает, а к среднему звену он пропадает у многих. Причина видится в следующем. Учение – это познание. Нельзя обязать человека познать что–либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

   При овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, является игра.  Выдающийся педагог Ян А. Коменский справедливо обращал внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.

   Изучив труды С.А. Шмакова «Игровые технологии», Е.И. Пассова «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению», П.И. Пидкасистого «Технология игры в обучении и развитии», М.Ф. Стронина «Обучающие игры на уроках иностранного языка, Л.В. Коновалова «Средства повышения эффективности урока», Р.А. Тутыхиной «Пути повышения речевой активности учащихся на уроках иностранного языка», И.А. Васильевой «Педагогические основы формирования положительной мотивации при обучении иностранному языку», можно сделать вывод, что игровые технологии - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию всех видов речевой деятельности, творческих способностей детей, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

Цель моей деятельности, как учителя иностранного языка, заключается в создании условий для повышения мотивации к изучению иностранного языка, в активизации деятельности учащихся через использование игровых технологий на уроках.

  Основными задачами для достижения этой цели являются следующие:

1.Создать психологически комфортную среду для изучения предмета и непосредственного общения на иностранном языке, сохранить здоровье детей путем снятия эмоциональной напряженности при изучении предмета.

2.Создать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей.

3.Вовлечь учащихся в иноязычноречевую деятельность, используя различные игровые технологии, повышающие интерес к иностранному языку, для роста качества знаний учащихся.

  Применяя игровые технологии на уроках иностранного языка,  всегда следует помнить:

- Выбор формы игры должен быть психологически, педагогически и дидактически обоснован. Необходимо учитывать  цель использования игры.

-  В игру следует вовлекать как можно больше учащихся.

-  Игра  должна соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.

-  Игра должна развивать  все виды речевой деятельности и проводиться на иностранном языке.

   Учитывая данные требования,  необходимо подбирать и систематизировать  игры  для различных этапов обучения иностранному  языку.

   На начальном этапе детям интересно узнать что-то новое, они учатся, так как уроки доставляют им удовольствие и радость. Приоритетными являются мнения учителей и родителей.  Проведенные совместно со школьным психологом Комовой Ю.В. исследования, в основе которых был использован  тест «Исследование школьной мотивации» (журнал «Народное образование» № 9 - 2002 г. в статье Д. Журавлева «Мотивация и проблемы в обучении») показали, что ведущие мотивы обучения у учащихся начальной школы: познавательный мотив,  мотив учительского и родительского одобрения, эмоциональный мотив.

У учащихся данного возраста только начинает формироваться языковая база и навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых, сюжетных игр. Поэтому нужно  использоватьпредметную  игру, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры, а также драматизации и имитационные игры. Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции, создание и усвоение  лексического запаса по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами–клише, используемыми в различных ситуациях общения,  развитие навыков аудирования. Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать;  группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. Всегда следует помнить, что  игра должна длиться 5-10 минут,  и на данном этапе следует чередовать виды игр (виды деятельности) часто.

   На средней ступени обучения иностранному языку,  когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, усложняется игровая деятельность. Помимо  мотивов  родительского  и учительского одобрения,  появляется  мотив долга,  честолюбивый мотив. Познавательный мотив выражен в меньшей степени. Для поддержания познавательного интереса у учащихся  наряду с лингвистическими и имитационными играми,  необходимо применятькоммуникативные, интеллектуальные, ролевые, направленные  на социализацию учащихся, игры, построенные на страноведческом материале. Использование данных видов игр способствует погружению учащихся в иноязычную атмосферу, формированию у них коммуникативных навыков и развитию определенных речевых умений, учит учащихся общению на иностранном языке.

  На старшем этапе добавляется прагматический мотив (каждый образованный человек должен владеть иностранным языком, в современном мире знание иностранного языка необходимо). На уроках  можно применять сюжетно – ролевые и деловые игры,  развивающие   спонтанную речь, связанную с решением определенных проблем и коммуникативных задач, расширяющие словарный запас ученика,  его познания  в сфере страноведения и языка. Организация общения на старшем этапе обучения иностранному языку с использованием данных игр способствует повышению эффективности учебного процесса. Деловые игры в обучении иноязычной речи используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей учащихся, дают возможность  понять и изучить учебный материал с различных позиций.  Ситуативные игры позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

Совершенствование системы современного российского образования влечёт за собой изменение подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, что, в свою очередь, вызывает необходимость поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие  обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Поэтому педагогическим кредо современного учителя должны стать слова Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».

Иностранный язык в настоящее время является интегративным звеном  начального образования. Следовательно, процесс обучения данному учебному предмету должен осуществляться с учётом изменений, происходящих вследствие введения ФГОС НОО, на основесистемно-деятельностного подхода.

Поскольку основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком,задачей учителя  является создание условий практического овладения языком для каждого обучающегося, что означает необходимость выбора продуктивных приёмов и методов обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою творческую активность.

Главная идея новой образовательной парадигмы состоит в том, что обучающиеся получают знания не в готовом виде, а добывают их самостоятельно в процессе исследовательской деятельности.  Учебный процесс  в деятельностной модели обучения представляет собой: а) взаимодействие; б) решение коммуникативных (проблемных) задач. Организация работы обучающихся на уроке происходит с учётом нового содержания этапов урока: самостоятельного выдвижения цели предстоящей учебной деятельности обучающимися, планирования своих действий для достижения поставленной цели, осуществления деятельности, рефлексии полученных результатов.

Рассмотрим некоторые методы и приёмы, способствующие формированию познавательной активности, повышению мотивации младших школьников в освоении иностранного языка. Одним из таких средств являются игровые технологии, на основе которых происходит формирование произносительных, лексических и грамматических навыков на уроках  иностранного языка, а также развитие коммуникативных навыков и умений в процессе естественной ситуации общения. Поэтому в процессе организации урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку необходимо стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах занятия.

Например, в начале занятия ребятам даётся установка: «По иллюстрациям догадайтесь, о чём мы будем сегодня говорить и чему мы можем научиться».  Или же занятие можно начать с весёлой шутки, просмотра небольшого видеосюжета по теме. Привлечь внимание детей к изучаемой теме можно, обыграв первый этап занятия в необычной форме - придумать увлекательную фабулу, прослушать музыкальное произведение, связанное с новой темой.

В настоящее время в распоряжении учителя иностранного языка находится арсенал современных игровых пособий, позволяющий преодолеть однообразие в учебной деятельности, сделать урок более динамичным, интересным и, как следствие, повысить его эффективность. К предпочитаемым нами игровым пособиям на печатной основе можно отнести:

- Пособие Кулясовой Н.А. «Алфавитные и тематические игры на уроках иностранного языка: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.

- Наглядное пособие Т.Б. Клементьевой «Занимательные карточки: наборы карточек с картинками для развития навыков чтения», М.: Изд-во «АЙРИС-пресс», 2011.

Дидактические игры, представленные в данных пособиях, позволяют комплексно развивать коммуникативные навыки обучающихся в разных видах речевой деятельности: аудировании (в процессе восприятия иноязычных высказываний учителя и своих одноклассников на слух и обучении способам адекватного реагирования); чтении, письме, устной речи.

При обучении иностранному языку можно учитывать увлечённость современных школьников компьютерными технологиями, применяя обучающие компьютерные игры на английском и немецком языке, мультимедийные приложения. В этом отношении учителей иностранного языка может  заинтересовать содержание следующих сайтов:

http://www.funology.com/ 

http://www.starfall.com  
     http://www.gogolovesenglish.com  
     http://www.bbc.co.uk/schools/starship/english 

http://www.kindersite.org/Directory/DirectoryFrame.htm 
     http://www.4teachers.org/ 

В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку М.Ф.Стронин подразделяет игры на подготовительные и творческие [5].

Подготовительные” игры включают в себя грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, целью которых является формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, а также тренировка употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммукативном этапе овладения иностранным языком.

К “творческим” играм относятся аудитивные и речевые игры. Их цель - дальнейшее развитие речевых навыков и умений.

В качестве примера приведём несколько подготовительных игр - упражнений для тренировки лексических навыков обучаемых.

«Числа и цвета». Дети садятся за общий стол. У каждого участника игры карточка с цифрой (до 12). В центре или стола – разноцветные карточки. Учитель называет цифру и цвет, например: “Two” – “Red”. Тот участник, у которого в руках карточка  с цифрой 2, выбирает и показывает карточку красного цвета. Остальные участники внимательно наблюдают за своим товарищем, выполняющим задание, и поправляют его в случае необходимости. [3]

 «Переводчики». Дети становятся в круг. Играют все одновременно. Учитель бросает мяч поочередно каждому и называет по-русски любое слово по изучаемой теме. Участники игры возвращают мяч учителю, называя при броске необходимое слово по-английски. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.[3]

 «Кто убежал? ». На столе учитель расставляет игрушки животных  и просит детей внимательно посмотреть на животных и постараться запомнить всех. Затем учитель даёт команду (Закройте глаза!) и ребята закрывают глаза. В этот момент учитель убирает одного из животных и даёт команду: your Откройте глаза. Кто убежал?) Дети должны назвать то животное, которое убежало.

 По аналогии с этой игрой можно провести игру «Недостающая буква алфавита». Учитель просит детей закрыть глаза и закрывает букву на плакате с алфавитом. Когда дети открывают глаза по распоряжению учителя, они называют эту букву.

Умный листок.. По трем рядам с последней парты передают вперед лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно слово по заданной теме. Выигрывает команда, справившаяся быстрее и точнее остальных.

В качестве примеров творческих  игр можно привести игры-задания: описание предметов, явлений, продолжение рассказа, изображение образа какого-либо абстрактного понятия: дружбы, благодарности, ссоры и т.д.

«Описание времени год»а

Класс должен разделиться  на две группы. Каждая группа получает по картинке с разными временами года, участники групп описывают свое время года: типичную погоду, особенности природы, свойственные данному сезону, но при этом не должно называться само время года. Вторая  группа по описанию должна отгадать, о каком времени года идет речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.

«Отгадай, о какой погоде идёт речь»

Класс делится на две команды. Одна команда получает список природных явлений, обозначающих: падающий снег, вьюгу, солнечный свет, жаркую погоду, морозную погоду, дождь и т.д. Эта команда пытается изобразить заданные явления с помощью жестов, мимики и телодвижений. При этом запрещается произносить какие-либо слова или звуки. Вторая команда пытается отгадать эти явления природы.

Организуя процесс обучения иностранному языку, учителю следует принимать во внимание  необходимость применения элементов здоровьесберегающих технологий. Поэтому важно предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, усталости. На начальном этапе это могут быть физкультминутки, музыкальные паузы с использованием  двигательной активности: танцевальных движений, несложных физических упражнений.  Данная  форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание ребят, вызывая чувство комфорта. Дети с большим удовольствием участвуют в динамических музыкальных паузах, стремятся сами выступить в роли инструктора, что создаёт веселый эмоциональный настрой, создаёт условия для развития мотивации к изучению данного учебного предмета. Однако учителю необходимо помнить о том, чтоигровые моменты, применяемые в целях релаксации, не предполагают сложных заданий, в них не должно быть победителей и проигравших. Эти игры, вызывающие радостные эмоции, выполняются легко и непринуждённо.  В качестве примера подобных видов деятельности можно привести игры-пантомимы: изображение в воздухе изучаемых букв алфавита, животных с помощью характерных движений, мимики, голоса.

        Таким образом, использование нетрадиционных форм и методов организации урока иностранного языка, таких как, игровые технологии в контексте коммуникативного метода,  позволяет на практике реализовать основные направления организации образовательного процесса в аспекте содержания ФГОС НОО. Эффективность использования  СОТ в обучении   измеряется конечным результатом.

Мы сравнили эффективность обучения в 6а классе с углубленным изучением иностранного языка  в 1 и 4 четверти 2012-2013 года обучения.

Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы,  полученные  знания применяются  на практике. Учащиеся этого класса любят и умеют спорить, быстро подбирают доказательство, факты, формируют суждения. Они умеют самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач. Они уверенно держатся на сцене и у доски, не боятся высказывать свое мнение, публично выступать, участвовать в дискуссии.

Сравнивая результаты I и IV четверти, можно сделать вывод, что качество знаний по немецкому языку в 6а повысилось на 15%, неуспевающих нет.

Четверть

Кол-во уч-ся

Класс

"5"

"4"

"3"

Качество

%

Успеваемость %

Кол-во неуспевающих %

I чет.

10

2

5

3

70

100

-

IV чет.

10

3

6

1

85

100

-

Вывод:

Применение современных образовательных технологий затрагивает один из основополагающих аспектов системно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку. Он обеспечивает успешность учебной деятельности, поскольку представляет собой педагогический инструментарий, создающий условия для повышения мотивации обучения,  для формирования гармонично развитой личности, обладающей коммуникативной социокультурной компетенцией, а также учебно-познавательной компетенцией, способствующей её дальнейшему самосовершенствованию на протяжении всей жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!