СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игровые технологии на уроках истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Игровые технологии на уроках истории"»

Игровые технологии на уроках истории

Автор: Гаджиева Асият Набиевна

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Игра является одним из самых распространенных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В настоящее время в современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент более общей технологии;

- в качестве урока или его части (введение, контроль);

- как технология внеклассной работы.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии активно применяются на уроках истории и обществознания. Данная технология реализует важную цель: осмысленное, оперативное владение учебным содержанием и использование его в незнакомых ситуациях с учетом взаимодействия с одноклассниками (учитывая их знания, реакцию, интересы и особенности характера).

На уроках истории и обществознания применяются различные формы игровой деятельности. Наиболее популярной игрой при повторении изученного материала является «Своя игра». Данную игру можно применять в разных классах. Структура игры позволяет составлять задания различного уровня сложности. Правила игры позволяют участвовать всем обучающимся.

Нестандартные игровые ситуации реализуются на уроках истории. Происходит привлечения обучающихся для реконструкции исторических событий.

В старших классах на различных этапах урока применяются ролевые игры, которые позволяют учащимся через игровую форму обыграть социально значимые роли. Так, например, в 9 классе при изучении темы «Общение» для закрепления изученного материала применяются игровые ситуации. Класс делится на несколько групп и моделирует варианты разных видов общения: делового, повседневного убеждающего общения. Показывая варианты различных видов общения, ученики внимательно наблюдают друг за другом, анализируя в конце ошибки, допущенные в процессе общения.

Более сложной по форме является деловая игра.

Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

Функции деловой игры:

Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная функция игры. Она вводит обучающегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

Функция коррекции в игре. Коррекционные игры способны оказать помощь обучающимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии, выводящей на развлекательность.

В старших классах классе деловая игра проходит при изучении тем «Избирательный процесс в России», «Предпринимательство и бизнес» по обществознанию и экономике. При изучении темы «Избирательный процесс в России» обучающиеся вместе с учителем организуют выборы президента класса. За 2 недели до проведения игры класс делится на несколько групп: избирательная комиссия, кандидаты на должность, электорат. Каждая группа получает свой пакет заданий. В день проведения игры кандидаты проводят дебаты и происходит процесс выборов президента класса. После игры обучающиеся анализируют получившиеся результаты.

В деловой игре «Предпринимательство и бизнес» моделируется процесс организации предпринимателем прибыльного производства на основе купли-продажи необходимых экономических ресурсов в соответствии с имеющейся технологической картой.

На уроках истории в 10-11 классах также применяется игровое моделирование при изучении тем «Международная конференция по итогам Первой мировой войны», «Культура и искусство первой половины XX века» в 10 классе, «Международные отношения во второй половине XX в.» в 11 классе. Подводя итоги Первой мировой войны, обучающиеся проводят международную конференцию. Обучающиеся класса делятся на три группы соответственно трем ведущим державам, присутствовавшим на Парижской мирной конференции: Великобритания, Франция, США. В каждой группе выделяется политический лидер, который представляет интересы страны, готовит доклад о роли страны в Первой мировой войне. Остальные участники групп готовят политическое заявление, с которым выступит их лидер (вклад страны в войну и победу над ней, требования на Парижской конференции), принимают участие в обсуждении, подводят итоги конференции.

Не менее интересной является игра при изучении культуры и искусства первой половины XX века. На уроке разыгрывается ситуация вручения премии за наиболее важное, с точки зрения людей первой половины XX века, открытие или изобретение. Прообразом служит факт вручения Нобелевской премии. Обучающиеся учреждают свою премию, создают комиссию, которая присуждает премию в каждой из предложенных номинаций. Рассматривая международные отношения стран во второй половине XX века, обучающимися разыгрывается заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Часть ребят получает опережающее задание по вопросам, которые выносятся на обсуждение, осуществляют поиск и анализ информации по проблеме, готовят выступление. Остальные обучающиеся являются членами ООН, принимают участие в коллективном обсуждении, высказывают свою точку зрения, аргументируя её, подводят итоги обсуждения.

Таким образом, применение игровых технологий является неотъемлемым этапом на уроках истории и обществознания. Игровые технологии повышают познавательный интерес у обучающихся, позволяют активно включаться в образовательный процесс.

Литература

  1. Несмелова М.Л. История. Всеобщая история. Поурочные рекомендации. 10 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни/ М.Л. Несмелова, Е.Г. Середнякова, А.О. Сорока-Цюпа. - М.: Просвещение, 2017. – С. 96-99, 302-304.

  2. Михайленко О.И. Общая педагогика. М., 2008.

  3. Певцова Е.А. Обществознание: книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание 8-9 кл.» М.: ТИД «Русское слово», 2000.

  4. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Основы экономики. Практикум. – М.: Социально-политический журнал, 1993. – С. 37-44.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!