Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся
Игровые технологии
Игра — самое любимое, самое естественное занятие детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Педагогические игры
Педагогические игры
По виду деятельности
физические
интеллектуальные
трудовые
социальные
психологические
Педагогические игры
Педагогические игры
По характеру педагогического процесса
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие
познавательные, воспитательные, развивающие
репродуктивные, продуктивные, творческие
коммуникативные, диагностические
Требования к организации дидактических игр
- Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества
- Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
- Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр
- Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
- Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
- Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
- 1. Игры-упражнения.
- 1. Игры-упражнения.
- 2. Игры-путешествия
- 2. Игры-путешествия
- 3. Игры-соревнования
- 3. Игры-соревнования
Виды дидактических игр
Переводчик
Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена). Выя - (шея). Длань - (ладонь).
Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец). Десница - (правая рука).
Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).
Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).
Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).
Диктант - шутка
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.
Лингвистический футбол
Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил
.
1. Отделите плод от растения СОШИСНШАКА Ответ: шишка сосна 2. Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА Ответ: вода, сахар 3. Уберите горячее — останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ Ответ: кипяток, айсберг
1. Отделите плод от растения СОШИСНШАКА
Ответ: шишка сосна
2. Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА
Ответ: вода, сахар
3. Уберите горячее — останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ
Ответ: кипяток, айсберг
Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание
АО Б ОО У А Д А-
ИП Ь Р Т П Е ИР -
ЭП В Ф С ФП Е -
ВЮЛ Г В Д Л А Ю -
ЖЗ С УУ Ч Ж А З
ОА С АО Т А Л О-
ГЦ И Д В ГЦ Ы Д!
АОБООУАДА-
ИПЬРТПЕИР -
ЭПВФСФПЕ -
ВЮЛГВДЛАЮ -
ЖЗСУУЧЖАЗ
ОАСАОТАЛО-
ГЦИДВГЦЫД!
БУДЬТЕ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫ!
Игровые технологии
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.