СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы в 5- 9 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии на уроках русского яыка илитературы в 5- 9 классах

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках русского языка и литературы в 5- 9 классах»

4


Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов развития творческих способностей учащихся в 5- 9 классах







Работа учителя русского языка и литературы

МБОУ Воронцовская СОШ

Костыриной Любови Аркадьевны





































Одной из главной задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий достижения высокого качества образования в соответствии с потребностями современной жизни.

Перемены, происходящие в современном образовании, позволяют учителю выбрать методы и технологии, которые по его мнению самые оптимальные для построения учебного процесса.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей далеко не новые. Игра позволяет открыть детям незнакомые стороны науки, помогает развивать творческие способности, преодолевать трудности, связанные с запоминанием материала. Очень важно то, что игра на уроке русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Кроме этого игра воспитывает инициативу, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации, что также немаловажно для воспитания творческой личности.

Дидактические игры заняли своё достойное место в практике проведения уроков. Но современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику. Следовательно, надо переводить дидактическую игру на новый, творческий уровень.

Находясь в постоянном поиске, стараюсь, как педагог, видеть в каждом ученике творческую личность. Для этого стараюсь развивать активность, самостоятельность, то есть те качества, которые сопутствуют творчеству. Стараюсь вводить в урок те игровые моменты, что соответствуют возрасту детей, являются увлекательными, способствуют умственному и нравственному развитию.



  1. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

«Поймай мяч!»

Эта игра активизирует весь класс. Дети не знают, какой будет вопрос, к кому полетит мяч.

Изучается, например, тема »Спряжение глагола». Учитель бросает мяч ученику, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ученик, ответивший правильно, садится на место, а не справившийся с заданием, продолжает пытаться, стоя на месте, исправить свою ошибку.

Игра «Корректор»

Эта игра может проводиться с использованием компьютера. Проецируется на экран запись, где учащиеся должны найти ошибки, исправить их, дать аргументированное пояснение исправления.



Например, «Не был» написано слитно. Объясни, где ошибка.

«Невзлюбил» написано раздельно и рядом пояснение: «Не» с глаголами всегда пишется раздельно». Найди ошибку, исправь и поясни.

«Расчистить» написано с приставкой «раз». Как исправить и почему?



Игра «Третий лишний».

Нужно найти слово, не соответствующее правилу, части речи и т.д.

Например:

- стенной, каменный, соломенный ( лишнее слово «соломенный»);

- жгуч, горяч, шипуч, груш ( лишнее слово «груш»)

- секция, инспекция, лекция, цирк ( лишнее слово « цирк»)



Игра « Чудесные превращения»



Эта игра пробуждает интерес к другим предметам, заставляет быть внимательным.

Например, превратить имена собственные в нарицательные или наоборот.

Город Орёл( птица орёл), планета Земля( черная земля), собака Стрелка ( стрелка часов), девочка Лилия ( цветок лилия), поселился на Луне (туманная луна на небе).



Игры, направленные на отработку орфоэпических норм. Игры орфоэпические стараюсь проводить почти на каждом уроке. Это может быть разминка перед уроком. Например. « Составь диалог!»



Даны слова: щавель, средства, инструмент, шофёр, украинский, звонить.

Вариант

Дежурный снимает трубку.

- Кто звонит?

- Звонит бригадир шофёров. Нас отправляют в дальний рейс.

- Что вам необходимо?

- Нам нужен новый инструмент, также средства для чистки кабины, а на обед украинский борщ со щавелем.

- Хорошо, заказ будет выполнен.



Игра « Конкурс дикторов»



Задача участников игры – прочитать правильно спроецированный текст, причем, эта работа может вестись в паре или в группе.



Например:

Средства массовой информации сообщили о реформах социальной сферы. Реформы будут проводиться в разных городах, будут подсчитываться проценты повышения заработной платы. Для мониторинга будет создана счётная палата.



Игры, влияющие на расширение словарного запаса.



«Напиши пословицу или фразеологизм»



Даётся написанный ряд слов, из которых составляется пословица или фразеологический оборот.



Например: ежовых, с гуся, как, рукавицах, держать, канул, играть, в лету, в бирюльки, вертится, свистит, на языке, в карманах, вода, ветер.



Ответы: держать в ежовых рукавицах, как с гуся вода, канул в лету, играть в бирюльки, свистит ветер в карманах, на языке вертится.



Игры, развивающие творческое мышление, кругозор.



Игра « Напиши синквейн»



На этапе внедрения этой игры, необходимо объяснить детям, что такое синквейн. Синквейн – это пятистишие, в котором первая строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

Третья строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

Четвёртая строка – фраза, несущая определенный смысл .

Пятая строка – заключение в форме существительного, которое называет ассоциацию с первым словом синквейна.

Например:



Существительное.

Собственное, нарицательное.

Называет, знакомит, существует.

Даёт возможность узнать, что есть во всей Вселенной.

Предмет.





Глагол.

Живой, подвижный.

Жжёт, волнует, движется.

Помогает донести свою мысль до людских сердец.

Искусство.



Синквейн может быть предложен классу в конце урока в качестве вывода по новой теме или на уроках обобщения и систематизации изученного по определенной теме.



Оживить опрос, активизировать работу класса мне помогают кроссворды, ребусы. Одновременно они развивают творческие возможности, заставляют работать над собой. Кроссворд часто предлагается в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может выступать как интересный момент подведения итога урока.

Кроссворды очень нравятся учащимся любого возраста. В кроссворды могут быть зашифрованы термины, слова на какое-либо правило. Учителю необходимо объяснить, как его решать или составлять, больше предоставлять самостоятельности и ребята быстро увлекаются, появляется момент соревновательности.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!